Показатели, характеризующие финансово-хозяйственное состояние
Введение
Сеть магазинов ЗАО «Тандер» торговая марка «Магнит» - одна из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России.
Цель практики - приобретение и усвоение практических знаний и навыков профессиональной деятельности, необходимых для последующего выполнения должностных обязанностей.
Задачи практики:
Для реализации данной цели ставится ряд следующих задач:
- представить дневник прохождения практики;
- ознакомиться с содержанием коммерческой деятельности ЗАО «Тандер»;
- ознакомиться с ассортиментной политикой ЗАО «Тандер»;
- выявить потребности в товаре, спросе ЗАО «Тандер»;
- ознакомиться с поставщиками рынка ЗАО «Тандер»;
- изучить контроль условий и сроков транспортирования товаров на складе, изучить обеспечение товародвижения на складе;
- изучить участие в проведении инвентаризации ЗАО «Тандер».
1. Ознакомление с содержанием коммерческой деятельности организации ЗАО «Тандер» (Магнит)
Головная компания сети – закрытое акционерное общество «Тандер». Штаб-квартира – в городе Краснодаре, в городе с 2011 года.
Розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.
«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 31 декабря 2015 года сеть компании включала 8093 магазинов, из них: 7200 магазинов в формате «магазин у дома», 161 гипермаркет, 46 магазинов «Магнит Семейный» и 686 магазинов «Магнит Косметик» [6].
Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 1868 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Пскова до Нижневартовска, а с севера на юг от Архангельска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах, включая магазины в РТ и г.Набережные Челны. Также магазины «Магнит» находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 000 человек.
Сеть компании ЗАО «Тандер» торговая марка «Магнит» является ведущей розничной компанией по объему продаж в России, выручка компании за 2013 год составила 579694,96 миллионов рублей [6].
Миссия компании: компания работает для повышения благосостояния покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников.
Цель компании - обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.
Стратегически цели компании ЗАО «Тандер»:
Дальнейший органический рост сети: развитие существующей бизнес-модели на действующих рынках и целевое расширение географического присутствия.
Ежегодное открытие не менее 500 магазинов «у дома» и не менее 250 магазинов косметики в населенных пунктах с численностью от 5000 человек и около 50 гипермаркетов в населенных пунктах с численностью от 50 000 человек.
Развитие мультиформатной бизнес-модели для удовлетворения потребностей покупателей с различным уровнем доходов.
Необходимость перехода анализируемой фирмы к маркетинговой концепции управления аргументируется необходимостью увеличения продаж в условиях конкуренции.
В 2015 году валовый доход получен в сумме 166,2 млн. рублей, что больше прошлого года на 45,7 млн. рублей (см. табл. 1).
Таблица 1.
Показатели, характеризующие финансово-хозяйственное состояние
ЗАО «Тандер» за период 2013-2015 годов (тыс.руб, %) [6]
Ед. изм. | 2013 г. | 2014 г. | Сравнение с 2013 г. | 2015 г. | Сравнение с 2014 г. | |||
В сумме | % | в сумме | % | |||||
Товарооборот | Тыс. руб. | 554475,3 | +80317.3 | +116,9 | 95357,9 | +399097,6 | +163,9 | |
Валовый доход | Тыс. руб. | 11140б,3 | 121252,3 | +9846,0 | +108,8 | 166251,7 | +45699,4 | +141,6 |
Уровень валового дохода к товарообороту | Тыс. руб. | 23.5 | 21,9 | -1,6 | -0.7 | 19.4 | -2,5 | |
Доходы от Маркетинговых услуг | Тыс. руб. | 217.5 | 2013,6 | +1796.1 | 5 125,4 | +3111,5 | +254,2 | |
Издержки обращения (с ННВД) | Тыс. руб. | 7522 ,1 | +12,615 | +116,8 | 105354,8 | +17466 | +119,9 | |
Ср.месячная оплата труда на 1-го работника | Тыс. руб. | 9.200 | 10.400 | - | 10.200 | -5% | ||
Прибыль | Тыс. руб. | 36350,8 | -973.8 | -97,3 | 65422,3 | 0,4% | - | |
Доходы от аренды поступившие в ООО | Тыс. руб. | 1502,4 | +1502,4 | +100 | 911,5 | -590,9 | -60,7 | |
Внереализационные доходы, доход от аренды | Тыс. руб | -315 | 36.7 | 5369,3 | 3186.3 | +184,1 | ||
Внереализационные и прочие расходы | Тыс. руб. | 14 16 | -1712 | -45,3 | 1923,4 | +507,4 | +135,8 | |
Налог на прибыль с НДС | Тыс руб. | 680,4 | 2.628,9 | +1948,5 | +386,4 | |||
Балансовая прибыль | Тыс. руб | 33271,7 | 34966.9 | 1245,2 | +103,7 | 65150,8 | 30183,6 | +186,3 |
Источник: годовой отчет о деятельности компании за 2013-2015 гг.
