Ф-ии финансов. Финансовые ресурсы
Финансы выполняют следующие функции: 1. Распределительную- Осн. доходы формир. при распред. Нац. дохода среди участников матер. производства: • з/п рабочих, служащих, доходы фермеров, занятых в сфере матер. Пр-ва; • доходы орг-й сферы матер. пр-ва. Перераспределение нац. дохода – межотрасл. и террит. перераспределение средств в интересах их более эф. Исп-я и накопления; с наличием производственной и непр. сферы, в кот. Нац. доход не создается (здравоохр., культура); между соц. Гр. населения. Роль финансов – повыш. матер. заинтересованности работников в достижении наил. Резул. при наим. затратах. 2. контрольную - контроль за распредел. ВВП и расходовании их по целевому назначению. Повыш. Эк. стимулирования, на рацион. Расход. Матер., трудовых и фин. ресурсов и прир. Богатств, через деятельность фин. органов. 3. регулирующую- вмешательство гос. через финансы (гос. расходы, налоги, гос. кредит) в процесс производства, исп. Фин. и бюдж. планирование, гос. Регул. рынка ценных бумаг. функции финансов реализуются через фин. механизм. Фин. механизм –совок. Орг. форм фин. отношений в народном хозяйстве, порядок формир. и исп. централизованных и децентр. фондов ден. средств, методы фин. планирования, финансовое зак-во. Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов, накоплений капитала. Фин. Рес. подразделяются на:
- централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды); децентр. финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).
Фин. Ресурсы :
· фонды аккумулятивного характера
· конечный финансовый результат(прибыль)
· источники формирования (налог. и неналоговые финансы )
· доходы имеющие реальное покрытие (выручка)
· конечные доходы
Фин. Ресурсы в СНС:
· Валовая прибыль экономики
· Отчислен. В государство внебюджетные соц.фонды
· Налоги на производство и импорт
· Налоги с физ.лиц
· Сбережения дом. Хозяйств
· Кредиты, полученные из зарубежных стран
3Фин-я система: сущность, структура. Финансовая система РБ.В научной и учебно-методической литературе нет единой точки зрение на определение понятия «финансовая система» и её структуру.Финансовая система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.Сущность. Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организаций, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.Структура. Финансовая система страны состоит из централизованных финансов (республиканский бюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды, государственный кредит) и децентрализованных финансов. Последние состоят из финансов домохозяйств и финансов организаций (финансы коммерческих, некоммерческих организаций, финансы финансовых посредников).Структуры финансовой системы можно ещё представить и как совокупность финансовых рынков, финансовых институтов и финансовых инструментов.
6Аппарат фин-го контроля (РБ).Система орг.,осуществляющих фин.контроль классифиц. на:орг.для кот.контрольные функ.в области фин.не явл. Основ. и орг.,специально созданные для осуществления фин. контр. К перв. группе относятся органы гос.власти и гос. управления общей компетенции.На их права и обязан. в этой обл.указыв. законы,уставы,положения.Управление фин. в РБ:парламент страны,аппарат Президента, правит. Высш.орг. фин. Контроля -Комитет гос. контроля.Функции комитета: осуществ. Контр. над испол. законод. актов;выполнение контр. над расходов. средств гос.бюд.;контроль над инвестиц.деят.органов гос.упр. и хозяйс.суб.;осуществл. контроля над движением валют. средств на тер.РБ;контроль над использованием исполн. и распорядит. Орг. кредитов и валютных ресурсов.Минист. фин. РБ-проводит един. фин, бюд, налог, валют. политику, утверж. парламентом, Президентом и Правительством РБ.В сист. Министерства финансов исключительно контр. функ. Заним. Глав. Контр.-ревизионное упр.,задачи: Осущ. контроля над соблюдением орг.гос. упр., предпр., организ., учрежд. и исполн. комитетами фин.-бюд. Законод.; контроль над использованием ими средств;проверка работы фин. Орг. по организации сост. и испол. Бюд.;проведение ревизий исполнения смет на содер. Бюд. Учреж.;анализ действующей сист. ведомственного контроля за использ. Гос.матер.и денеж. ресурсов.Орг. оператив. Упр. Фин. Явл. Минист. по нал. и сборам РБ.Также к орг. Фин. Контр. относится Нац. банк РБ в рамках проведения надзора за банковской деят.Управ. Фин. в отраслевых министерствах, гос. комитетах осуществляют фин. Управл. этих ведомств.В сфере фин.Контр.на них возложено выполнение функ.:конт. над эффективным использ.Основ. и оборотного капитала на предпр.;конт. над сост. Расч. в целом по министерству по платежам в бюджет, расч. с поставщ. и покуп., а также по зараб.плате с рабочими и служащими.
