Социально-экономическая сущность и функции финансов, их роль в воспроизводственной процессе
Раздел I. Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
Тема 1. Содержание и значение государственных и муниципальных финансов
Вопрос 1.1. Финансы и финансовая система
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов, их роль в воспроизводственном процессе.
1.2. Финансовые ресурсы и источники их формирования.
1.3. Современная финансовая система Российской Федерации и ведущих зарубежных стран.
Тема 2. Организация государственных и муниципальных финансов
Вопрос 2.1. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации
2.1.1. Государственные финансы: понятие, сущность, роль в социально-экономическом развитии страны.
2.1.2. Федеральный бюджет Российской Федерации: сущность, формирование доходов и условия возникновения расходных обязательств.
2.1.3. Бюджеты субъектов Российской Федерации: сущность, формирование доходов и условия возникновения расходных обязательств.
2.1.4. Сбалансированность бюджетов.
2.1.5. Консолидированные бюджеты: Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вопрос 2.2.Муниципальные финансы
2.2.1. Сущность и функции муниципальных финансов, их роль в социально-экономическом развитии муниципального образования.
2.2.2.Бюджет муниципального образования: понятие, сущность, правовые основы.
Тема 3. Управление государственными и муниципальными финансами
Вопрос 3.1. Финансовая политика. Финансовое планирование, прогнозирование и регулирование социально-экономических процессов
3.1.1. Финансовая политика государства.
3.1.2. Финансовый механизм и его использование в реализации государственной финансовой политики.
3.1.3. Содержание и значение финансового прогнозирования, методы расчета финансовых показателей.
3.1.4. Финансовое планирование.
3.1.5. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
Вопрос 3.2. Управление государственными финансами. Государственный финансовый контроль
3.2.1. Современна система управления государственными финансами в Российской Федерации и в ведущих зарубежных странах.
3.2.2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации.
Раздел I Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
Тема 1 Содержание и значение государственных и муниципальных финансов
Вопрос 1.1 Финансы и финансовая система
Социально-экономическая сущность и функции финансов, их роль в воспроизводственной процессе
Рассматривая понятие «финансы» в историческом аспекте, большинство теоретиков едины во мнении, что финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с развитием и совершенствованием государственного устройства и товарно-денежных отношений, а также задач и функций, возлагаемых обществом на государство. Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы». Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства. Будучи категорией исторической, финансы претерпевают определенные изменения по мере преобразования, развития экономики и общества.
Финансы как полноценная система организации финансовых отношений. История термина «финансы» прошла в своем развитии несколько этапов. По мнению профессора Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин. Первоначально, в ХIII-XV вв., считалось, что термин «финансы» возник в торговых городах Италии и обозначал в то время любой денежный платеж. С XVI по XIX в. в научной литературе возникновение финансов как полноценной системы организации финансовых отношений стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием.
Финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, либо в форме налоговых платежей, призванных содержать государство как общественный институт. Из этого следует, что с помощью финансов формировались доходы и расходы государства. Менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества в пользу государства, но продолжало существовать государство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним – и финансы как способ содержания этого института. Способ перераспределения доходов общества в пользу государства носил, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления может быть обусловлен только тем, что государство необходимо обществу. Только в этом случае, как считал К. Маркс, в обществе сформируются механизмы, позволяющие экономическому явлению возникнуть, развиваться и выполнять свои функции.
Действительно, для нормального развития любого общества, национального хозяйства необходимо соблюдение всеми его участниками определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие всей экономики и повышение благосостояния населения. Эти правила возникают и изменяются в историческом развитии, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с главной целью экономической системы. И именно государство изначально призвано поддерживать механизм такого саморазвития, а при помощи экономического поощрения и наказания заставлять всех граждан соблюдать требуемые правила поведении.
Термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и государством – с другой, по поводу образования фондов денежных средств. Это означает, что термин «финансы» отражал:
- денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;
- субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них, а именно государство, обладал особыми властными полномочиями;
- в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет государства;
- регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам;
- государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата или аппарата принуждения.
Финансы как денежная форма капитала. С развитием производства, торговли, товарно-денежных отношений, межстранового денежного оборота, банковского и биржевого дела существовавшие задолго до этого деньги, их движение, обращение приобретают в этот период новое качество, иное содержание. Денежные средства становятся более многообразными, изменяются формы и характер их движения, государство мобилизует денежные ресурсы для выполнения и расширения своих экономических, социальных, политических функций; денежные отношения перемещаются из сферы обмена в сферу производства и распределения общественного продукта. Возникают специфические финансовые институты, оперирующие разнообразными финансовыми инструментами в виде денег, национальной и иностранной валют, ценных бумаг. Так зарождаются финансы хозяйствующих субъектов, финансы государства, мировые финансы в их взаимодействии.
