Антимонопольные требования в области использования природных ресурсов и в иных отдельных сферах деятельности
В ряде иных отраслевых федеральных зако-нах, как правило регулирующих какие-либо отдельные сферы хозяй-ственной деятельности, также устанавливаются дополнительные ан-тимонопольные механизмы в целях более эффективного противодей-ствия монополистической деятельности именно в данной сфере хозяйствования.
Антимонопольное законодательст-во России устанавливает и некоторые дополнительные механизмы контроля экономической концентрации в сфере использования при-родных ресурсов. Эти механизмы направлены на непосредственное ограничение концентрации природных ресурсов в руках одного хо-зяйствующего субъекта (группы лиц) посредством установления пре-дельных объемов природных ресурсов, которые могут концентриро-ваться у одного хозяйствующего субъекта (группы лиц).
Одной из ба-зовых норм для этой особой группы механизмов института контроля экономической концентрации является п. 4 ст. 22 Закона о защите конкуренции, определяющий функции антимонопольного органа. Согласно данному пункту к функциям антимонопольного органа от-носится среди прочих также функция осуществления государствен-ного контроля за экономической концентрацией в сфере использова-ния земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами. К таким федеральным законам относятся, в частности, Лесной кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О недрах», постановление Верховного Совета Российской Федера-ции от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие По-ложения о порядке лицензирования пользования недрами» (имеет статус федерального закона).
ст. 50 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) содержит по-ложения, посвященные особенностям контроля за экономической концен-трацией в сфере использования лесных ресурсов.
Часть 3 данной статьи уста-навливает, что Правительство Российской Федерации может фиксировать максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные ч. 8 ст. 80 ЛК РФ. Это исключение связано со случаями, когда в аукционе по предоставлению прав на освоение лесного участка (а аукцион является по ЛК РФ основной формой предоставления таких прав) приняло участие менее двух претенден-тов. В этом случае возникает необходимость заключить соответствующий до-говор с единственным претендентом. Этот претендент может владеть объемом Древесины, который превышает предел, установленный Правительством со-гласно ч. 3 ст. 50 Л К РФ в целях антимонопольного контроля. Однако, по-скольку это лицо может быть единственным претендентом на освоение дан-ного лесного участка, применение к названному случаю ограничительных Механизмов, предусмотренных ч. 3 ст. 50 ЛК РФ, стало бы препятствиям к освоению данного лесного участка и могло бы привести к экономической не-выгоде государству, поскольку иных претендентов на освоения данного участ-ка нет, никто более не выразил желание осваивать его, поскольку не пришел на лесной аукцион. Именно поэтому ч. 3 ст. 50 Л К РФ устанавливает исклю-чение из своего действия для случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 80 ЛК РФ, а именно когда лесной аукцион признается несостоявшимся по причине при-сутствия на аукционе менее двух претендентов. В этом случае единственный участник аукциона не только вправе, но и обязан не позднее чем через 10 дней после дня проведения аукциона заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, даже если в его пользовании до или после данной сделки концентрируется объем древесины, превышаю-щий величину, установленную Правительством России. Важно при этом от-метить и следующее положение, предусмотренное ч. 8 ст. 80 Л К РФ, которое имеет важное конкурентное значение для защиты добросовестного предпри-нимательства от неправомерных действий (бездействия) органов власти. Ус-танавливается, что орган государственной власти или орган местного само-управления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего дого-вора по начальной цене предмета аукциона.
Лесной кодекс не фиксирует прямо макси-мальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, но определяет, что такой максимальный объем устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный объем определен в постановлении Прави-тельства России от 22 июня 2007 г. № 395 «Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц». Данным по-становлением предписывается, что максимальный объем древесины, подле-жащей заготовке лицом, группой лиц (в значении, предусмотренном ст. 9 За-кона о защите конкуренции), в лесах, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, составляет не более 35% от суммы утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек в отношении лесов, расположен-ных в границах всех лесничеств и лесопарков на территории субъекта Россий-ской Федерации.
В целях выявления порядка осуществления контроля экономической кон-центрации в сфере использования лесных ресурсов следует также обратить внимание на положение, предусмотренное ч. 4 ст. 50 Лесного кодекса РФ. посвященной особенностям контроля за экономической концентрацией в сфере использования лесных ресурсов. Согласно данной норме государствен-ный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Законом о защите конкуренции.
Похожие механизмы контроля предусмотрены также законодатель-ством, регулирующим отношения в сфере недропользования, в частно-сти Законом и постановлением Верховного Совета Россий-ской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в дей-ствие положения о порядке лицензирования пользования недрами».
Ст. 17 Закона «О недрах», устанавливающей до-полнительные антимонопольные требования применительно к сфере не-дропользования, определяется, что федеральный орган управления государ-ственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, пре-доставляемых в пользование. Таким органом является Федеральное агентст-во по недропользованию. К сожалению, в отличие от лесной сферы такие предельные размеры участков недр, которые могут осваиваться одним хо-зяйствующим субъектом (группой лиц) не установлены. Между тем следует отметить, что сфера недропользования и производства продукции из недр является одной из монополизированных сфер в экономике в России.
Закон о недрах содержит специальную ст. 17 «Антимоно-польные требования при пользовании недрами», которая устанавливает до-полнительные проконкурентные механизмы в регулировании недропользова-ния по отношению к общим нормам антимонопольного законодательства, распространяющимся в полном объеме и на сферу недропользования. Со-гласно данной статье запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными, в частности, действия любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные, в частности, на:
- дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирую-щие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положе-ние в недропользовании;
- дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
Данный закон содержит указания на соответствующие санкции, преду-смотренные за нарушение указанных запретов.
ст. 15 Закона о недрах, посвященна вопросам государственной системы лицензирования. Согласно данной статье государственная система лицензирования — это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. При этом одной из задач государственной системы лицензиро-вания является обеспечение развития рыночных отношений, проведения ан-тимонопольной политики в сфере пользования недрами.
69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Согласно ст. 26 данного Закона организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими органи-зациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное за-конодательство, в том числе такие действия, как:
- навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;
- включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в не-равное положение по сравнению с другими потребителями;
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потреби-телями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки;
- создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа;
- сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания моно-польно высоких цен.
Статья 27 - собственники систем газоснабжения обязаны обеспе-чить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей.