Понятие управленческой финансовой модели предприятия

Введение

Приступая к изложению курса «Основы финансового планирования», нужно упредить его тремя оговорками.

Первая оговорка. В рамках настоящего курса мы говорим о системе управления финансами на производственном, торгово-закупочном предприятии или на предприятии сферы услуг. Мы здесь сознательно не затрагиваем вопросы управления финансами в банках и в лизинговых, страховых или инвестиционных компаниях, поскольку там возникает своя специфика, заслуживающая рассмотрения в рамках отдельных курсов. Соответственно, мы сосредотачиваемся на компаниях, миссия которых заключается в том, чтобы создавать новую добавленную стоимость, выраженную в товарной форме или в форме оказываемых услуг.

Оговорка вторая. Мы в нашем курсе не делаем акцент на анализе фактической отчётности и плановых результатов. Более подробно финансовый анализ раскрывается в курсах «Экономический анализ» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» [1, 2, 3, 7]. В настоящем пособии мы ограничиваемся минимальным набором аналитических методик, которые нам действительно нужны для оценки эффективности бизнеса.

Оговорка третья. Из трёх основных моделей учёта – бухгалтерской, управленческой и МСФО (международные стандарты финансовой отчётности) мы в основном сосредоточены на управленческой модели, которая логически наследуется от бухгалтерской. На модели МСФО мы не останавливаемся вовсе, отдавая это на откуп одноимённым курсам.

Можно выделить три ключевых вида деятельности на предприятиях исследуемой группы:

  • Операционная деятельность, направленная собственно на создание добавленной стоимости (корневой процесс, связанный с закупкой, производством и реализацией товарной продукции).
  • Инвестиционная деятельность,направленная на создание производственной и торговой инфраструктуры, а также на резервирование минимально необходимых складских запасов. Эта деятельность имеет своей целью формирование и поддержание внеоборотной ресурсной базы бизнеса.
  • Финансовая деятельность в узком смысле –формирование источников финансирования и управление сформированным капиталом.

Финансовая деятельность, понимаемая в широком смысле, подразумевает, что деньги и их эквиваленты участвуют во всех перечисленных видах хозяйственной деятельности предприятия. Роль финансов триедина. Во-первых, финансы – это ресурс. Когда мы мобилизуем пассивы, мы немедленно превращаем эти пассивы в имущество и далее используем эти активы в хозяйственной деятельности, добиваясь требуемой отдачи на вложенный ресурс. Во-вторых, финансы – это эффект; выручка и прибыль – это приятное следствие грамотно организованного дела. В-третьих, финансы – это измерительвсех аспектов хозяйственной деятельности, наряду с другими типами измерителей – с натуральными измерителями в физических единицах, качественными измерителями и признаковыми измерителями типа «да-нет», «ноль-единица».

Также финансовая деятельность в широком смысле предполагает, что планирование развёртывается одновременно в нескольких плоскостях. С одной стороны, концепция стратегического финансового менеджмента предполагает, что финансы (в своих трёх ипостасях) должны поучаствовать в разработке и реализации стратегии предприятия, то есть в переводе компании из проблемного в желаемое состояние, за счёт мобилизации различного рода стратегических ресурсов и вовлечения их в деловой оборот. С другой стороны, остаются концепции низовых уровней иерархии – операционный финансовый менеджмент, инвестиционный финансовый менеджмент и финансовый менеджмент в узком смысле (управление пассивами). В зависимости от того, на каком уровне идёт управление финансами, таким оказывается и форма финансового плана. Мы рассмотрим здесь все четыре концепции планирования поэтапно, начиная со стратегического финансового плана.

Но начнём мы всё равно с отчётного финансового факта, и будем вести рассмотрение не в бухгалтерской, а в управленческой парадигме. Отличие одной парадигмы от другой вполне понятно. Потребителем стандартной бухгалтерской отчётности является государство, она ему нужна для исчисления налоговой базы и для контроля состояния предприятия своими методами. Разумеется, у собственников бизнеса иные цели, одна из которых – минимизация налогообложения и иных обязательных платежей в бюджет. Оптимизация налогообложения (законная и незаконная), проводимая на предприятиях, существенно искажает бухгалтерский результат, за счёт искусственного занижения бухгалтерской прибыли путём признания в учёте операций, которые по факту является притворными, не соответствуют подлинной сути самой операции. Раз отчётность искажается, то она бесполезна как для финансового анализа, так и для планирования. Выводы, сделанные на этой информационной базе, будут ложными.