Как видно из данных таблицы 1 несмотря на рост валового дохода в сумме, уровень к товарообороту снизился на 2,5 процента. Это объясняется тем, что в условиях насыщенной конкуренции торговая наценка на товары, была снижена от 25 процентов на 15 процентов.
Система управления в ЗАО «Тандер» представлена следующим элементами: целями организации, задачами, структурой управления, функциями и методами управления. Сферами управления ЗАО «Тандер» являются: производственная, плановая и финансовая сферы, сфера техники и технологий (торговое оборудование), а так же сфера работы с персоналом.
Структура аппарата управления торгового предприятия представлена линейной системой. Она предполагает непосредственное подчинение всех категорий работников руководителю магазина. Организационная структура ЗАО «Тандер» построена по линейно-функциональному принципу, в связи с этим в структуре предприятия выделены линейные и функциональные подразделения. Наглядно организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Организационная структура ЗАО «Тандер»
Источник: годовой отчет о деятельности ЗАО «Тандер» за 2013-2015 гг.
Из данных рисунка 1 видно, что во главе ЗАО «Тандер» стоит управляющий ЗАО «Тандер», непосредственно которому подчиняются заместитель Управляющего, главный бухгалтер, руководители отделов и отдел сертификации. Заместителю Управляющего подчиняются следующие направления: отдел логистики, отдел продаж, отдел кадров, заведующий складским хозяйством, отдел готовой продукции. Бухгалтерия является структурным подразделением ЗАО «Тандер», в котором работают 6 сотрудников:
– главный бухгалтер, старший бухгалтер и бухгалтера-кассиры. В бухгалтерии осуществляется управление финансами предприятия, в частности, ведется бухгалтерский учет, составляется бухгалтерская и налоговая отчетность, начисляется заработная плата, осуществляются другие учетные функции.
В отделе логистики работают операторы-логисты, руководит деятельностью отдела начальник отдела логистики.
Склад осуществляет прием, складирование и хранение товаров, приготовленных для перепродажи. Управление персоналом в ЗАО «Тандер» осуществляет отдел кадров, который занимается:
– планированием; набором, отбором, адаптацией, мотивацией, обучением; продвижением и высвобождением персонала предприятия.
Управляемая подсистема системы управления ЗАО «Тандер» представлена основным персоналом, который включает специалистов, торгового и обслуживающего персонала.
2. Ознакомление с ассортиментной политикой ЗАО «Тандер»
Магазины компании предлагают покупателям оптимальный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса по сниженным розничным ценам. Особое место в ассортименте занимает продукция под частной торговой маркой «Магнит», в настоящий момент насчитывающая более 500 наименований.
Около 50% товара, представленного в сетях, приходит по дистрибьютивным каналам и эксклюзивным договорам, что неудивительно, учитывая, что все сети выросли из оптовых фирм.
Данная политика, безусловно, влияет на ассортимент магазинов, поскольку заключенные договора подразумевают выполнение дистрибьюторских планов.
У предприятия заключены договора с местными и иногородними поставщиками-изготовителями продукции.
Для определения количества товаров используется программа «Автозаказ»: Автозаказ – решение для торговых сетей, дистрибьюторов и производственных компаний. Система позволяет существенно снизить издержки компаний в процессах планирования и распределения товаров за счет идеального баланса между минимизацией среднедневных остатков и обеспечением постоянного присутствия товара на полках.
Решения на основе «Автозаказ» допускают широкий спектр вариантов внедрения, учитывающих специфику бизнес-процессов, особенности собираемых данных, типичные сценарии использования системы.
В современном мире в сфере товарного обращения идут процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в рамках разветвленных сетевых структур. Крупные торговые компании ежегодно увеличивают свои обороты и свое присутствие на рынке. Именно они определяют ценовую политику и взаимоотношения с поставщиками, а также способствуют в силу своих финансовых возможностей внедрению прогрессивных торговых и информационных технологий, способствуя, тем самым, развитию современных программных продуктов.
