Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции.

Ключевое место в зарубежной практике управления прибылью от обычного вида

деятельности занимает классификация издержек (затрат) переменные и постоянные. Переменные издержки (ПИ) изменяются пропорционально росту объема производства, а постоянные издержки (ФИ) остаются неизменными – стабильными, при колебании объема производства в данном временном (релевантном) периоде (квартал, полугодие, год). В более длительном временном
периоде все виды издержек подвержены изменению под влиянием внутренних и внешних факторов (например, новаций в организации и технологии производства, конъюнктуры товарного рынка и т. д.).

Деление производственных затрат на постоянные и переменные позволило рассчитывать маржинальный доход (путем исключения из выручки от реализации всей суммы переменных издержек) и выявить не пропорциональный характер влияния постоянных затрат на прибыль предприятия при изменении объемов реализации. Это вызвано тем, что сумма постоянных затрат не изменяется при росте объемов продаж, а, следовательно, их доля в объеме себестоимости продукции будет снижаться при возрастании объемов продаж.

Определив такую взаимосвязь между разными видами производственных затрат, выручкой и прибылью, появилась возможность выявить:

1) объем продаж, превысив который корпорация начнет получать прибыль, что называется точкой безубыточности

(Т без.). Это – количество реализуемой продукции в натуральном измерении (кг, штуки и т.п.), обеспечивающее нулевую прибыль. В этой точке корпорация, возместив фиксированные и переменные затраты, не получает ни прибыли ни убытка;

2) выручку от продаж (руб.), обеспечивающую полное покрытие постоянных и переменных затрат, обеспечивая нулевую прибыль. Это – порог рентабельности или сумма выручки от продаж соответствующая совокупной величине постоянных и переменных затрат;

3) запас финансовой прочности – превышение фактической выручки от продаж над порогом рентабельности. Его наличие и размер позволяют предприятию снижать цену единицы товара или повышать их себестоимость без опасения получить убыток от продаж;

4) силу воздействия операционного рычага, т.е. процент изменения прибыли при росте или снижении объема продаж под воздействием соотношения постоянных и переменных затрат (операционного рычага). Чем больше удельный вес постоянных затрат в себестоимости продукции, тем выше порог рентабельности, но и тем больше производимая после прохождения точки безубыточности общая сумма прибыли.

Логическая и математическая взаимосвязь выручки, расходов и прибыли такова:

1. Условия формирования точки безубыточности и порога рентабельности:

Пр = 0 и Вр = ПИ+ ФИ, где

Вр – выручка от реализации;

Пр – прибыль от продаж.

2. Произведем простые преобразования в приведенных формулах. Путем замены некоторых компонентов на равнозначные величины:

Пр = Вр – Ср=Вр – (ПИ+ФИ) = (Крп х Цед) – (Крп х ПИед) –ФИ = Крп х (Цед – ПИед) – ФИ.

3. Пр + ФИ = Крп х (Цед – ПИед).

4. Крп = Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции. - student2.ru где,

Ср – себестоимость реализуемой продукции;

Крп – количество реализуемой продукции;

Цед – цена единицы продукции;

ПИед – переменные издержки на единицу продукции.

5. Поскольку в точке безубыточности Пр = 0 (п.1). то следовательно:

А) Крп в точке безубыточности (т.е. точка безубыточности в натуральном выражении) = ФИ : (Цед – ПИед).

Б) Порог рентабельности (в руб.) = Тбез. х Цед.

В) Сила воздействия операционного рычага (СВОР) = Валовая маржа: Пр или = (ФИ + Пр) : Пр

Если СВОР равен 3%, то при увеличении выручки от продаж на 1% и неизменной структуре затрат, прибыль увеличится на 3%. Это объясняется тем, что после прохождения порога рентабельности и точки безубыточности корпорации нет необходимости направлять часть выручки на покрытие постоянных затрат (они не растут) и эта ее часть – валовая маржа, полностью формирует прибыль.

