Требования, предъявляемые к отчетности

Виды отчетности организации.

Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее нормативное регулирование

Классификация отчетности

1). По своему экономическому содержанию (по видам) отчетность делится на бухгалтерскую (финансовую), налоговую, статистическую и управленческую.

В соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Таким образом, в Законе «О бухгалтерском учете» сделан акцент в сторону оценки финансового состояния экономического субъекта.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность методологически и организационно является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета. Она выступает завершающим этапом учетного процесса, что обусловливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Она составляется на основании данных синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами. Бухгалтерской (финансовой) отчетности присуща более высокая достоверность, так как ее данные подтверждаются материалами инвентаризации и, как правило, аудиторским заключением.

Налоговая отчетность представляет собой развернутый рас­чет налоговой базы на отчетную дату в соответствии с нормативны­ми актами, регулирующими налоговые платежи организации. Итогом налогового учета является представление налоговой отчетности. Основной документ налоговой отчетности – налоговая декларация.

Статистическая отчетность — это комплекс показателей в денежном и натуральном выражении, предоставляемых организаци­ями по установленным Федеральной службой государственной статистики формам в целях форми­рования сводной официальной статистической информации о соци­ально-экономическом и демографическом положении страны. Стати­стическая отчетность служит для отражения отдельных сторон дея­тельности организации и их статистического изучения. Она состав­ляется на основе данных бухгалтерского, статистического и опера­тивного учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности по единой методике.

Управленческая отчетность представляет собой комплекс показателей, выраженных в денежных и натуральных единицах, а так­же аналитических материалов, которые характеризуют результаты альтернативы и планы финансово-хозяйственной деятельности орга­низации для целей контроля и управления организацией на любой момент времени.

2). По длительности охватываемых периодов – текущая (внутригодовая) и годовая.

Текущая отчетность составляется на внутригодовую дату.

Теку­щая бухгалтерская отчетность называется промежуточной. К ней от­носится месячная и квартальная отчетность. Требование о составлении месячной и квартальной отчетности содержится в п. 48 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Текущие отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. Эту отчетность подразделяют на ежедневную, месячную, квартальную, полугодовую и за девять месяцев. Анализ текущей отчетности служит целям оперативного управления деятельностью организации.

Годовая отчетность составляется по окончании года и харак­теризует все стороны хозяйственной деятельности организации за финансовый год.

3). По уровню специализации отчетность может характеризовать итоги деятельности предприятия в целом и потому являться общей, а может раскрывать лишь отдельные стороны этой деятельности (например, характеризовать материально-техническое снабжение и т.п.), а потому рассматриваться как специализированная.

4).По степени обобщения данных бухгалтерская отчетность подразделяется на первичную и консолидированную.

Первичная отчетность составляется по данным текущего уче­та организации.

Консолидированная отчетность раскрывает информацию о группе взаимосвязанных организаций, каждая из которых может быть самостоятельным юридическим лицом (холдинг, финансово-промышленная группа и т.п.). Федеральный закон от 27.07.10 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Федеральный закон № 208-ФЗ распространяется на:

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации.

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, обязаны представлять и опубликовывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

В течение 2013-2015 гг. отдельными организациями применяются Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112). Это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам. Это также организации, облигации которых могут обращаться на таких торгах.

Сводная бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированная в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

Сводная бухгалтерская отчетность Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам - как преобладающее (участвующее) общество.

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

1) головная организация обладает более 50 % голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

2) головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;

3) в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

5). По назначению отчетность подразделяется на внешнюю и внут­реннюю.

Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей — заинтересованных юридических и физи­ческих лиц о характере деятельности, доходности и имущественном положении организации. В соответствии с международной практи­кой она обязательно подлежит опубликованию, поэтому ее называют «публичной».

Внутренняя отчетность формируется для целей оперативно­го и общего управления организацией.

При составлении внешней отчетности необходимо руководствоваться нормативными документами всех четырех уровней, среди которых важнейшими являются:

- Федеральный Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Федеральный закон от 27.07.10 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности";

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 18 сентября 2006 г., 26 марта 2007 г.);

- ПБУ 1/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», приложение № 1 к приказу Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н (с изменениями от 11 марта 2009 г.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6.07.99 № 43н.

- Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.98. № 56н

- Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010. Утверждено приказом Министерства фи­нансов Российской Федерации от 13.12.2010. № 167н

- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99, утв. приказом МФ РФ от 06.05.99 №.32н

- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99, утв. приказом МФ РФ от 06.05.99. №.33н

- Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2008 г. N 48н.

- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8.11.2010 г. N 143н

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль». ПБУ 18/02, утв. приказом МФ РФ от 19.11.2002 №.114н.

- Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений». ПБУ 21/08, утв. приказом МФ РФ от 06.10.2008 № 106н

- Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». ПБУ 22/2010, утв. приказом МФ РФ от 28.06.2010 г. N 63н

- Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011. Утверждено приказом Минфина РФ от 02.02.2011 г. N 11н;

- О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н (с изменениями и дополнениями от 5 октября 2011 г., 17 августа, 4 декабря 2012 г.);

- Приказ Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. N 160н «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»;

- Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. N 112
"О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности" (с изменениями от 12 мая 1999 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н, (с изменениями от 7 мая 2003 г., 18 сентября 2006 г.).

Требования, предъявляемые к отчетности

В указанных выше нормативных документах определены требования, предъявляемые к содержанию бухгалтерской отчетности: достоверность и полнота; нейтральность; целостность; последовательность; существенность; сопоставимость; своевременность; осмотрительность; приоритет содержания над формой; непротиворечивость; рациональность.

Требование достоверности означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. В бухгалтерском учете это требование выражается в сплошной и непрерывной регистрации всех фактов хозяйственной деятельности в хронологическом порядке. Важным условием для выполнения данного требования является решение самой организации о степени раскрытия отчетной информации. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, она имеет право включать в отчетность дополнительные показатели и пояснения.

Требование нейтральности означает, что при формировании отчетной бухгалтерской информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей при игнорировании интересов других. К тому же формирование информации в угоду одних, как правило, налоговых органов, приводит к ее искажению с точки зрения экономического реального состояния дел организации.

Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

В соответствии с п.6 ст.13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Требование последовательности, закрепляемое учетной политикой организации, означает постоянство избранных способов (методов) от одного отчетного периода к другому. Изменения принятых способов допускаются в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности, что подлежит обязательному подтверждению обоснованности каждого такого изменения.

Существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации. Для выполнения этого требования показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, в случае их существенности должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» «выручка, прочие доходы, составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности». В ПБУ 10/99 «Расходы организации» указывается, что в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых составляет 5 и более процентов от общей суммы доходов организации, в отчете показывается соответствующая каждому виду доходов часть расходов.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности данные по каждому конкретному показателю должны показываться как минимум за два года – за предыдущий и отчетный. При этом если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду причин, то данные предшествующего периода подлежат корректировке с последующим раскрытием в пояснительной записке с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Требование своевременности означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составляемой на его основе отчетности. Для исполнения требования своевременности утвержденный учетной политикой организации документооборот и порядок обработки учетной информации должны обеспечивать формирование в установленные законодательством сроки полной и достоверной отчетности.

Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Установленный нормативными документами по бухгалтерскому учету порядок позволяет признавать и принимать к учету только отвечающие установленным правилам и документально подтвержденные доходы и активы. При формировании расходов возможно создание объявленных в учетной политике резервов под предстоящие расходы, например, резервы на устранение возможного брака, на ремонт основных средств, на проведение сезонных работ и в других аналогичных случаях.

Требование приоритета содержания над формой подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя, прежде всего, из экономического содержания фактов и условий хозяйствования, и только потом из правовой формы их оформления. Например, если организация приобрела по договору купли-продажи непригодное для эксплуатации здание, приняла его по акту приемки-передачи, зарегистрировала в установленном для объектов недвижимости порядке в государственном бюро регистрации и оплатила продавцу, данная сделка тем не менее должна быть завершена в учете на стадии капитальных вложений, поскольку принятый по акту объект не может быть введен в эксплуатацию, без соответствующей реконструкции для приведения его в состояние, пригодное для эксплуатации. Поэтому до завершения всех необходимых работ и ввода в эксплуатацию, затраты на приобретение этого здания будут являться фактически объектом незаконченных капитальных вложений, а потому должны отражаться в отчетности в составе незавершенного строительства.

Требование непротиворечивости обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и соответствующей отчетности. Например, в рамках финансового учета это означает, что информация первичных документов идентична соответствующим записям в регистрах бухгалтерского учета, данные аналитического учета соответствуют данным синтетического учета и правильно отражены в соответствующих формах финансовой отчетности. В соответствии с данным требованием аналогично должна быть обеспечена преемственность информации первичных документов, регистров учета и отчетности.

Требование рациональности предполагает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата, исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности. В тех случаях, когда информация бухгалтерского учета по конкретным объектам удовлетворяет потребности налогового учета в полном объеме, нет смысла вводить для этих целей дополнительные налоговые регистры, что не противоречит ст. 313 НК РФ.

Наши рекомендации