Особенности организации финансов бюджетных учреждений

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровня и направленности; сетей реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Источниками финансирования образования являются сметное финансирование, блоковые субсидии, размещение заказов (контрактация), подушевое финансирование, образовательные ваучеры, гранты для учащихся, образовательные кредиты, налоговые льготы обучающимся лицам.

К сфере культуры относят отрасли деятельности, направленные на удовлетворение общественно необходимых и индивидуальных культурных потребностей населения. Существуют прямое и косвенное финансирование учреждений культуры. Прямое финансированиеосуществляется посредством выделения бюджетных ассигнований и льготных кредитов на поддержание деятельности в сфере культуры, на содержание государственных организаций культуры и реализацию культурных проектов; формирования внебюджетных государственных фондов с закрепленными источниками доходов и использования средств, аккумулируемых в этих фондах, для финансирования культурной деятельности. Косвенное финансированиереализуется за счет налоговых льгот, льгот по оплате коммунальных услуг, арендной плате, предоставляемых учреждениям и работникам культуры, а также посредством гарантий по кредитам для организаций рассматриваемой сферы.

На протяжении последних 25 лет в нашей стране наблюдается процесс реформирования сети бюджетных учреждений и отдельных отраслей социальной сферы. Основными целями реформирования сети бюджетных учреждений являются совершенствование системы управления сетью получателей бюджетных средств, внедрение новых механизмов бюджетного финансирования, расширение возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования, формирование условий для преобразования бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы, изменение порядка распоряжения внебюджетными средствами. Реформы в здравоохранении начались в 1980-е гг. и предусматривали введение системы обязательного медицинского страхования. Переход к новому хозяйственному механизму предполагал экономическую самостоятельность лечебно-профилактических учреждений, их финансирование исходя из норматива в расчете на одного жителя в год и т.п.

Модернизация образования была направлена на решение следующих задач: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования, повышение его качества, привлечение и использование внебюджетных ресурсов, повышение профессионализма работников данной сферы. Для этого предусматривалось введение нормативно-подушевого финансирования, создание системы государственного образовательного кредита, достижение прозрачности межбюджетных отношений в части финансового обеспечения образования, целевое использование средств, нормативно-правовое обеспечение самостоятельности учреждений образования, стимулирование их многоканального финансирования и т.д.

Основными целями государственной политики в сфере культуры являются сохранение культурного наследия России, ее культурного потенциала, интеграция отечественной культуры в мировой культурный процесс и информационное пространство, развитие многообразных форм культурной деятельности и расширение круга потребителей услуг культуры, создание условий для ее адаптации к рыночным условиям, обеспечение доступа граждан к культурному наследию и информационным ресурсам.

Заключение

Таким образом, бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения являются элементом финансовой системы, осуществляющими взаимодействие с другими участниками этой системы. Бюджетные учреждения выполняют социальные функции, обеспечивая граждан страны жизненно необходимыми благами и услугами, и их деятельность осуществляется путем взаимоотношений между государством в лице законодательных и исполнительных органов власти и управления, учреждениями и гражданами, получающими услуги. В данной работе раскрыты все поставленные ранее вопросы.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. - М.: 2005. - 162 с.1.

2. «Бюджетный кодекс РФ» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 24.12.2002 г.).

3. Анализ влияния реформы системы бюджетных учреждений на бюджетную политику в Российской Федерации. М.: ИЭПП, 2004.

4. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. Токарев И. Н. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2005.- 504 с.

5. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Середа К. Н. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 448с. Серия «Справочник».

6. Бюджетная классификация и ее значение для организации учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений. Чернюк А.А. М., 2005. – 429 с.

7. Бюджетная реформа 2006 -2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами / A.M. Лавров // Финансы. 2005 - №11, с. 36

8. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. М., 2005. - 290 с.

9. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. Шохин CO., Воронина Л.И. М., 2006. – 392 с..

10. Государственные расходы и социально-экономическое развитие / Шахова Г.Я., Боженко И.П. // Финансы. 2005.-.№ 8,-С.62.

11. Доклад о результатах инвентаризации научных организаций Российской Федерации. Министерство промышленности, науки и технологий. М., 2005.

12. «Методика планирования и финансирования расходов федерального бюджета на высшее профессиональное образование на основе ГИФО для участвующих в эксперименте высших учебных заведений» (утв. Приказами Минобразования РФ № 1597, Минфина РФ № 39н от 29.04.2002 г.).

13. Об эффективности государственного бюджета / Лушин С.И. // Финансы. - 2005. - №10. - с. 12-16.

14. Основы финансового менеджмента на макроуровне (вопросы теории и методологии). Учеб. пособие для вузов. Аветисян И.А. Вологда, 2005. - 191 с.

15. Повышение эффективности бюджетного финансирования государственных учреждений и управления государственными унитарными предприятиями. Т. I. М.: ИЭПП, 2005

16. Расчеты Фонда финансовой поддержки регионов на 2002-2003 год // Официальная интернет-страница Минфина РФ — www.minfin.ru.

17. Социальное обеспечение экономических реформ // Научные труды № 44Р. М.: ИЭПП, 2005.

18. Социально-экономические аспекты бюджетной политики. С.А. Анисимов. М. 2005. – 217 с.

19. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2006 год/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 27 (279)

20. Финансовое планирование и анализ в бюджетных учреждениях. Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А., М., 2005. – 420 с.

21. Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы / Чернец В.А., Чирикова А.Е.// Научные труды № 60. М.: ИЭПП, 2005.

22. Финансовый менеджмент на бюджетных организациях / Леухин А., М. 2006

24 Финансы бюджетной организации. Под ред. Поляка. М: Вузовский учебник, 2005. - 363с.

25. Экономика, организация и планирование в непроизводственной сфере. Под ред. Е.Н. Жильцова. М., 2005. – 672с.

26. Экспертное заключение на проект Федерального бюджета на 2006 год и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Авторский коллектив: Сенчагов В.К., Гельвановский М.И., Гловацкая Н.Г. и др. Институт экономики РАН. М., 2005.-С

Размещено на Allbest.ru

Наши рекомендации