Участники бюджетного процесса и их полномочия

1.ВРУ, к-ая утверждает Основные направления бюджет ной политики, на основе чего составляется проект бюджета, рассматривает проект бюджета и проект з-на о госуд-ом бюджете, утверждает его. На ста исполнения бюджета контролирует и вносит изменения, дополнения в Закон о Госуд-ом бюджете. На заключ-ой стадии рассматривает отчет о выполнении госуд-го бюджета и, в случае согласия, утверждает его. ВРУ на протяжении всех стадий бюджетного процесса помогают все ее комитети, прежде профильные, - Комитет по бюджету и Комитет по вопросам финансовой и банковской деят-ти. 2. Счетная палата, к основным функциям к-го относятся:

• принятые ВРУ, за финансированием общегос-ых программ, выполнением госуд-го бюджета Укр;

• контроль за своевременным и полным поступлением доходов в гос-ыйбюджет, по квартальным распределением доходов и расходов в соотв-ии с показателями, а также за расходами по обслуживанию внутреннего и внешнего долга Украины;

• проверка в пределах компетенции смет расходов, к-ые связаны с деят-тью ВРУ, аппарата ПУ и КМУ;

• контроль за расходованием средств госуд-ми бюджетными учрежд. и организациями, осуществляющими свою деят-ть за пределами Укр;

• контроль за использованием средств госуд-го бюджета и местных бюджетов в части финансирования полномочий местных госуд-ых администраций и делегированных местному самоупр. полномочий органов исполн-ой власти относительно доходов и расходов

3. Пр. Укр. как глава гос-ва в соответствии со статьями 96, 106 КУ, определяет основные напр-я внутренней и внешней политики, на к-ых основывается бюджетная политика в целом.

К субъектам бюджетного процесса относятся:

1. Органы исполнительной власти (органы местного самоуправления, финанс. органы и органы финансового контроля, органы, которые способствуют сбору доходов и всех обязательных платежей - органы госуд-ой налоговой службы, таможенной службы и др.).

2. Государственные внебюджетные фонды (создаются компетентными орга нами и используются только по целевому назначению, например. Пенсионный фонд Украины, Фонды социального страхования и др.).

3. Распорядители бюджетных средств (бюджетные учреждения в лице их ке ривникив, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бю джетних обязательств и осуществление расходов из бюджета).

4. Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные учреждения, другие полу жувачи бюджетных средств.

5. Банковские учреждения.

6. Органы государственного финансового контроля.

Следует заметить, что основным принципом деятельности субъектов бюджетних правоотношений является обеспечение соблюдения публичного финансового интереса и социальная направленность бюджетных полномочий.

43. Особливості застосування програмно-цільового методу у бюджетному процесі.В бюджетном процессе программно-целевой метод применяется на уровне государственного бюджета и на уровне местных бюджетов (по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета). Особыми составляющими программно-целевого метода в бюджетном процессе являются бюджетные программы, ответственные исполнители бюджетных программ, паспорта бюджетных программ, результативные показатели бюджетных программ. Ответственный исполнитель бюджетных программ определяется главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом). Ответственным исполнителем бюджетных программ может быть главный распорядитель бюджетных средств по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом, и / или распорядитель бюджетных средств низшего уровня, который выполняет бюджетные программы в системе главного распорядителя.Результативные показатели бюджетной программы используются для оценки эффективности бюджетной программы и включают количественные и качественные показатели, которые определяют результат выполнения бюджетной программы, характеризующие ход ее реализации, степень достижения поставленных целей и выполнения задач бюджетной программы. На всех стадиях бюджетного процесса его участники в пределах своих полномочий осуществляют оценку эффективности бюджетных программ, предусматривающий меры по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. По бюджетным программам, осуществление мероприятий по которым требует нормативно-правового определения механизма использования бюджетных средств, главные распорядители средств государственного бюджета разрабатывают проекты порядков использования средств государственного бюджета и обеспечивают их утверждения в сроки, определенные Кабинетом Министров Украины.Порядки использования средств государственного бюджета по бюджетным программам, впервые определенными законом о Государственном бюджете Украины, утверждаются в течение 30 дней со дня вступления в силу.Главный распорядитель бюджетных средств разрабатывает и в течение 45 дней со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины утверждает совместно с Министерством финансов Украины паспорт бюджетной программы. Программно-целевой метод в бюджетном процессе предполагает составление прогноза бюджета на следующие за плановым два бюджетных .

44. Складання проектів бюджетів.