2.7. Методы планирования прибыли

Планирование прибыли — сложный и многогранный процесс, включающий изучение хозяйственных связей предприятия за период, предшествующий планируемому. От правильности и обоснованности прогноза прибыли зависит обеспечение финансовыми ресурсами производственного и научно-технического развития предприятия, а также уровень дивидендных выплат акционерам (собственникам). Оптимальный план по прибыли необходим также
для разработки налогового и других бюджетов. Корпорация самостоятельно разрабатывает план по
 прибыли, исходя из договоров, заключаемых с поставщиками и потребителями его продукции; экономических нормативов, устанавливаемых государством – по налогам, страховым взносам; материалов анализа финансово-хозяйственной деятельности
за предшествующий период; данных бухгалтерского учета и отчетности
и др. Планирование прибыли включает два взаимосвязанных процесса: 1) определение бухгалтерской прибыли и выявление факторов,
 влияющих на ее величину; 2) планирование распределения прибыли. Объем прибыли во многом зависит от экономически обоснованных
методов ее планирования с соблюдением принципов учетной политики,
принятой предприятием на предстоящий финансовый год. В России традиционными для планирования прибыли являются методы

1) прямого счета;

2) аналитический;

3) нормативный;

4) совмещенного счета;

Рассмотрим наиболее распространенный метод — прямого счета. Общая сумма бухгалтерской прибыли от текущей (операционной) деятельности складывается из прибыли от реализации продукции (прибыли от
продаж) и прочих доходов (за вычетом произведенных расходов). Прибыль от реализации продукции рассчитывают по формуле:

П = ∑(Ц,-С,) х К, где

Ц, — цена реализации изделия i-го вида изделия,

С, — полная себестоимость изделия г-го вида;

К, — количество изделий i-ro вида, подлежащих продаже исходя из заключенных договоров с покупателями или установленного плана продаж.

Расчет плановой суммы прибыли 
аналитическим методом применяется по сопоставимой продукции (ранее производимой). Расчет прибыли производится по группе изделий или по всем изделиям сразу. Основой для расчета является уровень рентабельности изделий за отчетный или иной период. Его называют базисным уровнем рентабельности (УРб).

УРб = Пб / Сб х 100%, где

Пб – прибыль базисного периода;

Сб – себестоимость базисного периода.

Плановая прибыль из расчета базисного уровня рентабельности – Ппб (без учета влияния в плановом периоде изменений в ценах продаж, структуры ассортимента изделий, объема продаж) рассчитывается следующим образом:

Ппб = УРб х Сп, где

Сп – себестоимость реализуемых изделий в плановом периоде, которую можно определить укрупненно без осуществления калькулирования себестоимости единицы продукции каждого вида.

Сп = Себестоимость остатков готовых изделий на конец отчетного года + Затраты на законченный выпуск изделий в плановом году - Себестоимость остатков готовых изделий на конец планового года.

Плановая прибыль от продаж изделий с учетом изменения в плановом году факторов, влияющих на нее ( цен продаж, структуры ассортимента изделий, количества продаж) – Пп, будет определена :

Пп =Плановая прибыль из расчета базисного уровня рентабельности + (-) отклонение прибыли за счет цены продаж +(-) отклонение прибыли за счет количества продаж +(-) отклонение прибыли за счет изменения структуры ассортимента изделий.

Определение сумм отклонений прибыли в плановом периоде по каждому фактору предусматривает знание методики факторного анализа прибыли.

При нормативном методе величину прибыли в планируемом периоде
рассчитывают на основе установленного руководством предприятия процента рентабельности на всю реализуемую продукцию без учета входных
и выходных остатков на начало и конец планируемого периода (например, хлебопекарная и молочная промышленность). Его применяют также
строительные компании, которые предусматривают величину прибыли в
договорной цене на продукцию строительства.

Планирование прибыли является важной составной частью финансового планирования корпорации. Оно может производиться в раздельно по видам реализуемых изделий (товаров, услуг); по каналам реализации (государственный заказ, прямые договора, экспорт ит.п.): в целом по предприятию, по периодам времени (за квартал, год).