ЗАО «Тандер» предоставляет покупателям ассортимент разных производителей. ЗАО «Тандер» работает с теми поставщиками, которые надежно зарекомендовали себя на рынке. Продукция идет от среднего класса до класса люкс, разной ценовой категории. ЗАО «Тандер» предлагает своим покупателям более 45500 наименований товаров.
Неотъемлемым элементом ассортиментной стратегии является установление цены на все товары, входящие в ассортиментную матрицу универсама (магазина). Цена – это количество денег, которое запрашивает продавец за продаваемый товар или оказываемую услугу.
Прежде чем установить цену на каждый конкретный товар, необходимо разработать ценовую стратегию универсама, которая представляет собой совокупность всех планируемых методов к установлению цен, направленных на достижение целей ассортиментной стратегии, на выбор ценовой стратегии магазина оказывают влияние следующие факторы:
– концепция и формат магазина;
– характеристики целевого сегмента покупателей;
– уровень конкуренции на рынке розничной торговли и др.
Правильно разработанная ценовая стратегия позволяет магазину увеличивать товарооборот, наращивать прибыль и повышать конкурентоспособность.
При разработке ценовой стратегии всегда встает вопрос, кто в магазине должен отвечать за этот участок работы. Существует подход, когда ценовая стратегия определяется руководством магазина или руководством центрального офиса, если речь идет о торговой сети. Однако, когда функция разработки ценовой стратегии сосредоточена в одних руках, это не позволяет гибко реагировать на изменения внешней среды, особенно если центральный офис торговый сети размещается в одном городе, а региональные представительства - в других городах. Второй подход предполагает, что задача разработки ценовой стратегии по каждой товарной категории лежит на категорийном менеджере и тогда руководство магазина выполняет лишь координирующую роль.
Повысить конкурентоспособности ЗАО «Тандер» на локальном рынке возможно достигнуть за счет реализации мероприятий в области ассортиментной и ценовой политики ЗАО «Тандер» на рынке г.Набережные Челны.
В филиале магазина компании в городе служба маркетинга на фирме отсутствует, её функции выполняет коммерческий директор и служба продаж.
Организация работы отдела продаж – это сложный процесс, развивающийся по своим законам и требующий соблюдения важных правил.
Продавцы и товароведы отдела продаж ЗАО «Тандер» оформляют заказы потребителей, осуществляют контроль за их выполнением, консультируют покупателей по вопросам, связанным с ассортиментом и качеством товаров, ведут систематическое наблюдение за состоянием товарных запасов на складе.
В целом все функции являются существенными.
В итоге элементы системы управления в ЗАО «Тандер» состоят из функции: планирования, функция организации, функция мотивации, функция контроля.
3. Выявление потребности в товаре, спросе ЗАО «Тандер»
Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.
В качестве объекта управления конкурентоспособностью в системе её управления выступают сотрудники организации, а субъектом управления конкурентоспособностью ЗАО «Тандер» выступают руководители и линейные менеджеры.
Цель управления конкурентоспособностью ЗАО «Тандер» - формирование конкурентоспособности организации на рынке, развитие конкурентных преимуществ.
Задачи управления конкурентоспособностью ЗАО «ТАНДЕР»:
1) Определять стратегические цели (миссию) компании ежегодно.
2) Формировать ассортиментную политику организации;
3) Обеспечивать конкурентную материальную базу компании;
4) Обеспечить кадровый потенциал организации.
5) Проводить гибкую ценовую политику компании на рынке.
6) Управлять, проводить мониторинг, координировать и планировать работы по повышению конкурентоспособности разрабатываемой продукции (услуг).
Метод анализа «4Р», применялась 10 бальная оценочная шкала, где 1 – низкий показатель, а 10 – высокий показатель, опросной лист и полученные результаты представлены в приложении 2 и таблице 6.
Оценка факторов проводилась экспертами компаний, по 10-балльной шкале: 10 баллов – максимальная оценка 1 балл – минимальная оценка.
В экспертную группу со стороны ЗАО «Тандер» вошли:
– Управляющий;
– заместитель Управляющего;
– коммерческий директор.
– руководители отделов.
Результаты опроса представлены в таблице 2., и рисунке 2.
Таблица 2.