7Фин-й контроль: виды, формы, методыВ завис. от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различ. его виды: 1. Государственный контроль осущ-ся органами гос. власти и управления в отношении любого объекта контроля независ. от его ведомственной подчиненности. 2. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Объект - финансово-хозяйств деят-ть подведомственных предприятий, учреждений. 3. Внутрихозяйственный контроль осущ. экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Объект - финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений. 4. Общественный контрольосуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревиз. комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Объект - финансово-хозяйств. сторона функционирования вышеназванных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование). 5.Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Объект - финансово-хозяйственная деятельность проверяемых предприятий, учреждений, организаций.По формам и в зависимости от времени проведения финансовый контроль делится на:Предварительный контрольпредшествует совершению финансовых операций (наприм, по поступлению доходов в бюджет, расходованию средств бюджета и др.).Текущий контроль осуществляется во время оформления и совершения финанс. операций, связ. с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей.Последующий контроль производят после совершения финансово- хозяйственных операций, т.е. за истекший период. Он устанавливает законность и целесообразность расходов, полноту и своевременность поступления доходов в бюджет и т.п.По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, ревизии.
8Бюджетное устройство Р Б, принципы его построения.Бюджет – представляет собой форму образования и расходования фонда ден. средств, предназначенных для финан. обеспечения задач и ф-й го-ва. Формир.б-та самым непосредственным образом связано с разв.нац.дохода страны и его перераспределением. Как экон.категория б.отношения явл.сост.ч.фин.отношений, поэтому им присущи и осн.ф-и фин-ов. Б. выполн. Ф-и:1)перераспределение;2)гос.регулир.;3)фин.обеспечение соц.сферы и осущ.соц.политики го-ва;4)контроль над образ. И испол. Центр. Фондов ден.ср-в.Бюдж.устройство-это организация и принципы формир.си-мы б-ов в стране. Оно опред.гос.устройств. и политикой в бюдж. сфере. Ко-во звеньев бюдж.си-мы зависит от админ.-территор.деления страны. Различают 2 вида гос. И бюдж.Устройств:унитарн.и федерат. Простое(унитарное)-это единое, центр.-ное го-во, сост. Из разл. Администр.-территор.единиц, не имеющих в своем состве др.го-в или гос. образ.-й. В унитарных гос.-х б.си-ма имеет 2 осн.б.звена: общегос. и местные б-ы. Сложное го-во представл. Собой либо союз го-в, либо общность относительно самост. террит. образований. В федерат. го-х б.си-ма состоит из трех звеньев: общегос. б., б. субъекта федерации, местные. С понятием бюджетной системы тесно связано специфическое, но важное понятие "консолидированный бюджет", который определ. как свод б.-ов всех уровней на соответствующей территории. В РБ следующ. си-ма консолид.б-ов представлена: Б.республики (б. областей, г.Минска, респ.б.); б. области (б. райнов, городов обл.подчинения,); б.района(б.сельсоветов,поселков гор.типа, г. Районного подчинения расп.на террит.района). Важн. принципы б-ой с-мы, на основе кот. она функ-ет: Принцип полноты - том, что все доходы и расходы респуб. и мест. Б-ов, кот. определены налоговым и бюджетным закон-вом РБ, подлежат отражению в бюдж.всех уровней в обязат. порядке и в полном объеме; Принцип един-ства бюдж. с-мы озн. Един-во законод. базы, форм б. документации, прин-ов бюд. процесса; Принцип гласности -опубликование в СМИ всех сведений об утвержденных бюд-жетах; Принцип самост-ти бюджетов - у соответств. субъектов имеются необходимые бюдж. права, кот. Предост. им законод.-ом. Соблюдение перечисленных организ. принципов б.си-мы позв. правильно организ. Б. процесс и обеспеч. исполнение всех ф-ий б-ов.