Наоборот, потребителями управленческой отчётности являются собственники бизнеса и его топ-менеджмент. Это непосредственно отражается на принципах ведения управленческой отчётности и соответствующих отчётных (а, впоследствии, и плановых) формах. Управленческая отчётность очень похожа на бухгалтерскую, но есть свои расхождения, о которых мы будем говорить подробно по ходу изложения. Управленческая отчётность:

· произведена «для себя», под запрос собственника – соответственно, отражает те разделы и в тех разрезах, как это актуально для бизнеса. К тому же, она считает себя вправе не следовать общим рекомендациям в части финансового учёта, а руководствоваться исключительно соображениями внутрифирменной полезности. Так, например, проценты по кредитам могут входить в операционный блок листа движения денежных средств, а могут перейти в финансовый блок, это дело вкуса;

· в зависимости от специфики центра финансового учета, по которому составляется отчетность, сохраняется широкая степень свободы в том, на какую глубину проводить детализацию учета и до какого уровня финансового результата доходить в отчетности;

· эта отчетность – честная, она достоверна и называет вещи своими именами. В ней есть то, что называется «управленческой кассой», «изъятием прибыли собственниками» (разумеется, до налогообложения). Реальность нелицеприятная, но она – реальность, и только с ней имеет смысл считаться;

· эта отчетность не страдает дутыми статьями. Учет нематериальных активов ведется в ней по себестоимости создания (приобретения); основные средства учитываются там не по рыночной (дуто-оценочной), а по залоговой стоимости; есть свобода в том, начислять ли амортизацию основных средств и, если да, то в каком порядке. И так далее.

Настоящее учебное пособие в основном ориентировано на студентов старших курсов экономических специальностей в вузах (прежде всего, по специальности 080105 – «Финансы и кредит»), на работников финансово-экономических служб предприятия, в задачу которых входит анализ действующего бизнеса, предоставление руководству предприятия регулярной финансовой отчетности и выдача рекомендаций. Сюда относятся финансовые директора, руководители планово-экономических отделов, линейные экономисты. С оговоркой, сюда следует отнести и кредитных экспертов банков; сейчас в банках, в процессе обоснования кредитных решений, начали принимать от заёмщиков, в том числе, и управленческую отчётность. И это правильно, потому что банки стараются снижать свои риски любыми путями, в том числе через проведение неформальных процедур анализа заёмщиков.

Бухгалтерам мы бы это пособие не рекомендовали, во избежание так называемой «бухгалтерской шизофрении», когда бухгалтер одновременно видит подлинную и мнимую природу хозяйственных операций своего предприятия. В компаниях бухгалтера никогда не ведут управленческую отчётность, этим занимаются экономисты планового отдела. В известном смысле, бухгалтерия не участвует в принятии управленческих решений, она только поставляет исходное сырьё для предварительного анализа – данные первичного учёта хозяйственных операций.

Анализ, планирование, подготовка решений – дело экономистов, бухгалтерское и управленческое ведение операций надо разделить. И во всех случаях, бухгалтеров надо отстранять от ведения нелегальных операций, к коим относится банальная «обналичка» и ведение «серой» управленческой кассы. Для этого есть финансовые менеджеры, которые принимают на себя риск уголовного преследования в обмен на повышенный размер своих зарплат и бонусов. Это их выбор, и они сами берут на себя эту ответственность. Они – дичь, а налоговые органы – охотники. Эта азартную игру с государством экономически активное человечество ведёт со времён появления денег и налогов, в том числе при советской власти, при нэпе, во времена подпольных цехов и открытия перестроечных кооперативов. И так будет продолжаться ещё долгое время. Нам не с руки ни содействовать этому процессу, ни препятствовать ему. Ибо у каждой стороны в этом противостоянии есть своя правда.

Итак, приступим к изложению материала.

Глава 1. Принципы и основные отчётные формы управленческого учёта

Понятие управленческой финансовой модели предприятия

В зависимости от характера деятельности и своего масштаба, предприятия существенно разнятся. Это может быть малое предприятие, осуществляющее один вид деятельности, и это может быть географически распределённый холдинг, к тому же диверсифицированный по видам деятельности. Во всех случаях, у предприятия должна быть управленческая финансовая модель, в которой должны быть оговорены все принципы отражения результатов в учёте и порождения соответствующих первичных, промежуточных и конечных отчётных форм.

В первую очередь, следует оговорить количество центров финансовой ответственности (ЦФО) и определить их типы. Если предприятие небольшое, то можно обойтись одним ЦФО, установив необходимую детализацию на уровне необходимых аналитических разрезов. Если же речь идёт о холдинге, то ЦФО должно быть несколько. В качестве ЦФО могут выступать отдельные стратегические бизнес-единицы (например, удалённые филиалы), а также производственные центры, которые осуществляют самостоятельный специфический вид деятельности. Таким образом, выделение ЦФО может осуществляться как по географическому принципу, так и по принципу однородности деятельности. Возможно, разумеется, и комбинирование этих принципов.

