Виды, формы и методы финансового контроля
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ
Лекция №6. Финансовый контроль и его роль в распределении и эффективном использовании денежных средств
Цель:рассмотретьсущность и назначение финансового контроля; ознакомиться с методами и формами финансового контроля; изучить особенности предварительного, текущего и последующего финансового контроля; рассмотреть организацию общегосударственного контроля; изучить порядок осуществления финансового контроля в Донецкой Народной Республике.
План
1. Содержание финансового контроля.
2. Виды, формы и методы финансового контроля.
3. Организация финансового контроля в ДНР.
Содержание, задачи и принципы финансового контроля
Эффективность реализации финансовой политики зависит от многих факторов, среди которых особая роль принадлежит финансовому контролю.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по соблюдению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов финансовый отношений, анализ их эффективности и разработка предложений по их совершенствованию.
Финансовый контроль – совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе задач финансовой политики.
Именно финансовый контроль обеспечивает обратную связь между поставленной целью и задачами финансовой политики и достигнутыми практическими результатами развития экономики. Полученные в результате финансового контроля данные являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых финансовых планов и прогнозов перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений, которые в свою очередь вновь нуждаются в контроле.
Итак, конечной целью финансового контроля является содействие формированию и успешной реализации научно-обоснованной финансовой политики и эффективного финансового механизма всех субъектов финансовых отношений, а также рациональному использованию финансовых ресурсов во всех звеньях экономики.
В основе осуществления финансового контроля лежат такие принципы:
ü объективность (осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства);
ü постоянство (проводится с определенной периодичностью);
ü всеобъемлющий характер (охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности);
ü результативность (по его результатам принимаются определенные меры);
ü гласность (результаты публикуются для широкой общественности);
ü превентивность (упреждающий характер финансового контроля);
ü независимость (исключение материальной или моральной заинтересованности проверяющего).
Задачи, виды, формы, методы, субъекты и объекты финансового контроля следует рассматривать в зависимости от уровня его осуществления.
Финансовый контроль на макроуровне – это контроль со стороны государства за процессом образования и движения финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы. Его задачами являются:
ü обеспечение процесса формирования и использования централизованных фондов денежных средств;
ü соблюдение соответствия действующих форм и методов финансовых отношений объективно необходимым;
ü выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и регионам с целью наиболее эффективного их использования.
Объект финансового контроля на макроуровне -государственные финансы.
Субъекты финансового контроля на макроуровне -высшие органы законодательной и исполнительной власти и управления, а также специальные органы контроля.
Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных субъектов хозяйствования всех форм собственности. Его задачамиявляются:
ü обеспечение соблюдения субъектами хозяйствования действующего финансового законодательства;
ü обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и целевыми фондами, контрагентами;
ü выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;
ü содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению учета, составлению отчетности.
Незаконность действий отдельных субъектов хозяйствования ведет к искривлению финансовой политики и препятствует достижению намеченных результатов. Если в ходе контроля выявляется постоянное нарушение финансового законодательства большинством субъектов, это может свидетельствовать о том, что финансовая политика не учитывает их интересы. Необходимо внести коррективы в такую политику, т.к. никакое усиление контроля не даст желаемых результатов до тех пор, пока финансовая политика не будет учитывать интересы всех субъектов финансовых отношений.
Объект финансового контроля на микроуровне – финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений.
Субъекты финансового контроля на микроуровне–экономические службы предприятия, отдельные его специалисты, а также руководство предприятия.
В переходный период от административных к рыночным формам управления финансовый контроль значительно ослабел. Была сделана ставка на то, что в условиях рынка экономические рычаги станут наилучшими контролерами. Сейчас очевидно, что такая позиция ошибочна.
Виды, формы и методы финансового контроля
Финансовый контроль предусматривает различные его виды, формы и методы.
Виды контроля определяют взаимоотношения контролирующего и подконтрольного субъектов.
Формы– отображают стадию его осуществления относительно движения денежных потоков.
Методы – совокупность приемов и способов его осуществления.
Исходя из этого, классификация финансовый контроль будет выглядеть следующим образом (рис 6.1).
Классификация финансового контроля |
1. Виды финансового контроля |
1.1. Внутренний |
1.2. Внешний |
1.2.1. Государственный |
1.2.2. Ведомственный |
1.2.3. Общественный |
1.2.4. Независимый (аудиторский) |
1.2.1.1. Общегосударственный |
1.2.1.2. Муниципальный |
2. Формы финансового контроля |
2.1. Предварительный |
2.2. Текущий |
2.3. Последующий |
3. Методы финансового контроля |
3.1. Натуральные |
3.2. Документальные |
3.2.2. Проверка |
3.2.3. Анализ финансовой деятельности |
3.2.4. Обследование |
3.2.1. Ревизия |
Рис.6.1.Классификация финансового контроля
1. В зависимости от вида финансового контроля:
1.1. Внутренний контроль – осуществляется экономическими службами предприятий и организаций (бухгалтериями и финотделами), собственниками предприятий, руководством, отделом внутреннего аудита.
1.2 Внешний контроль заключается в проверке финансово-хозяйственной деятельности того или иного субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Его цель – проверка соответствия финансовой деятельности действующему законодательству. Этот контроль по признаку субъектов его осуществления делится на:
1.2.1. Государственный финансовый контроль –контроль со стороны государства как за финансовой деятельностью юридических и физических лиц, так и за собственными финансами. Охватывает микро- и макроуровень распределения и перераспределения ВВП.