Конституція України (ст. 116) та Бюджетний кодекс (гл. 6) поклали повноваження зі складання проекту бюджету і проекту закону про Державний бюджет на Кабінет Міністрів України. Відповідальність за складання проекту закону про Державний бюджет України несе Міністр фінансів, він же визначає основні організаційні засади бюджетного планування, які закладаються в основу бюджетних запитів і розроблених пропозицій проекту бюджету.Після початку поточного року Міністерство економіки починає працювати над збиранням показників від галузевих міністерств, які фінансуватимуться з бюджету. На основі цього Міністерство економіки готує економічні прогнози і подає їх до Кабінету Міністрів України. Складанню проекту бюджету передує розробка основних прогнозних макроекономічних показників на плановий рік з виділенням показників: обсягу внутрішнього валового продукту, національного доходу; зведеного бюджету фінансових ресурсів; балансу доходів і видатків населення; платіжного і валютного балансу України.Зазначені показники складаються до 1 червня.Визначальне місце на стадії складання проекту бюджету належить Бюджетній резолюції. Бюджетна резолюція може бути ефективним інструментом для встановлення загального рівня державних видатків на економіку, а також для визначення загальних бюджетних обмежень. Відповідно до Бюджетного кодексу Кабінет Міністрів України подає до Верховної Ради України проект Основних напрямів бюджетної політики на наступний бюджетний період не пізніше ніж за чотири робочі дні до початку проведення парламентських слухань з питань бюджетної політики на наступний бюджетний період.

45. Зміст закону про Державний бюджетЗакон про Державний бюджет України – це закон, який затверджує повноваження органам державної влади здійснювати виконання Державного бюджету України протягом бюджетного періоду. Крім цього, що Закон про Державний бюджет України є одним з актів, який регулює бюджетні відносини в України. Варто підкреслити – саме бюджетні відносини, а не податкові, господарські чи інші.Зміст Закону про Державний бюджет України у концептуальному розрізі визначається Бюджетним кодексом України,. Закон про Державний бюджет України підписує Голова Верховної Ради України і невідкладно направляє його Президентові України. Президент України протягом п'ятнадцяти днів після отримання закону підписує його, беручи до виконання, та офіційно оприлюднює його або повертає закон зі своїми вмотивованими і сформульованими пропозиціями до Верховної Ради України для повторного розгляду. Якщо Президент України протягом встановленого строку не повернув закон для повторного розгляду, закон вважається схваленим Президентом України і має бути підписаний та офіційно оприлюднений. Якщо під час повторного розгляду закон буде знову прийнятий Верховною Радою України не менш як двома третинами від її конституційного складу, Президент України зобов'язаний його підписати та офіційно оприлюднити протягом десяти днів.
Закон про Державний бюджет України набирає чинності через десять днів з дня його офіційного оприлюднення, якщо інше не передбачено самим законом, але не раніше дня його опублікування.

46.Розгляд й прийняття бюджетів.На ознайомлення з проектом закону про Державний бюджет, поданим Кабінетом Міністрів України, народним депутатам надається 5 днів. Поданий законопроект обговорюється на засіданнях парламентських комітетів. Під час обговорення можуть бути присутні представники органів виконавчої влади. На пленарному засіданні, яке проводиться за результатами попереднього обговорення поданого проекту закону про Державний бюджет, з детальною доповіддю про проект бюджету виступає Міністр фінансів, відповідна компетенція якого закріплена як Бюджетним кодексом, так і Положенням про Міністерство фінансів України.Голова Комітету Верховної Ради України з питань бюджету доповідає про відповідність проекту закону про Державний бюджет України вимогам Бюджетного кодексу, Основним напрямам бюджетної політики на наступний бюджетний період та пропозиціям Верховної Ради України до Основних напрямів бюджетної політики на наступний бюджетний період. За результатами обговорення проекту закону про Державний бюджет України Верховна Рада України може прийняти вмотивоване рішення про його відхилення. У разі відхилення проекту закону про Державний бюджет уряд зобов'язаний у тижневий термін з дня набрання чинності рішенням про відхилення подати проект закону про Державний бюджет України на повторне представлення з обґрунтуванням внесених змін, пов'язаних з відповідним рішенням Верховної Ради України.Міністр фінансів України повторно представляє проект закону про Державний бюджет України не пізніше трьох днів після його повторного подання до Верховної Ради України. На парламентському засіданні представлений проект обговорюється повторно і у разі позитивного результату приймається до розгляду і передається на опрацювання до парламентських комітетів.На підготовку проекту закону про Державний бюджет України до першого читання відводиться до 10 днів (до 1 жовтня - якщо проект був прийнятий до розгляду після його представлення на засіданні Верховної Ради, до 6 жовтня - якщо він був відхилений і відправлений на доопрацювання до Кабінету Міністрів України та прийнятий до розгляду після повторного представлення урядом). За цей час проект закону про Державний бюджет України розглядається народними депутатами України, у парламентських комітетах, депутатських фракціях та групах Верховної Ради України.Комітети Верховної Ради України формують свої пропозиції до проекту закону про Державний бюджет України і передають їх до Комітету Верховної Ради України з питань бюджету.

47.Бюджетний розпис: поняття, зміст і значення.