Результаты анализа деятельности представленных гипермаркетов методом «4Р»
Группа факторов управления конкурентоспо-собностью | Критерии оценки | ЗАО «Тандер» | ООО «Метро» | ООО «Оптовик» | ООО «Лента» | ООО ТД «Перекрес-ток» |
«1P» - продукт (услуга) | Удобство выкладки товаров | |||||
Разнообразие ассортимента, оперативность управления | 7,9 | 6,9 | 8,2 | 6,1 | ||
Скорость и качество обслуживания | 7,2 | 7,2 | 6,9 | 7,5 | ||
Средний балл | 7,06 | 7,7 | 6,9 | 7,9 | 6,03 | |
2P» - цена PRICE | Уровень цен | 7,1 | ||||
Скидки | 7,1 | |||||
Наличие бонусов постоянным клиентам | 7,1 | |||||
Средний балл | 7,1 | 9,0 | 6,3 | 7,6 | 6,3 | |
«3P» - регион и каналы сбыта PLACE | Развитость сети | |||||
Уровень поставок | ||||||
Скорость обслуживания | ||||||
Уровень торговли – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности | 6,5 | 6,5 | 6,6 | 6,4 | ||
Средний балл | 6,87 | 7,0 | 7,12 | 7,13 | 6,1 | |
«4P» - продви- жение на рынке PROMOTION | Уровень рекламной деятельности | |||||
Имидж, репутация торговой точки | ||||||
Количество используемых средств рекламы | 3,3 | 7,3 | ||||
Уровень PR – деятельности | ||||||
Средний балл | 5,575 | 7,25 | 6,75 | 6,5 | ||
Итого средний балл | 6,62 | 7,66 | 6,95 | 7,41 | 6,2 |
Таким образом, на основе экспертного анализа методом «4Р» показателей оценки управления конкурентоспособностью можно выделить следующие результаты:
По группе факторов конкурентоспособности «1P» – продукт (услуга) – который включал следующие составляющие: удобство выкладки товаров, разнообразие ассортимента, оперативность управления, скорость и качество обслуживания, ЗАО «Тандер» получил средний балл 7,06.
По этому показателю лидирующие позиции занимают: ООО «Метро» - 7,7 баллов, ООО «Лента» - 7,9 баллов. Отстают от исследуемого ЗАО «Тандер», ЗАО «Тандер» - 6,03 баллов.
По группе факторов конкурентоспособности 2P» - цена PRICE – который включал следующие составляющие: уровень цен, скидки, наличие накопительной системы бонусов постоянным клиентам ЗАО «Тандер» получил средний балл 7,1. Самый высокий балл экспертов получил ООО «Метро» - 9 баллов. По группе факторов конкурентоспособности «3P» - регион и каналы сбыта PLACE – который включал следующие составляющие: развитость сети, уровень поставок, скорость обслуживания, уровень торговли – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности ЗАО «Тандер» получило средний балл 6,87 самый высокий показатель имеют: ООО «Метро», ООО «Оптовик», ООО «Лента» – от 7 до 7,13 баллов.
По группе факторов конкурентоспособности – «4P» – продвижение на рынке PROMOTION который включал следующие составляющие: рекламная деятельность, имидж, репутация, PR деятельность, количество используемых средств рекламы ЗАО «Тандер» получил средний балл 5,575. самый высокий показатель получили: ООО «Метро».
В итоге высокие показатели по критериям: рекламная деятельность, РR деятельность, количество используемых средств рекламы обладают: ООО «Метро», ООО «Оптовик» по 7,00 и 7,25 баллов.
Низкие показатели по критериям рекламная деятельность, имидж, РR деятельность, количество используемых средств рекламы имеет ЗАО «Тандер» - 5,575. Таким образом, по методике «4Р» ЗАО «Тандер» имеет сильные и средние показатели по следующим критериям:
«1Р» – скорость и качество обслуживания – 7,2 баллов.
«2Р» – уровень цен - 7 баллов.
«3Р» – развитость сети - 7 баллов.
По методике «4Р» ЗАО «Тандер» имеет низкие показатели и показатели, нуждающиеся в улучшении по следующим критериям:
«1Р» – разнообразие ассортимента, оперативность управления – 7 баллов.
«4Р» – рекламная деятельность 6 баллов, РR – деятельность 6 баллов.
В итоге направления совершенствования деятельности компании ЗАО «Тандер» для улучшения конкурентных позиций: по первому элементу комплекса «Продукт» были выявлены следующие слабые стороны: качество предоставляемых услуг, продукта. По второму элементу комплекса, 2P» – цена PRICE были выявлены следующие слабые стороны, ценовая политика ЗАО «Тандер» является недостаточно гибкой, необходимо предоставлять более гибкую политику. По третьему элементу были выявлены следующие слабые стороны, развитость сети (охват рынка). По четвертому комплексу «4P» – продвижение на рынке, были получены самые низкие оценки, средний балл 5,575 компании необходимо усилить работу в этом направлении.
