Система органов финансового контроля в РФ
Фин. контроль заключается в контролировании составления и исполнения фед., регион. и местных бюджетов, гос. внебюдж. фондов, ден. обращения, внутр. и внешн. гос. и регион. долгов и др.
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как в процессе их законотворческой и управленческой деятельности, так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату РФ, контрольные палаты и другие специализированные органы.
Контрольное управление Президента РФ выполняет функции контроля исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере и т.д. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг.
Важным органом государственного финансового контроля выступает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями.
Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и банковский надзор.
Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках.
Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину.
46.Фискальная политика РФ.Фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. В настоящее время такими целями являются главным образом посткризисное регулирование, уменьшение безработицы и размеров инфляции. Материальной основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику. Методы финансового регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюджетного регулирования: субсидии (бюдж. ср-ва, предоставляемые бюджету соотв. уровня БС РФ ФЛ или ЮЛ на условиях долевого софинансирования расходов), дотации (бюдж. ср-ва, предоставляемые бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвр. основах для покрытия текущих обяз-в), трансферты (безвозмездные перечисления ден ср-в из бюджетов различных уровней получателям). Косвенными являются методы использования элементов налоговой системы. Косвенные методы являются наиболее тонкими и сложными инструментами экономического регулирования. Наиболее распространенными методами поощрения деловой активности и определенных видов деятельности являются налоговые льготы. К ним относят также инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты налога, при котором налогоплательщику при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (одному или нескольким) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).
Бюджетное планирование.
Бюджетное планирование - это комплекс мероприятий на таких стадиях бюджетного процесса как составление, рассмотрение и утверждение бюджетов для определения объемов и источников формирования и направлений использования бюджетных ресурсов государства с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития обществ.
Внедрение бюджетирования дает возможность создать целостную и эффективную систему управления.
Целями бюджетного планирования являются:
1. Планирование и контроль.
2. Распределение ответственности.
3.Оптимизация. Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
4. Мотивация персонала.
Частными целями бюджетирования можно считать максимизация выручки (дохода); минимизация затрат; достижение и поддержание определённых темпов роста экономических показателей; технологическое лидерство в отрасли и др.
Функции бюджетного планирования:
1.Функция планирования. Исходя из стратегических целей, система бюджетирования решает задачи распределения финансовых ресурсов.
2.Функция информирования. Позволяет получать точную информацию: по подразделениям, видам продукции и т.п. Также позволяет сравнивать намеченные цели с действительными результатами работы предприятия.
3.Функция контроля. Бюджет представляет собой набор показателей которые должны использоваться при контроле деятельности.
4.Просчет различных вариантов бюджета. Тесно связан с принятием управленческих решений и выбором лучшей производственной программы деятельности.
5.Анализ исполнения бюджета. Анализ исполнения бюджетов может осуществляться на разных уровнях, в зависимости от сроков и решаемых на каждом уровне разных задач, что определяет степень сложности реализации методов анализа. Анализ исполнения бюджетов способствует принятию обоснованных корректирующих решений. Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей.
Принципы бюджетного планирования:
- принцип полноты - разработка бюджета должна охватывать все стороны деятельности и все подразделения предприятия.
- принцип реальности, который выходит из необходимости приоритета реализации продукции над ее производством и учета ограниченности ресурсов, которые есть в распоряжении предприятия;
- принцип интегрированности. Выполнение этого принципа означает: при разработке бюджетов низшего уровня обязательно учитываются задачи, предусмотренные бюджетом высшего уровня.
- принцип гибкости, который допускает при разработке и выполнении бюджетов возможность их корректирования при изменении внутренних или внешних условий деятельности.
- принцип экономичности, поскольку между результатами самого бюджетирования и затратами денег и времени на его осуществление должно быть рациональное соотношение.