С XIX в. в экономической литературе понятие «финансы» распространяется на денежные отношения, возникающие между самими хозяйствующими субъектами (предприятиями, компаниями, фирмами, банками), а не только между государством и хозяйствующими субъектами. При этом нередко отожествляются термины «банковский капитал» и «финансовый капитал». В частности, английский экономист Дж. М. Хейнс финансы также рассматривал как денежную форму капитала.
Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка. В зарубежной учебной литературе и многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками и один из экономических инструментов государственного регулирования.
Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в ХХ в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов выражались в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода. Государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государства оказывали большое влияние на процесс воспроизводства. Государство аккумулировало ресурсы не только бюджетов, но и многочисленных внебюджетных фондов. Движение денег обретало самостоятельность, и тем самым денежные отношения становились финансовыми отношениями.
Финансы развивались не только в государственной сфере. Значительное развитие получили финансы предприятий.
Финансы как научное направление. Финансы как научное направление изучают общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, выявляют закономерности развития финансовых отношений. Понятийный аппарат финансовой науки развивается, наполняется новым содержанием, адекватным реалиям общественной жизни. Это относится и к собственно категории «финансы», что находит отражение в дискуссиях об их сущности, функциях и т.п.
В России на рубеже XIX–ХХ вв. наука о финансах рассматривалась как правовая наука, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время и в настоящее время довольно широко распространена. Так, профессор Э.А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке.
Многими авторами и в настоящее время используется признак императивности при характеристике финансовых отношений (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчева, А.М. Ковалева и др.), т.е. они придерживаются так называемой императивной концепции финансов, согласно которой финансы возникли с образованием государства и в современных условиях выполняют функции, связанные с ролью государства в регулировании экономики и социальных процессов. Признаваемый этими авторами признак императивности, подчеркивающий субъективное начало в возникновении финансов, входит в некоторое противоречие с признаваемым этими же авторами объективными характером появления и развития финансов. Безусловно, что в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы - это объективно существующие экономические отношения, то их сущность и функционирование определяются прежде всего закономерностями развития экономики, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти.
Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается в советской научной и справочной литературе в 1920 – 1930-е годы.
Финансы как экономическая категория. С 1940-х годов советские экономисты рассматривают финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П. Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». С этого времени в советской литературе возникла дискуссия о сущности и сфере распространения финансовых отношений и их специфических черт, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических (денежных) отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, представленные и в современной российской учебной литературе. В научных и практических кругах до сих пор не сложилось единого мнения и являются предметом дискуссий вопросы о сущности и функциях финансов, сфере их распространения, эффективности их функционирования, финансовой системы и ее сферах, звеньях и многие другие.
Наибольшее распространение получила распределительная концепция финансов, сторонники которой (Л.А. Дробовика, СИ. Лушин, В.М. Родионова, А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина и др.) утверждают, что финансовые отношения возникают на второй стадии общественного воспроизводства, т.е. приверженцы этой концепции связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления.
Существует и воспроизводственный подход в рассмотрении содержания финансов. Приверженцы этой концепции (Д.С. Поляков, Е.И. Шохин, Н.Г. Сычев и др.) исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов возникают не только при распределении стоимости общественного продукта и национального дохода, но и во всех сферах его движения, прежде всего в сфере непосредственного создания национального дохода В рамках воспроизводственной концепции денежные отношения (равно как и денежные операции) фактически совпадают с финансовыми отношениями (финансовыми операциями), денежные ресурсы – с финансовыми ресурсами. Очевидно, что при таком понимании финансов неверно рассматривать категорию «финансы» как самостоятельную экономическую категорию, отличную от «денег». Однако сторонники воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков.
Следствием этих противоположных позиций является разный подход в определении количества и названий функций, выполняемых финансами, и разный подход к определению понятия «финансовые ресурсы» по их составу.
Таким образом, в определении термина «финансы» на сегодняшний день среди ученых и практиков нет единой точки зрения. Разнообразие толкования понятия «финансы» объясняется разными задачами его использования (академический или прикладной подход), различными экономическими школами. В России «финансы» – самая динамично развивающаяся наука.
Не отрицая возможности существования иных точек зрения, а также взаимообусловленности стадии распределения и стадий производства, обмена и потребления, автор настоящего учебника является сторонником распределительной концепции финансов.
Проследим трансформацию определения понятия «финансы» в рамках распределительной концепции.