9Осн-е этапы бюджетного процесса. Бюджетный процесс – важнейшая составная часть бюджетного права. Он предусматривает деятельность государства в лице его органов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов. Бюджетный процесс обеспечивает государство основным финансовым планом. Бюджетный процесс включает следующие этапы:•составление проекта бюджета;•рассмотрение и утверждение проекта бюджета •законодательными органами;•исполнение бюджета;•составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.•исполнение бюджета;•составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
10Экон-е содержание и функции бюджета. Сущность бюджета как экономической категории реализуется через ряд функций: распределительную (регулирующую), контрольную, фискальную и информационную.Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом выступают почти все участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.Контрольная функциябюджета заключается в том, что бюджет объективно через качественно-количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики.Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. С информационнойстороны бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами осн. показателей развития страны, на кот. ориентируются не только гос. учреждения, но и орг. Негос. сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные пок-ли формируют в обществе определенные ожидания, кот. могут быть как позитивными, так и негативными.
11Доходы и расходы гос бюджета. Доходы-сист. экономических отношений связанных с формой бюджета. 1.Налоговые 2.Взносы на гос соц страхование 3.неналоговые-штрафы; доходы как собственник; от гос операций; сдача в аренду; поступления от кредитов. 4.Безвозмездные поступления(благотв. фонды, от др гос-в) Расходы: 1.Текущие (зп) и капитальные (на финан проектов).2.Функциональные(оборона,культура,образование) 3.Ведомственные (разл. подразделения) 4.Экономические(зп,покупка товаров). Секвитр (сокращ.) расходов. Блокирование (приостановка) расходов. Расходы:-содержание и развитие соц-культурной сферы местного значения и соц защита населения; -благоустройство насел. пунктов; -финансиров. коммерч. предприятий; -содержание аппарата местного управления; -создание резервных целевых фондов местного значения. Доходы: собственные, закреплённые, регулир., межбюджетные трансферты(дотации, субсидии, субвенции). Бюджетное регулирование. Закон о бюджете на очередной финанс. год могут устанавл. и утверждать след. осн. показатели: 1-превышение расходов над доходами или наоборот, внутр внешн источники фин дефицита; 2-доходы гос бюджета; 3-расходы; 4-размер оборотной кассовой наличности по бюджету; 5-перечень целевых программ, финанс. кот предусмотренно из средств бюджета и др. Выд. 2 показ. дефицита: 1-удел. вес дефицита гос бюдж. ВВП(норм 2-3%);2-удел вес б в расход части гос бюджета(норм 8-10%). Источники нар.гос дефицита: внутренние(из банк. сектора, из сектора гос управл, операции с гос имуществом, операции по средствам в иностр валюте) и внешние(кредиты, размещение ценных бумаг). Типы бюджетного федерализма: 1-конкурентный(перераспределение м-ду бюджетами разл. уровня); 2-кооперативный: горизонтальное и вертикальное выравнивание.
12Местные бюджеты, их формирование и использование.Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении: формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления: контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РБ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.Доходы местных бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, имущества муниципальных унитарных предприятий и доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями. Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. Из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:содержание органов местного самоуправления; организация, содержание и развитие учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации; содержание органов охраны общественного порядка;организация, содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства; дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов; содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей среды на территории муниципальных образований; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления.