2.8. Формирование конечного финансового результата
в бухгалтерской отчетности

Конечный финансовый результат деятельности предприятия (корпорации) находит отражение в такой форме финансовой отчетности, как Отчет о прибылях и убытках. В данном отчете показывают несколько видов прибыли.

1. Валовая прибыль (ВП): ВП = Выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг). Себестоимость проданных товаров. Выручка (нетто) от продажи товаров» отражают выручку
от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, которые
признают в бухгалтерском учете как доходы от обычных видов деятельности (согласно Положению по бухгалтерскому учету - ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Себестоимость проданных товаров» показывает учтенные
затраты на производство продукции (товаров, работ, услуг), которые признают в учете как расходы организации от обычных видов деятельности
(согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

2. Прибыль (убыток) от продаж: Прибыль (убыток) от продаж = ВП - КР - УР,
где BIT — валовая прибыль; КР — коммерческие расходы; УР — управленческие расходы. Или: Прибыль (убыток) от продаж = Выручка (нетто) от продажи товаров -- (Себестоимость проданных товаров + Коммерческие расходы + Управленческие расходы).

3. Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль):Бухгалтерская прибыль = Прибыль (убыток) от продаж ± Сальдо прочих доходов и расходов. Состав прочих доходов приведен в ПБУ 9/99, а прочих расходов —
в ПБУ 10/99. Бухгалтерская прибыль представляет собой конечный финансовый
результат, выявленный за отчетный период на основе учета всех хозяйственных операций и оценки статей баланса. На ее объем (по плану и по отчету) оказывают влияние следующие факторы:♦ а) величина прибыли от продажи товаров, зависящая как от количества и цен продаж, так и себестоимости продаж. Последняя, в свою очередь зависит и от учетной политики корпорации (метода начисления амортизации). Метода списания в производство материальных ценностей, порядка распределения управленческих расходов , а также от режима налогообложения (НДС по приобретенным материалам, услугам принимается к вычету или относится на затраты предприятия) ♦б) положительное (отрицательное) сальдо прочих доходов и расходов.

4. Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после (прибыль после
налогообложения) : Чистая прибыль (убыток) =Бухгалтерская прибыль (убыток) + Отложенные налоговые активы -
 Отложенные налоговые обязательства - Текущий налог на прибыль. Корректирующие величины (отложенные налоговые активы и обязательства) определяют в порядке, установленном
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». На величину чистой прибыли оказывают влияние следующие факторы: ♦ сумма отложенного налогового актива;♦ объем отложенного налогового обязательства;♦ изменение ставки налога на прибыль в отчетном периоде. В процессе оценки выполнения плана прибыли следует иметь в виду,
что прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к
операциям прошлых лет, включают в финансовые результаты отчетного
года. Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, показывают в балансе отдельной статьей «Доходы будущих периодов» (на счете 98). Они подлежат отнесению на финансовые результаты предприятия при наступлении отчетного периода,
к которому они относятся. В случае продажи и прочего выбытия имущества (основных средств,
материальных запасов) доход или убыток по этим операциям относят на
финансовые результаты в составе прочих доходов и расходов (на счет 91).

В бухгалтерском балансе показывают нераспределенную прибыль, Нп, (непокрытый убыток). Она определяется на конец отчетного периода следующим образом:

Нп = нераспределенная прибыль на начало периода + чистая прибыль отчетного периода (убыток -) – зачисление нераспределенной прибыли в резервный капитал (до установленных уставом сумм) – сумма прибыли, распределенная на дивиденды.

Наличие нераспределенной прибыли на конец отчетного периода служит источником
пополнения собственных оборотных средств корпорации и увеличения внеоборотных активов, что благоприятно сказывается на его финансовом положении. Наоборот, наличие непокрытого убытка на эту дату негативно влияет на его финансовую устойчивость, снижая величину собственных оборотных средств.

Наши рекомендации