Таким образом, общий средний балл, полученный в ходе проведения исследования «4Р» следующий: у ЗАО «Тандер» 6,62 балла, это превосходит ООО ТД «Перекресток» - 6,2 баллов, уступает ООО «Метро» 7,66 балла, ООО «Лента» - 7,41 баллов, ООО «Оптовик» 6,95 баллов.
Для наглядного изображения полученных результатов был построен «Многоугольник конкурентоспособности», на котором просматриваются как сильные, так и слабые стороны деятельности всех основных конкурентов компании ЗАО «Тандер» (см. рис.2).
Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности
Таким образом, в ходе исследования установлено, что ЗАО «Тандер» занимает достаточно сильные позиции на рынке, особенно по таким критериям как: качество используемой продукции, сырья и скорость обслуживания получило средний балл 8, разнообразие ассортимента предоставляемых услуг, оперативность управления - 7,0 балла.
Достаточно слабые позиции ЗАО «Тандер» на рынке по сравнению с ООО «Метро» которая превосходит исследуемую компанию в следующих позициях: качество предоставляемых услуг, продукта 8,0 баллов, качество используемой продукции, сырья 8,2 баллов, очевидно превосходство ООО «Метро» по отношению к ЗАО «Тандер» по фактору конкурентоспособности «1Р».
ЗАО «Тандер» уступает ООО «Лента» по следующим позициям: скорость и качество обслуживания, однако превосходит по этой позиции ЗАО «Тандер».
4. Ознакомление с поставщиками ЗАО «Тандер»
Главные поставщики (партнеры), которые обслуживают ЗАО «Тандер» в основном находятся на территории г. Набережные Челны и РТ, РФ, все партнеры имеют разный профиль работы.
Основными партнерами ЗАО «Тандер» являются:
1. ПАО Наб. челн. КХП;
2. ООО «Челны мясо».
3. ПАО Наб. челн. хлад «Холод»;
4. ЗАО «Белая Дача»;
5. ГУП ПО «Татспиртпром»;
6. ПАО «Просто молоко»;
7. ООО «Кока-Кола»;
8. ООО «Краснодарская птицефабрика»;
9. ПАО «Челны-Хлеб».
Из всех выше перечисленных партнеров поставщиками пищевых продуктов для реализации деятельности ЗАО «Тандер» являются первые двенадцать.
Теперь разберем каждого в отдельности или по группам.
Поставщиками разных видов питьевой продукции являются:
- ГУП ПО «Татспиртпром».
- ООО «Кока-Кола».
- ПАО «ПРОСТО МОЛОКО» (поставляет и другие виды продукции).
ГУП ПО «Татспиртпром» поставляет для ЗАО «ТАНДЕР» алкогольную продукцию всех видов. Уровень специализации ГУП ПО «Татспиртпром» относительно велик. Так как на территории города и вблизи его существует небольшое количество конкурентов. ЗАО «ТАНДЕР» для ГУП ПО «Татспиртпром» является одним из главных клиентов, так как закупки осуществляемые ЗАО «ТАНДЕР» велики, и конкурентов у ГУП ПО «Татспиртпром», которые бы с радостью перехватили столь важного клиента, немного, но все же они таковыми являются. Соответственно и объем продаж для ГУП ПО «Татспиртпром» важен.
ПАО «Просто молоко» - монополист в городе, в своей области. Оно поставляет кисломолочную продукцию. Обеспечивает все магазины города своими изделиями. Специализация его на данной продукции велика. Это предприятие, из всех подобных, которые располагаются за пределами города и республики, находится всех ближе к ЗАО «ТАНДЕР». Заинтересованность ПАО «ПРОСТО МОЛОКО» в большей реализации продукции ЗАО «ТАНДЕР» не велика. Потому что это предприятие имеет множество клиентов, а конкурентов в городе для него нет.
ООО «Кока-Кола» специализируется на выпуске газированной безалкогольной продукции. Оно поставляет свою продукцию ЗАО «ТАНДЕР». Обеспечивает предприятия города недешевой, но качественной продукцией.
Поэтому объем продаж на много выше среднего. Но все же ООО «Кока-Кола» заинтересовано в продаже своей продукции и сотрудничестве в любыми предприятиями.
Поставщиками хлебобулочной продукции являются два предприятия:
- ПАО Наб. челн. КХП (комбинат Хлебопродуктов).
- ПАО «Челны-Хлеб».