13Казначейство гос-е. Роль и функции.Главное гос. К. - структур. подразделение Мин. Фин. РБ. созд. казн. с-ма в РБ нач. в соотв. с приказом М.Ф. от 16.12.1993г. «О гос.К. РБ».Прич. перехода на казн. с-му исполнения бюджета: распыление бюдж. средств по счетам бюдж. учр-й в банк. с-ме; низкая скорость движ. Бюдж. Потоков; отсут. оператив. инф. о движении бюдж. Потоков; нецелевое исп. фин. рес. со стороны распорядителей бюдж. средств. с-ма К. предусматривает переход на финанс. расходов мин-в и ведомств, их подведомственных учр-й с единого казн. счета. Средства перечисл. на счета поставщ. товаров и усл. для бюдж. сектора, минуя счета распорядителей. Задачи К.: организация исполн. Респ. бюджета РБ и управление гос. фин-выми ресурсами на счетах К.; учет и проведение бюдж.-фин. операций по счетам К., обеспечивающим исполн. Бюдж.; распред. Бюдж. Потоков; осущ. операт. контроля за поступл. доходов бюдж., целевое исп. Бюдж. средств, собл. банками правил кас. исполнения бюдж.По окончании бюдж. периода Гл. Гос. К. Сост. отчет об исполнении респ. Бюдж. за истекший год, а также консолидир. бюджета. Гл. Гос. К. наделено правами: истребовать и получать от юр. и физ. лиц информацию об осуществл. Бюдж.-фин. операций по формир. и исп. Гос. средств, от банков — сведения о сост. счетов мин-в, ведомств, предпр-й, орг-й, учр., исп-х средства республ. бюджета, целевых бюдж. фондов, движении средств по этим счетам; выдавать банкам обязат. для исполнения предписания о взыскании с предпр-й, учр., орг. в бесспорном порядке средств, выдел. из респ. Бюдж. и исп-х не по целевому назнач., задолж-ти по ссудам при несобл. усл. их погашения; огранич-ть и приостан. финансир. расходов за сч. гос. средств в случ. несобл. их получ-ми закон. норм и норм. актов, нецелево-го и неэф. их исп-я; давать указания о замораж. Банк. счетов при нарушениях. Гл. гос.К. руководит работой террит-х органов К. Они вкл-т управления гос.К. по г. Мн, отделения в гор. и р-нах, при местных фин. органах.
14Бюджет. регулирование. Дефицит гос-бюджета, и источник его финансирования. Гос-бюджет - форма образования и расходования фонда, предназ-го для фин-го обеспечения гос. Функции: перераспред-е нац-го дохода; гос-е регулирование и стимулирование эк-ки; финанс-е соц-й среды; контроль за образованием и исполнением центральных фондов. Бюджетное устройство-оргонизация и принципы формирования бюджетов. Бывают: Простые —УП: гос-бюджет и местные бюджеты — это сис-ма консалидированных бюджетов. Сложные —федеративные гос-ва: гос-бюджет, б-ты федерации, б-ты местные — это большие свободы. Бюдж-й процесс —деятельность гос-органов по составлению, распред-ю, исполнения гос-бюдж-в. Финансовый год —период, в теч-е кот-го реализ-сяцентрализ-й план гос-ва. Этапы бюд-го процесса:1) составление проекта бюджета; 2) рассмотр-е и утверж-е б-та; 3) финансирование исполнения б-та; 4)составление и утверж-е б-та. Стр-ра гос-б-та РБ:Доходы —налоговые (ндс); взносы на гос, соц, страхование; не налоговые (штрафы, кредиты..); безвозмездные поступления (благотв-ть). Расходы-текущие и капитальные; функционные (суды, здравоохранение); экон-е (з/п, товар). Секвестр (сокращение) —расх-в, блокирование (приостановка) — по незащищ-м статьям. Местные б-бы —б-ты местных орг-в власти.Расходы -соц-культ-я сфера; соц-я защ-та населения; благоустр-во насел-х пунктов; фин-е коммунал-х предпр-й; содержание аппарата местного управления; созд-е резервных и целевых фондов. Доходы —собственные; закрепленные (налог на недвижиммость); регулир-е (нал-ги на прибыль...); межд-е б-ты - трансферты: дотации, субсидии, субвенции.- Бюджетное регулированиеЗаконами устанав-ся и утвержд-ся: - Превышение дохода над расходами, - источ-ки финансирования,- распред-е, дох, - расх,- программы, - перечень защитных статей, - размер оборотной кассовой наличности, - объем на конкретное вложение. Уровень дефицита гос-бюдж-та: - удельный вес дефицита гос-бюдж ВВП; - удел-й вес в реф. ГБ в расходной части бюд-та (порог 8-10%). источники покрытия деф-та: - Внутренний (банк, сектор, соц. Защита...); - Внешний (кредиты, гос-цен-бумаги). Бюджетный федирализм: - Конкурентный (мин перераспред-е бюдж-х средств); - Кооперативный (1 вертикал-е выравнивание; 2 горизонт).