Процесс бюджетного планирования состоит из следующих этапов:
1. Планирование организационной деятельности;
2. Суммирование коллективных проектных предложений;
3. Разработка проекта бюджета;
4. Просчет варианта плана и внесение коррективов;
5. Окончательное планирование
48.Доходы бюджетной системы: их классификация и характеристика.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Состав бюджетных доходов определяется бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация доходов включает в себя:
1. Главных администраторов, которые осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет.
Главный администратор доходов бюджета – определенный законом о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета. Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом о соответствующем бюджете.
2. Вид дохода, в котором выделяются группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы доходов. Выделяют следующие группы доходов: налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления. Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии со статьёй 20 БК РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются: налоговые и неналоговые доходы: 1) налог на прибыль, доходы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; 2) доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы;
штрафы, санкции и возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные поступления: от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.
Детализации подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе статей и подстатей. Например, группа – «Доходы»; подгруппа – «Налоги на прибыль, доходы»; статья – «Налог на прибыль организаций» или «Налог на доходы физических лиц»; подстатья – «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российским организациям» или «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам».
3. Код элементов дохода показывает, за каким уровнем бюджетной системы закреплен данный вид дохода. Так, для налоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов. Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется, исходя из принадлежности трансфертов его получателю.
К налоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним.
Неналоговые доходы включают доходы от использования государственного или муниципального имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов. Перечень кодов подвидов по видам доходов утверждает: Министерство финансов РФ, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ; финансовый орган субъекта РФ, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ; финансовый орган МО, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления.
Финансовый рынок.
Фин. рынок – это рынок, на кот. в кач-ве товара выступают фин. ресурсы.
Финансовый рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного.
На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы. Однако имеется принципиальное различие сделок в различных секторах финансового рынка. Если на кредитном рынке деньги продаются как таковые, т. е. они сами являются объектом сделок, то на фондовом рынке, например, продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих.
Суть финансового рынка заключается не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.
Рынок денег — рынок краткосрочных финансовых инструментов (долговых обязательств) со сроком обращения до 1 года.
Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 1 до 3-5 лет) и долгосрочных активов — акций, облигаций (со сроком погашения более года) и ссуд (со сроком погашения более года).
Кредитный рынок — рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд.
Функционирование финансового рынка тесно связано с определением процентных ставок, т. е. цены товара «деньги», проданного в форме кредита. Формирование системы процентных ставок — одна из важнейших функций финансового рынка, она оказывает влияние на уровень эффективности всей экономики.
Финансовое состояние — ключевой показатель эффективности деятельности финансового рынка. Применительно к макроуровню обычно для определения финансового состояния используют следующие показатели: доходы и расходы государства; дефицит или профицит госбюджета; госдолг; сальдо платежного баланса; уровень инфляции; уровень процентных ставок; валютный курс; объем денежной массы; курс ценных бумаг; объем сбережений и объем долгов экономических субъектов.
Мировой финансовый рынок обслуживается финансовыми посредниками, т. е. организациями, принимающими за определенный процент деньги на хранение или собирающие их по другим поводам, предоставляющими их взаймы за более высокий процент тем физическим и юридическим лицам, которые нуждаются в инвестиционных ресурсах, а также оплачивающими страховые полисы и пенсии. В число финансовых посредников входят прежде всего банки и кредитно-банковские организации (кредитные союзы, кооперативы, сберегательные ассоциации, общества взаимного кредитования и т. п.). Помимо банковских и кредитных организаций в число финансовых посредников входят страховые организации, пенсионные фонды, инвестиционные компании и др. Принципиальное отличие этих организаций от банков состоит в том, что они не принимают вкладов (депозитов) и не влияют на количество денег в обращении.
Участники международного финансового рынка могут быть классифицированы по следующим основным признакам: характер участия субъекта в операциях (прямые и косвенные или); типы эмитентов (международные, национальные, региональные и муниципальные, частные); типы инвесторов и должников (частные и институциональные); страна происхождения субъекта (развитые страны, развивающиеся, переходные экономики, оффшорные центры, международные институты). Российский фин. рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель фин. рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых фин. рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при кот. крупнейшие отеч. компании финансируются преимущественно за рубежом.