Государственный бюджет Украины выполняется за росписью, которая утверждается Министром финансов Украины в соответствии с бюджетными назначениями в месячный срок со дня принятия закона о Государственном бюджете Украины. До утверждения росписи Государственного бюджета Украины Министром финансов Украины утверждается временная роспись Государственного бюджета Украины на соответствующий период.Экземпляр утвержденного росписи Государственного бюджета Украины передается в Счетную палату и Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета с дальнейшим информированием о внесенных в него изменения, обусловленные внесением изменений в закон о Государственном бюджете Украины.Министерство финансов Украины на протяжении бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи Государственного бюджета Украины установленным бюджетным назначением, а также соответствие распределения бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по общему фонду государственного бюджета по определенным этим расписанием периодам года соответствующем прогноза поступлений общего фонда государственного бюджета в течение бюджетного периода.

48. Кошторис бюджетних установ: поняття і зміст.

Смета бюджетных учреждений является основным плановым документом, который предоставляет полномочия бюджетному учреждению относительно получения доходов и осуществления расходов, определяет объем и направление средств для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных в год соответственно бюджетных назначений.

Смета имеет две составляющие: общий фонд, содержащий объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на исполнение бюджетным учреждением основных функций; специальный фонд, содержащий объем поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации на осуществление соответствующих расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций.

49. Виконання бюджетів.

В Україні виконання державного бюджету починається після його затвердження законодавчим органом та підписання Президентом України. Кабінет Міністрів України за погодженням з нижчими виконавчими органами організовує порядок виконання бюджету. Міністерство фінансів України здійснює загальну організацію та управління виконанням Державного бюджету України, координує діяльність учасників бюджетного процесу з питань виконання бюджету. Ця стадія бюджетного процесу включає виконання доходної та видаткової частин бюджету. У процесі виконання бюджету органи виконавчої влади можуть вносити зміни у межах затверджених асигнувань за статтями функціональної бюджетної класифікації.Існує три системи виконання бюджету: банківська, казначейська і змішана.

50. Звітність про бюджет.

Отчетность об исполнении Государственного бюджета Украины включает финансовую и бюджетную отчетность.Финансовая отчетность бюджетных учреждений состоит согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета и по формам, утверждаемым Министерством финансов Украины.Порядок заполнения форм финансовой отчетности бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.Бюджетная отчетность отражает состояние выполнения бюджета, содержит информацию в разрезе бюджетной классификации.Формы бюджетной отчетности бюджетных учреждений и органов Государственного казначейства Украины и порядок их заполнения устанавливаются Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.Сведение, составление и представление отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины осуществляются Государственным казначейством Украины.Государственное казначейство Украины обеспечивает достоверность информации о выполнении Государственного бюджета Украины. Главный бухгалтер бюджетного учреждения обеспечивает составление и представление финансовой и бюджетной отчетности в соответствии с установленными требованиями.Отчетность об исполнении Государственного бюджета Украины является оперативной, месячной, квартальной и годовой.

51. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Основанием ответственности за нарушение бюджетного законодательства является бюджетное правонарушение, понятие которого сформулированы в ст. 116 Бюджетного кодекса Украины: Бюджетным правонарушением признается несоблюдения участником бюджетного процесса установленного этим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета или отчета о выполнении бюджета.
Субъектом бюджетного правонарушения может выступать только участник бюджетного процесса. Субъектом бюджетного правонарушения может быть участник бюджетного правоотношения, который не является органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым, органом местного самоуправления или бюджетным учреждением.
Участниками бюджетного процесса являются наделены бюджетными полномочиями органы и должностные лица.
Бюджетными полномочиями признаются права и обязанности участников бюджетных правоотношений.
Участниками бюджетных правоотношений являются физические и юридические лица, не имеющие статуса бюджетного учреждения (получатели бюджетных средств). Итак, получателей бюджетных средств также следует считать потенциальными участниками бюджетного процесса и соответственно субъектами бюджетных правонарушений.
Меры, принимаемые относительно распорядителей и получателей бюджетных средств за совершенные ими бюджетные правонарушения:
1) применение административных взысканий к лицам, виновным в бюджетных правонарушениях в соответствии с законом;
2) остановка операций с бюджетными средствами заключается в остановке любых операций по осуществлению платежей со счета нарушителя бюджетного законодательства. Механизм остановки операций с бюджетными средствами определяется Кабинетом Министров Украины.
Лица, виновные в нарушении бюджетного законодательства, несут
- Гражданскую
- Дисциплинарную
- Административную (за нецелевое использование бюджетных средств)
- Уголовную ответственность

52. Податкове право в системі фінансового права.

Налоговое право - сложное финансово-правовой институт, который регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое право содержит достаточно большую совокупность финансовых норм, объединенных в определенную систему. Последняя разбита на группы, имеющие специфические особенности, логическую структуру, объективный состав. Система налогового права - совокупность общественных финансовых отношений, определяет внутреннюю структуру налогового права, содержание и особенности размещения норм, которые регулируют налоговые правоотношения.

Наши рекомендации