К основным типам ЦФО относятся:

  • центр чистой прибыли – классический тип центра, соответствующий небольшому предприятию, без разбиения организационной структуры предприятия на производственные центры и вспомогательные службы. В этом центре накапливается окончательный финансовый результат по бизнесу;
  • центр маржинальной прибыли – модель производственного центра, в котором учитывается только выручка и все виды переменных операционных затрат, относимых на единицу выпуска. Разница между выручкой переменными операционными затратами без НДС – это маржинальная прибыль (то же самое с НДС на жаргоне называется «дельтой» или торговой наценкой). В центре маржинальной прибыли не ведутся составы постоянных операционных затрат, финансовых и инвестиционных затрат, а также налоги;
  • центр инвестиций – модель инвестиционного блока бизнеса, в котором отражается формирование источников финансирования, конвертация этих источников во внеоборотные активы и в неснижаемые складские остатки, а также управление созданными активами и пассивами, включая приём и выдачу соответствующих рент.

Под рентой здесь и далее понимается плата, которую пользователь ресурса должен платить владельцу ресурса. Ренты могут быть операционными, инвестиционными и финансовыми. Пример операционной ренты – это стандартная аренда основных средств (например, складских или офисных площадей). Инвестиционная рента может быть представлена схемой классического лизинга, в которой лизингодатель получает от лизингополучателя последовательность лизинговых платежей. Также на условиях ренты в бизнес привлекается собственный капитал; здесь рента – это дивидендные платежи в пользу собственника. Финансовая рента – это проценты по кредиту, уплачиваемые банку.

Классический пример центра инвестиций – это управляющая компания холдинга, которая одновременно является владельцем всех активов и точкой приёма инвестиций и кредитных ресурсов. В дальнейшем консолидированные управляющей компанией ресурсы передаются в корневой бизнес, в обмен на всевозможные виды рент. Также в центре инвестиций ведётся учёт затрат на содержание всех вспомогательных служб бизнеса. Эти службы предоставляются бизнесу в качестве специфического ресурса управления. В обмен на этот ресурс управляющая компания взымает с бизнеса управленческую ренту – специфический внутрикорпоративный налог;

  • центр затрат– ЦФО, в котором традиционно отражаются постоянные операционные затраты производственных центров и вспомогательных служб.

Структура ЦФО в составе финансовой модели обычно имеет иерархический или холархический (взаимо-поглощающий) тип. Например, в состав центра инвестиций могут быть имплантированы (на правах дочерних) центры затрат по отдельным службам. Центры маржинальной прибыли могут быть агрегированы в единый производственный модуль, с образованием нового синтетического ЦФО, в котором эти маржинальные центры являются «сёстрами», и в который также входит, на правах дочернего, консолидированный центр постоянных операционных затрат. Наконец, в ходе консолидации всех финансовых результатов холдинга образуется единый синтетический ЦФО по бизнесу в целом.

Аналитические разрезы

В рамках одного и того же ЦФО может одновременно осуществляться несколько видов деятельности, причём все эта деятельность может вестись на одной и той же производственной базе, в пределах одной и той же географической локализации. В этих случаях зачастую выделение новых дочерних ЦФО под каждый вид деятельности признаётся нецелесообразным, и тогда в ход идут аналитические разрезы.

Выделение аналитических разрезов предполагает:

· формирование отдельных субстатей в составе единых статей выручки и переменных операционных затрат, а также в рамках соответствующего денежного движения;

· заведение отдельных субсчетов в рамках единого счёта отражения остатков внеоборотных и оборотных активов (основных средств, запасов, дебиторско-кредиторской задолженности и т.п.);

· дифференцированный анализ эффективности операций на основе выделенных субстатей и субсчетов, с формированием отдельных накопленных статистик и факторов, применительно к заданному виду деятельности.

Характерные примеры субстатей: выручка, в том числе по видам бизнеса; переменные операционные затраты, в том числе по видам бизнеса; постоянные операционные затраты, в том числе по видам бизнеса. Характерные примеры субсчетов: остатки запасов, в том числе по видам материалов; остатки готовой продукции, в том числе по товарным группам; остатки дебиторской задолженности, в том числе по контрагентам и/или каналам сбыта. Субстатьи в рамках одной статьи или субсчета в рамках одного счёта должны образовывать полную группу, то есть сходиться по суммарному итогу.

Наши рекомендации