Внеэкономические причины общественной поддержки сферы культуры

Экономические особенности, присущие взаимодействию между производителями и потребителями культурных благ, недостаточны для объяснения, почему государство финансирует конкретные виды культурной деятельности. Следовательно, причины внимания государства к производству определенных культурных благ являются внеэкономическими. Это:

■ политические интересы властных элит: государство поддерживает те виды культурной деятельности, которые оцениваются как наиболее результативные средства достижения политических целей и консолидации элит;

■ ценностные представления о значимости определенных видов культурной деятельности;

■ коллективные действия профессиональных сообществ, стремящихся сохранить поддержку государства при ослаблении политических или идеологических установок, породивших в свое время такую поддержку.

Яркий пример, раскрывающий роль политических интересов в выборе объекта поддержки государства в сфере культуры, можно найти в истории США. Там государством и частными лицами с XIX в. в значительных масштабах субсидируется деятельность филармонических оркестров. В то же время коллективы, исполняющие джазовую музыку, не получают государственной поддержки. И причины этого состоят отнюдь не в том, что одна музыка – "серьезная", а другая – "легкая". Поддержка исполнения филармонической музыки, малопонятной широким массам, осуществлялась отнюдь не из желания расширить масштабы приобщения людей к "высокому" искусству. Потребление элитарного вида культурных благ возвышало американскую элиту, происходящую из низов европейского общества, в своих собственных глазах и в глазах остальных слоев населения и морально санкционировало ее превосходство. Джазовая музыка, порожденная негритянской культурой, этим установкам не отвечала, а потому и не субсидировалась государством.

Роль идеологических представлений в проведении культурной политики хорошо прослеживается в истории европейских стран в последние три столетия. В Европе многие виды культурной деятельности исторически сложились как обслуживающие феодальную знать и финансировались за ее счет. Культурная политика монархов состояла, помимо удовлетворения запросов двора в эстетических впечатлениях и в развлечении, также в демонстрации богатства и могущества своего государства. В XVIII в. элита феодального общества постепенно признала право более широкого круга людей на доступ к культурным благам, которыми пользовалась сама элита. Монархами стали создаваться театры, открытые для публики. В России именно императорским указом в 1756 г. был создан первый постоянно действующий публичный драматический русский театр в городе Ярославле. Правда, аудитория таких учреждений все равно ограничивалась представителями имущих сословий. Громадное влияние на утверждение принципов культурной политики европейских государств оказала идеология французских просветителей. Право на пользование культурными благами стало рассматриваться как неотъемлемое право каждого человека; расширение масштабов приобщения людей к искусству – как важнейшее средство их духовного развития; создание условий для этого – как обязанность государства. Эти идеи начали претворяться в жизнь в самой Франции после революции, а затем постепенно утверждаться в политике других европейских государств. При этом объектом государственной поддержки стало развитие сети и деятельности организаций, предоставляющих людям именно те виды культурных благ, которыми ранее пользовалась элита: это театры, музеи, библиотеки. Идеология просветительства стала идеологией русской дворянской и впоследствии разночинной интеллигенции, затем была в превращенной форме воспроизведена в советской идеологии и определила политику поддержки развития театрального искусства, филармонической деятельности, музейного и библиотечного дела и др.

Политические и идеологические факторы определяют оценки настоятельности для государства осуществления конкретных видов культурной деятельности в определенных масштабах. Если эти оценки желаемого предложения культурных благ расходятся с возможностями денежного спроса на эти блага со стороны их непосредственных потребителей, то государство принимает решение об участии в производстве и/или финансировании предоставления соответствующих благ. Начав финансировать тот или иной вид культурной деятельности, государство может столкнуться с необходимостью увеличения размеров финансирования для обеспечения достигнутых масштабов этой деятельности, если технологии, используемые в этой деятельности, мало меняются со временем (болезнь Бомола – Боуэна). В свою очередь, профессиональное сообщество людей, занимающихся этим видом культурной деятельности, будет стараться организовывать коллективные действия для сохранения поддержки государства. Свои действия оно направляет на актуализацию соответствующих идеологических установок, убеждая государство, что оно обязано заботиться о сохранении и развитии культуры. В конечном счете размеры государственной поддержки культуры зависят от системы идеологических приоритетов, разделяемых обществом, и от политической силы групп специальных интересов и руководителей государственных органов, занимающихся культурной политикой*.

* Например, во Франции кредо государственного отношения к сфере культуры было выражено в лозунге "Культура – это нефть Франции". Его авторство принадлежит Жаку Лангу, который занимал пост министра культуры в 1980-е гг. и за период своей деятельности удвоил бюджет министерства культуры.

Наши рекомендации