Делится на:
1.2.1.1. Общегосударственный контроль – проводится относительно любого субъекта хозяйствования независимо от его ведомственной подчинённости. В зависимости от того, как организован общегосударственный контроль в стране, зависят направления экономического развития общества, уровень благосостояния населения, а также масштабы теневой экономики. Включает общий контроль: на сегодня это Администрация Главы ДНР, Совет Министров ДНР, Министерство финансов ДНР, Министерство доходов и сборов ДНР, ЦРБ, Фонд государственного имущества ДНР, др. органы исполнительной власти. Специальный контроль: налоговая служба ДНР, таможенная служба ДНР, Контрольно-ревизионное Управление, департамент казначейства, Пенсионный Фонд ДНР, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ДНР, Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ДНР и др.
1.2.1.2 Муниципальный контроль – это контроль органов местного самоуправления, осуществляемый органами представительской и исполнительной власти местных Советов через соответствующие комиссии и местные финансовые органы. Объект контроля – местные бюджеты, местные целевые фонды, финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций коммунальной собственности.
1.2.2. Ведомственный (внутрикорпоративный) контроль осуществляется контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств или корпораций. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий и учреждений или предприятий, входящих в состав корпоративных объединений.
1.2.3. Общественный финансовый контрольосуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзы); СМИ.
При административно-командной системе этот вид контроля был самым массовым. Его осуществляли партийные органы и комитет общественного контроля (более 10 млн. чел.). Реально он не выполнял свои функции по причине непрофессиональности и незаинтересованности исполнителей.
1.2.4. Независимый (аудиторский) контроль –независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих началах. Его осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы – независимые контролирующие органы, по просьбе и за счёт предприятия. Направлен на проверку законности финансовой деятельности, целесообразности отдельных финансовых операций, реальности и полноты отражения финансовой информации в финансовом учете и отчетности. Выводы по результатам контроля имеют рекомендательный характер.
Аудит может быть обязательным и инициативным.
Обязательный– предусмотрен законодательством для банков, инвестиционных фондов и компаний; др. финансовых учреждений, осуществляющих привлечение средств граждан и торговлю ценными бумагами: бирж, страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.
Аудиторские проверки могут также проводиться по инициативе руководства или собственников предприятия.
Перед аудиторами ставятся высокие профессиональные требования. Аудитор должен иметь квалификационный сертификат, свидетельствующий о его квалификационной пригодности и лицензию – разрешение на занятие аудиторской деятельностью. Например, сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата.
С целью обеспечения объективности в проведении аудиторских проверок действующим законодательством запрещается их проведение аудитором, который имеет собственные имущественные интересы, прямые родственные связи с руководством субъекта хозяйствования, который проверяется, или является членом руководства, основателем или работником.
2. В зависимости от стадии осуществления контроля (времени его проведения) различают следующие формы финансового контроля:
2.1. Предварительныйконтроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.
2.2. Текущий контроль осуществляется в процессе финансовых операций, т.е. в процессе движения денежных потоков. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.
2.3. Последующий контроль проводится после осуществления финансовых операций и по итогам финансовой деятельности за определенный период (месяц, квартал, год). Его цель – проверка реализации стратегии и тактики финансовой деятельности того или иного субъекта, а в масштабах общества – процесса реализации финансовой политики. Эта форма контроля дает полную и исчерпывающую информацию о финансовой деятельности как каждого субъекта, так и общества в целом.
3. В зависимости от используемых методов (приемов):
3.1. Натуральные, когда контроль осуществляется не по документам, а проверяется наличие ТМЦ и их свойства (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство, проверка фактически выполненных работ).
3.2. Документальные, когда контроль проводится по документам (ревизии, поверки).
Документы в свою очередь изучаются хронологическим или систематизированным методом.
Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной классификации по видам операций в той последовательности, в которой операции осуществлялись. Этот метод затруднительно применять на крупных объектах, поскольку он не позволяет охватить все финансово-хозяйственные операции.
Систематизированный метод – это изучение документов в соответствии с определенной системой, т.е. по определенным операциям.
3.2.1. Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Это также способ документарного вскрытия недостач, перерасходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, подтверждения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт, призванный послужить основой для правильных выводов относительно последующей деятельности предприятия.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).
3.2.2. Проверка– на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).
3.2.3. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.
3.2.4. Обследование – ознакомление на месте с отдельными участками финансовой работы, в процессе которого выявляются ее позитивные и негативные стороны. Характерным для обследования является сопоставление финансового состояния дел с нормативным.
Кроме того, следует различать финансовый контроль:
В зависимости от места проведения:
- непосредственно на месте;
- дистанционный.
По целевой направленности контрольных действий:
- стратегический;
- тактический.
Необходимым условием обеспечения эффективности финансового контроля является оптимальность и системность действий контролирующих органов. Другими словами, финансовый контроль не может быть эффективным, если он не охватывает всех сфер обращения финансовых ресурсов.
Наряду с закреплением правовых рамок деятельности контролирующих органов необходимы и строгие профессиональные параметры, обязательные для тех, кого проверяют и тех, кто проверяет. В развитых странах профессиональные требования к контролю фиксируются в стандартах, разрабатываемых компетентными органами и специалистами в рамках действующего законодательства.