Учет операций по расчетному счету

Каждому предприятию, зарегистрированному в установленном законом порядке, в одном из банков по его выбору открывается расчетный счет.

На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

Банк открывает счета только при предъявлении клиентом документа, подтверждающего постановку на учет в налоговой инспекции. В том случае, если будет установлено, что данное правило не соблюдено, с такой организации или предпринимателя без образования юридического лица взимается штраф в сумме 10 тыс. руб.

Для открытия расчетного счета организацией представляются в банк следующие документы:

- заявление на открытие счета установленной формы за подписями руководителя и главного бухгалтера; если в штате нет главного бухгалтера - только за подписью руководителя организации;

- документ о государственной регистрации организации (свидетельство о регистрации);

- копии надлежаще утвержденного устава и учредительного договора, заверенные нотариально;

- карточку банка с образцами подписей лиц, имеющих право подписи платежных документов, и оттиска печати;

- заверенный протокол собрания учредителей с решением о создании предприятия и избрании руководителя организации;

- справку о постановке на учет организации в налоговой инспекции по месту регистрации;

- справку о постановке на учет во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде обязательного социального страхования).

Расчетный счет банк должен открыть не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.

В пятидневный срок банк обязан сообщить об открытии счета в налоговые органы по месту учета налогоплательщика, а налогоплательщики обязаны в 10- дневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии расчетного счета в банке. Нарушение установленного срока влечет за собой взыскание штрафа, в размере 5000 руб. (ст. 118 НК РФ). После открытия расчетного счета и заключения договора о расчетно-кассовом обслуживании клиента последний оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Размер стоимости услуг определяется в договоре, где должны быть предусмотрены и сроки их оплаты, но в любом случае не позднее истечения каждого квартала.

В договоре оговариваются также взаимные обязательства сторон в соответствии с Положением о безналичных расчетах.

С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а так же безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия — владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража — суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк также может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги).

При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, т.е. все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной очередности (в порядке их поступления в банк). При отсутствии на расчетном счете денежных средств для погашения всех обязательств, предъявленных к владельцу счета, банк помещает документы, не оплаченные в срок, в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (картотека № 2).

При поступлении денежных средств на счет клиента эти документы должны использоваться незамедлительно в порядке следующей очередности:

1) погашаются обязательства по исполнительным документам, связанным с удовлетворением требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника. В эту же группу отнесено удовлетворение требований по взысканию алиментов. Однако если они погашаются по собственному заявлению работника, то относятся к последней группе очередности;

2) погашение обязательств документам, не связанных с выплатой выходных пособий и оплатой труда работникам, исполняющим свои обязанности в соответствии с заключенным трудовым договором (в том числе по контракту), по выплате вознаграждений по авторскому договору;

3) исполняются обязательства по платежам в бюджет и внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.);

4) погашаются оставшиеся, не вошедшие в первые две группы обязательства по исполнительным документам (за нанесенный предприятию материальный ущерб и др.);

5) осуществляется списание средств по другим платежным документам исходя из времени возникновения обязательств по ним.

Внутри каждой очереди погашение обязательств производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Операции производятся банком на основании документов, оформленных самим предприятием-владельцем счета или по его согласию. Документы, сдаваемые в банк, подписываются руководителем и главным бухгалтером.

Основные документы для таких операций:

• объявление на взнос наличными — оформляется сдача наличности денежных средств из кассы предприятия;

• расчетным чекомоформляется получение денег с расчетного счета, на обратной стороне указывается целевое назначение данной суммы (чеки выписываются на сумму, не превышающую остаток средств на расчетном счете);

• денежным чеком – который предоставляется банку для снятия наличных денег необходимых на выплату заработной платы, пособий или пенсий, хозяйственные нужды и т.д. одновременно с заполнением чека его реквизиты переносятся в корешок, остающийся у предприятия в чековой книжке и являющийся оправдательным документом. Чеки бывают именными и на предъявителя. Именной чек выписывается на конкретное лицо (кассира) с указанием его фамилии, имени, отчества и паспортных данных.

• платежное поручение — распоряжение банку на перечисление соответствующей суммы на счет другого предприятия;

• платежное требование-поручение — требование поставщика к покупателю оплатить полученные товары или услуги согласно соответствующим документам. Расчеты посредствам платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. В платежном требовании обязательно указываются: условие оплаты; срок для акцепта; дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов, в случае если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику; наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг); номер и дата договора; номеров документов подтверждающих поставку товара (выполнения работ, оказания услуг); способ поставки товара.

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но не менее трех рабочих дней. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре. Ответственность за необоснованный отказ от оплаты требований несет плательщик. Если в установленный срок не получен отказ от акцепта платежных требований, они считаются акцептованными.

Все документы составляются без помарок и исправлений; подписать их могут только те лица, образцы подписей которых есть на карточке в банке.

Периодически в установленные с владельцем счета сроки банк выдает предприятию выписки с расчетного счета — копии лицевых счетов, в которых указываются дата совершения операции, номер документа-основания, сумма поступления /списания, остаток. К выписке банк прилагает все документы, подтверждающие операции.

Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания — по кредиту.

• Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

Для отражения операций на расчетныхсчетах применяется активный счет 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражаются операции по поступлению, а по кредиту — расходования денежных средств. Для отражения оборотов по кредиту данного счета служит журнал-ордер № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 2. Развернутая сумма по дебету записывается в Главной книге

Основанием для заполнения указанных регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета. Обязательное условие для заполнения регистров — использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка.

Как в журнале-ордере № 2, так и в ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органам согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей. Суммы, ошибочно зачисленные по дебету 51, зачисляются по кредиту 63, а суммы, ошибочно снятые банком, отражаются обратной проводкой по этим же счетам.

Проверка и обработка выписок должны производиться в день поступления.

Наши рекомендации