Учет операций по расчетному счету

2.1. Порядок открытия и оформления расчетного счета

Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, вы­полняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором. Формы расчетов между плательщиком и получате­лем средств определяются договором (соглашением, от­дельными договоренностями).

Это способствует ускорению денежного оборота, предотвращению инфляции, эффективному осуществлению кредитных, расчетных и кассовых операций, обеспечению сохранности денежных средств.

Расчетные счета открываются предприятиями, яв­ляющимися юридическими лицами и имеющими само­стоятельный баланс. Расчетный счет является основным счетом пред­приятия, через который проводятся все денежные опе­рации без ограничения их перечня. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 1995г. №291 количество расчетных счетов, которое необходимо для осуществления расчетов определяется самим предприятием.

Порядок открытия расчетного счета, совершения и оформления операций по нему определяется Центральным Банком РФ.

Для открытия счета в банк представляются сле­дующие документы:

1) Заявление на открытие счета (Приложение 5);

Заявление подписывается руководителем и глав­ным бухгалтером владельца счета. Если в штате нет должности главного бухгалтера, заявление подписыва­ется только руководителем.

2) Копия свидетельства о государственной регист­рации предприятия;

3) Копия надлежаще утвержденного устава пред­приятия;

4) Документ о законности открытия предприятия (нотариально заверенное решением учредителей);

5) Справка налоговой инспекции о постановке на налоговый учет;

6) Карточка с образцами подписей и оттиска пе­чати (нотариально заверена)

Карточка с образцами подписей и оттиска печати подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия, которому открывается счет. Если в штате предприятия нет должности главного бухгалтера, то карточка подписывается только руководителем.

Банк вправе открывать расчетный и иные счета организациям только при предъявлении этими органи­зациями документа, подтверждающего постановку на учет в органе налоговой службы, а физическим ли­цам – предпринимателям – при представлении ин­формации об их идентификационных номерах нало­гоплательщиков.

Сообщения об открытии или закрытии счетов кре­дитная организация обязана передать в орган налоговой службы не позднее трех дней, следующих за днем соот­ветствующего открытия или закрытия таких счетов.

Каждому открытому счету присваивается номер, о чем делается отметка в уставе предприятия, заверенная печатью банка. Этот номер в дальнейшем указывается во всех документах, связанных с движением денежных средств на расчетном счете.

При возникновении изменений в названии предприятия, характере его уставной деятельности, состава распорядителей расчетным счетом в указанную документацию вносятся соответствующие изменения, а при реорганизации предприятия (разделении, слиянии и т.д.) – предоставляются новые документы.

Банковское расчетно-кассовое обслуживание предприятия осуществляется по договору между предприятием и учреждением банка, в котором оговариваются стоимость банковских услуг предприятию, размер начисляемых процентов за хранение денежных средств и другие обязательства сторон.

Операции по расчетному счету, как правило, осуществляются на основании письменных распоряжений владельцев счета, оформляемых специальными банковскими документами: внесение наличных денег – по объявлениям о взносе; получение наличных денег с расчетного счета – по денежным чекам; перечисление денег – по платежным поручениям, расчетным чекам, аккредитивам, платежным требованиям.

2.2. Порядок оформления расчетных документов

Расчетные документы должны соответствовать требованиям уста­новленных стандартов и содержать:

1) наименование расчетного документа;

2) номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число – указывается цифрами, месяц — прописью, год — цифрами. На расчет­ных документах, заполняемых на вычислительных машинах, допуска­ется обозначение месяца цифрами;

3) номер банка плательщика; наименование банка плательщика вместе с наименованием банка плательщика в тексте документа может быть поставлено и его фирменное обозначение;

4) наименование плательщика, номер его счета в банке;

5) наименование получателя средств, номер его счета в банке; на­именование банка получателя (в чеке не указывается), номер банка - получателя средств.

Допускается рациональное сокращение наименования плательщи­ка и получателя средств, не затрудняющее работу банков и клиентов;

6) назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым наименованием можно поставить кодовое обозначение;

7) сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

8) на первом экземпляре — подписи предприятия, независимо от способа изготовления расчетного документа, на первом экземпляре по­ручения проставляется также оттиск печати.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению при на­личии подписей, учиненных должностными лицами, имеющими пра­во подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.

Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, под­писываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом. Расчетные документы по операциям, осуществляемым предприни­мателем без образования юридического лица, принимаются к испол­нению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке с образцом подписи, без оттиска печати.

Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы.

Прием документов от предприятий производится банком в течение дня в зависимости от времени работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком от предприятий в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.

Платежные поручения, платежные требования-поручения выписы­ваются, как правило, с использованием технических средств под ко­пирку или путем размножения подлинников в количестве экземпля­ров, необходимом для банка и всех участвующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

Списание средств со счетов плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, пе­реданного по факсу), если иное не оговорено указаниями ЦБ РФ.

2.3.Синтетический учет операций по расчетному счету

Учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

Дебет счета 51 «Расчетный счет» отражает остаток денежных средств на начало месяца и поступление средств в тече­ние месяца, а по кредиту - расходование денежных средств с расчетного счета.

Для учета операций со счетом 51 «Расчетный счет» предназначен журнал-ордер 02 «Расчетный счет», отра­жающий обороты по кредиту счета 51 за месяц. Для бо­лее точного контроля операций по расчетному счету ве­дутся также и записи по дебету счета 51 – ведомость №2. Все записи в журнале-ордере 02 ведутся на основании выписок с рас­четного счета, которые предприятие периодически по­лучает из банка.

Поступление денежных средств на расчетный счет отражается следующими проводками:

1) Внесены на расчетный счет суммы превышения лимита кассы;

Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 50 «Касса» –

2) Поступила выручка от реализации продукции, основных средств, прочих активов.

Дебет 51 Кредит 46 «Реализация продукции», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», 48 «Реализация прочих активов»

1) Зачислены поставщиками и подрядчиками, ранее полученные авансы:

Дебет 51 Кредит 61 «Расчеты по авансам выданным»

4)Получены денежные средства, поступившие от покупателей и заказчиков, а также авансы:

Дебет 51 Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

5)Зачислены поступления по претензиям - Дебет 51Кредит 63 «Расчеты по претензиям»;

6) Получены авансы от покупателей и заказчиков:

Дебет 51 Кредит 64 «Расчеты по авансам полученным» –

7) Сумма, поступившая на расчетный счет из внебюджетных фондов:

Дебет 51 Кредит 67 «Расчеты по внебюджетным фондам» –

8) Сумма возврата излишне перечисленных налогов:

Дебет 51 Кредит 68 «Расчеты с бюджетом»

9) Зачислены страховые возмещения личного страхования и социального страхования и обеспечения;

Дебет счета 51 Кредит счета 65 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

(69-1 «Расчеты по социальному страхованию», 69-2 «Расчеты по пенсионному фонду», 69-3 «расчеты по медицинскому страхованию», 69-4 «Расчеты по фонду занятости»)

10) от отдельных лиц в погашении задолженности:по беспроцентным ссудам, за причиненный ущерб, за форменную одежду:

Дебет 51 Кредит 73 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

(73-1 «Расчеты за товары, проданные в кредит», 73-2 «Расчеты по предоставленным займам», 73-3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»);

11) От учредителей взносы в уставный капитал:

Дебет 51 Кредит 75 «Расчеты с учредителями»

12) Зачислены краткосрочные и долгосрочные ссуды банка:

Дебет 51 Кредит 90 «Краткосрочные кредиты банков», 92 «Долгосрочные кредиты банков», 94 «Краткосрочные займы»,95 «Краткосрочные займы»

13) Зачислены средства целевого финансирования:

Дебет 51 Кредит 96 «Целевые финансирование и поступления»

Выбытие денежных средств с расчетного счета отражается следующими бухгалтерскими проводками:

1) Получены наличные деньги в кассу: Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетный счет»;

2) Перечислены наличные деньги с расчетного счета на валютный счет:

Дебет 52 «Валютный счет» Кредит 51 «Расчетный счет»;

3) Оплата счетов поставщиков, перечисление аванса и перечисления другим организациям и физическим лицам: Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 61 «расчеты по авансам выданным», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» Кредит 51

4) На сумму денежных средств, перечисленную покупателям и заказчикам:

Дебет 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 64 «Расчеты по авансам выданным», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» Кредит 51

5) На сумму перечисленных платежей во внебюджетные фонды и в бюджет:

Дебет 67 «Расчеты по внебюджетным платежам», 68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кредит 51

6) На сумму заработной платы, перечисленной работникам: Дебет 70 Кредит 51

7) На сумму средств, перечисленных дочерним организациям и подразделениям:

Наши рекомендации