Первоначально финансовые отношения охватывали, прежде всего, сферу, в которой экономические отношения связаны с формированием и использованием фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций. И в этой связи понятие «финансы» правомерно трактовать следующим образом.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и решения экономических, социальных и политических задач.
Современная экономика также не может существовать без финансов и финансовых отношений, складывающихся в государственной (публичной) сфере. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством. На современном этапе экономического развития к таким потребностям общества относятся: национальная оборона и государственная безопасность, правоохранительная деятельность, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых, приоритетных отраслей экономики, инвестиционные и инновационные процессы в развитии экономики, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, спорт, культура и многие другие отрасли непроизводственной сферы, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф, некоторые другие).
Понятие «финансы» зачастую отожествляют с понятием «деньги». В действительности это не так, хотя без денег не может быть и финансов.
Деньги – это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда ассоциированных производителей.
Деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов. Финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения являются финансовыми отношениями.
К примеру, один гражданин дал деньги взаймы другому гражданину. Возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в своих правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов или гражданами и предприятиями сферы обслуживания (бытовое обслуживание, транспортное, зрелищные заведения и др.).
Следовательно, в систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся денежные средства, обслуживающие личное потребление и обмен (розничный товарооборот, оплата транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения, наследования денег). Это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права (административным, гражданским и т.д.).
Финансовые отношения отличаются от других денежных отношений следующими признаками:
1) финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения;
2) государство, а не субъекты финансовых отношений определяет пропорции обмена, его условия.
Нефинансовые денежные отношения правовыми актами не регулируются и субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать следующее определение финансов в государственной сфере.
Финансы – это совокупность денежных отношений, организуемых государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и стоящих перед ним задач.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе расширенного воспроизводства определяются природой и функциями государства. Социально-экономическая сущность финансов в государственной сфере состоит в исследовании вопроса, за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
Однако финансы развивались не только в государственной сфере. В настоящее время термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственные (публичные) финансы. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций). С развитием рыночных отношений в экономике значительное развитие получили финансы организаций различных форм собственности.
Финансовые отношения в современной экономике охватывают, таким образом, две сферы:
1) экономические отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в бюджетах всех уровней власти и правительственных внебюджетных фондах;
2) экономические отношения связаны с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов предприятий.
Структура и содержание финансов в разных странах во многом обусловлены типом господствующей в стране экономической системы.
В странах с централизованно управляемой экономикой определяющее место занимают государственные финансы, формирование государственного бюджета и внебюджетных фондов, мобилизующих основную часть финансовых ресурсов и затем распределяющих их по отраслям, территориям, социально-экономическим программам в соответствии с государственными прогнозами социально-экономического развития. В этих условиях главенствующей функцией финансов становится первичное распределение и последующее перераспределение финансовых ресурсов.
В странах с рыночной экономикой сохраняется значительная роль государственных финансов, бюджетирования доходов и расходов государства, используемых на общегосударственные, общественные нужды, социальные цели. Однако центр тяжести финансовой деятельности смешается с централизованного распределения финансовых ресурсов на обеспечение устойчивого функционирования свободного рынка товаров, работ, услуг и государственное регулирование рыночных отношений посредством налогов, пошлин, учетных ставок, субсидий, субвенций, квот и других финансовых рычагов. Существенно повышаются роль и возможность самостоятельного использования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами (предприятиями, коммерческими фирмами, компаниями, банками, частными предпринимателями). В этих условиях наряду с распределительной функцией финансы выполняют воспроизводственную функцию, т.е. отношения по поводу формирования финансов как фондов денежных средств возникают в сфере непосредственного создания стоимости общественного продукта и национального дохода.
В большинстве стран существует смешанная экономика, совмещающая черты централизованно управляемой и свободной рыночной экономики; такое же сочетание наблюдается и в финансовой системе этих стран.
Теперь, имея полные сведения о финансах, можно дать расширенную трактовку понятию «финансы», применяемую в развитой рыночной экономике.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, возникающие во всех сферах движения стоимости общественного продукта и национального дохода в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства на макро- и микроуровнях.
Финансы выражают денежные отношения, которые постоянно возникают в экономической сфере между:
- предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также при реализации продукции и услуг;
- предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
- государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
- государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
- предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
- отдельными звеньями бюджетной системы;
- страховыми организациями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;
- денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.
Главным материальным источником денежных фондов (финансов) выступает национальный доход страны, определяемый как разница между стоимостью валового внутреннего продукта (ВВП) и потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Поэтому увеличение национального дохода – основное условие роста финансовых ресурсов. Именно национальный доход определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размера национального дохода и его отдельных частей (фонда потребления и фонда накопления) определяются темпы и пропорции развития экономики ее структура.