16,17 Гос-й кредит. Принципы: - возвратность, - срочность, - возмездность, - добровольность.Функции: фискальная, - регулир-я. Формы: 1.государственное заимствование (займы, прямые кредиты);2. государственные гарантии;3. государственный кредит (собственно государственный кредит, бюджетный кредит, бюджетная ссуда).Виды ГК.В зависимости от статуса заёмщика:* централизованный,*децентрализованный.- В зависимости от места размещения:* внутренний, * внешний.- В зависимости от сроков погашения долгов:* краткосрочный ( до 1 года);* среднесрочный ( 1-5);*долгосрочный ( более 5 лет).- По видам доходности:*процентный;*беспроцентный (дисконтный);*выигрышный.- По методу определения дохода:*с постоянным доходом;* с фиксированным доходом;* с переменным доходом.- В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения: *с правом досрочного погашения;*без права досрочного погашения;*рентные (передача в пользование).причины гос. Кре-та: деффиц-т ГЬ, касс-е разрывы, нал-е круп-х проектов. Последст-я: нал-е время, реализ-я проектов, стим-е эк-ки, рост ставки %, сниж-е инвестиц-й активности.
18Виды гос.кредита.В зависимости от статуса заёмщиковцентрализованный(пример:правительство)-децентрализованый(местные органы).От места размещения-внутрений(в стране)-внешний(за пределами).От сроков погашения долговых обязанностей–краткосрочный–среднесрочной–долгосрочный.По видам доходности;-процентный-беспроцентный(дискретный)–выигрышный.По методу определения дохода-с постоянным доходом-фиксированным доходом- с переменным доходом.В зависимости от принятого государством обязательств по соблюдению сроков погашения-с правом досрочного погашения-без права досрочного погашнния–рентные-Гос.ценные бумаги-ценные бумаги выпущенные государством . Задачи эмисий гос.ценных бумаг:-привлечение денежных ресурсов для осуществление крупных проектов-привлечение средств для погашения за должности по другим гос.ценным бумагам. Виды гос.ценных бумагВзависимости от цели выпуска:-долговые–для покрытия временных дифицитов бюджета (кассовых разрывов )-целевые облигации-для покрытия предприятием гос.долга.По форме выплаты процента:-процентные-процентной выигрышным–беспроцентные–беспроигрышные-дискретные -процентно-дисконтные.
19,20Гос-й долг. - это сумма задолженности (вкл.проценты по ней ) по обязательствам государства.
Оценка времени внеш-го долга: отнош-е внеш. долга к ВВП, - отнош-е внеш. долга к экспорту товаров и услуг, отнош. платежей долга к экспорту – менее 20-25%. Методы управления гос.долгом:1) Консолидация - это передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.2)Конверсия - это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход. 3) Рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.4) Отсрочка погашения - это перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов не производится.5)Реструктуризация - это применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов.6) Аннулированиедолгов означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.