Роль бух отчетности в информационном обеспечении управления. Состав бух отчетности. Требования предъявляемые к бух отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.
Финансовая отчетность обладает наибольшей информативностью, т.к. составляется по итогам производственной и хозяйственной деятельности организации в целом за год. Результаты ее анализа позволяют идентифицировать финансовое положение организации, выявить изменения в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе, определить основные факторы, вызвавшие изменения в финансовом состоянии, прогнозировать основные тенденции в финансовом состоянии.
Состав бухгалтерской отчётности
Бухгалтерский баланс - это способ обобщенного отражения и группировки средств по их видам и источникам образования на оприделеннцю дату выраженная в денежном выражении.
К функциям бух баланса относятся следующие :
- баланс служит основным источником информации о финансовом состоянии организации для обширного кругопользователей
- бухгалтерский баланс отражает конечный финансовый результат деятельности организации
- позволяет определить состав и структуру имущества организации и ее обязательств
- по бухгалтерскому балансу можно оприделить сумеет ли организация в ближайшее время опровдать взятые на себя обязательства перед учредителями , кредиторами, поставщиками, и т д.
- на основе баланса строится оперативное финансовое планирование и осуществляется контроль за движением денежных потоков
Отчет о финансовых результатах В отличии от бух баланса в котором приведены данные об имуществе и обязательствах организации . Отчет о фин результатах содержит данные о доходах и расходах и финансовой результате организации. Отчет о фин результатах характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отчет о фин результатах служит связующим звеном между балансовыми отчетами прошлого и настоящего отчетных периодов и показывает за счет чего произошли изменения в текущем периоде по сравнению с прошлым
При формировании отчета о фин результатах согласно требованиям пбу 4/99 необходимо исходить из следующих принципов:
- непрерывности деятельности организации
- доходы включаются в состав выручки в момент их возникновения.
Отчет об изменениях капитала Отчет об измении капитала представляется в виде пояснений к бух балансу и отчнту о фин результатах. Эта форма отчетности показывает изменение капитал и величины резервов как за отчетный так и за предыдущий период.
Отчет о движении денежных средств характеризует деятельность организации в отчетном году в разрезе различных направлений в увязке с остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода. Формирование подобной информации связано с тем, что деятельность любой организации предполагает наличие необходимого минимума финансовых ресурсов для осуществления и развития.
Приложение к бухгалтерскому балансу призвано обеспечить пользователей бахгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать бухгалтерский баланс: они представляют собой детализацию и расшифровку отдельных статей бухгалтерского баланса.
Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности составляется с целью обеспечения пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в основные формы отчетности, но они необходимы для реальной оценки финансового положния организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
Составной частью бухгалтерской (финансовой) отчетности является аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Все прочие случаи проведения аудита организации квалифицируется как инициативные.
Требования предъявляемые к отчетности:
- достоверности и полноты- - полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее хозяйственной деятельности.
-целосности- отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.
-последовательности- закрепляет в практике составления бухгалтерской отчетности постоянство содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.
-сапостовимости- в бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по конкретному показателю как за предыдущий, так и за отчетный год.
-существенности - показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
-требование отчетного периода - для всех организаций отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.
- оформление бух отчетности - Составление отчетности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке в валюте Российской Федерации - в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.