Факторы, влияющие на выручку от реализации продукции
Размер выручки от реализации продукции зависит от:
1) количества, ассортимента и качества продукции, которая подлежит реализации;
2) уровня реализационных цен.
Объем (количество) реализованной продукции прямо влияет на величину выручки, а само количество реализованной продукции зависит объема производства товарной продукции и изменения величины переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода(года). Ассортимент реализованной продукции оказывает двоякое влияние на величину выручки. Увеличение в общем объеме реализованной продукции удельного веса ассортимента с более высокой ценой увеличивает выручку, и наоборот.
Прямое влияние на размер выручки оказывает и уровень отпускных цен. В свою очередь, на уровень цен влияют качество и потребительские свойства, сроки реализации продукции, спрос и предложение на рынке.
На отдельные виды продукции, работ, услуг государство устанавливает фиксированные или регулируемые цены. Тогда выручка от реализации продукции зависит от уровня прейскурантных цен.
В условиях рыночной экономики существуют свободные, фиксированные и регулируемые цены.
Фиксированные цены устанавливаются административно (государством), в основном на услуги первой необходимости и на товары, которые монопольно изготовляются государством (газ, електроэнергия и др.). Регулируемые цены устанавливаются регулированием уровня рентабельности товаров первой необходимости, например, хлебобулочных изделий, продуктов детского питания и т.д. При этом государством устанавливаются индикативные цены – минимальный и максимальный уровень цен.
В некоторых случаях пользуются свободными ценами, то есть ценами, которые сложились на рынке под влиянием спроса и предложения по договоренности сторон – поставщика и потребителя.
Устанавливая свободные цены за основу берут себестоимость и прибыль (плановую рентабельность). Затем добавляют акцизный сбор (для подакцизных товаров) и налога га добавленную стоимость.
4. Сущность и состав затрат (расходов) предприятий
Деятельность предприятия с момента его создания связана с осуществлением разнообразных затрат трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов.
Затраты (Costs) – выраженные в денежной форме расходы, которые предприятие несет в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.
Затраты предприятия, так же как и доходы можно разделить по направлениям деятельности предприятия (см. рис. 4).
Рис. 4. Направления использования средств предприятия.
Под операционными затратами понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов на осуществление производственной (операционной) деятельности.
По своему характеру операционные затраты подразделяются на два вида – текущие и долговременные затраты.
Текущие затраты (себестоимость) связаны с закупкой сырья и материалов, их транспортированием и хранением; обслуживанием материально-технической базы, содержанием персонала и т.д.
Долговременные затраты (инвестиции) связаны со строительством, реконструкцией или приобретением новых производственных зданий, помещений; покупкой новых видов машин и оборудования, приобретением различных нематериальных активов, обслуживающих производственно-сбытовые процессы и т.п.
Операционные затраты предприятия, осуществляемые им в процессе снабженческой, производственной, сбытовой операционной деятельности представлены в основном его издержками. Издержки в разных отраслях принимают различную форму: в промышленности – издержки производства или себестоимость продукции, в торговле – издержки обращения и т.п. Далее все операционные затраты будут именоваться «издержками».
Суммарные затраты предприятия – как производственные так и непроизводственные, не зависимо от того, относятся они на себестоимость или на финансовые результаты можно разделить на три основные категории:
-Переменные (или пропорциональные) затраты, которые прямо зависят от изменения объемов производства. Они возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и др.
- Постоянные (непропорциональные или фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства, т.е. они имеют место даже в том случае, если предприятие временно не осуществляет операционную деятельность.
К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п.
- Смешанные затраты состоят из постоянной и переменной частей. Примеры таких затрат: почтовые и телеграфные расходы, расходы на текущий ремонт оборудования и т.п.
Смешанные затраты можно разделить на постоянную и переменную части при помощи различных математических методов (метод максимальной и минимальной точки, графический метод, метод наименьших квадратов и др.).
Таким образом суммарные издержки можно представить в общем виде:
Costs = F + q*v , ( 7)
где F – сумма постоянных издержек;
v – переменные издержки на единицу продукции;
q – объем реализации.
Четкая классификация доходов и расходов является базой:
обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период; | |
определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода; | |
разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовым операциям; | |
разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа. |
Термины и понятия: валовой доход, доход (выручка) от реализации продукции, чистый доход (выручка) от реализации продукции, объем реализации, операционные расходы, себестоимость, переменные затраты, постоянные затраты.
Выводы
- Валовой доход предприятия складывается из доходов от обычных видов деятельности (операционной, финансовой и инвестиционной) и чрезвычайных доходов.
- Выручка от реализации продукции – основной источник доходов предприятий. На величину выручки от реализации продукции оказывают влияние такие факторы, как объем и цена реализованной продукции.
- К расходам предприятия относятся расходы на обычные виды деятельности (операционные расходы, административные расходы, расходы на сбыт, расходы по финансовым операциям) и расходы в связи с чрезвычайными событиями.
- Разделение затрат на постоянные и переменные помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Это разделение позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить “запас финансовой прочности” предприятия на случай осложнения конъюнктуры и иных затруднений.
Контрольные вопросы
- Опишите схему формирования валового дохода.
- Как рассчитать выручку от реализации продукции? Какие факторы влияют на выручку от реализации продукции?
- Как определить чистый доход от реализации продукции?
- Какие виды расходов Вы знаете?
- По какому критерию происходит деление затрат на постоянные и переменные?