Состав и структура финансовой отчетности. Требования, предъявляемые к финансовой отчетности

Бахтурина Ю.И. считает, что состав годовой бухгалтерской отчетности представляет собой бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств, включаемый в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг).[Бахутрина Ю.И.,445.]

Конкретизация показателей по статьям отчетности формируется предприятием самостоятельно. Разъяснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках показываются в виде таблицы или текстовой формы, а их содержание определяется предприятием самостоятельно. Некоммерческим организациям, за исключением общественных объединений, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов, кроме выбывшего имущества, предлагается при образовании каких-либо разъяснений использовать форму отчета о целевом применении полученных средств.

Предприятия – субъекты малого предпринимательства, которые стараются формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, которая включает бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, содержащие показатели только по группам статей. В добавлениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках написаны только самые важные данные, без знания которых неосуществима оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности предприятия. В отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и составляющих капитала следует приводить обособленно в случае их существенности, когда без знания о них заинтересованные пользователи не могут оценить финансовое положение организации и финансовые результаты ее деятельности. Малозначительный показатель объединяется со схожим по характеру и назначению в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках или в пояснениях к ним.

В промежуточную бухгалтерскую отчетность включается только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Так же зависимо от размера предприятия, отчетность может показываться по сокра­щенному (упрощенному) и продвинутому (множественному) вариантам. [Сигидов Ю.И.,14.]

В сокращенном варианте бухгалтерская отчетность может представляться субъектами малого предпринимательства, некоммерче­скими организациями и общественными организациями (объединениями). В продвинутом (множественном) варианте представляется бухгалтерская отчетность для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных, осуществляющих несколько видов деятельности. Тогда целесообразно за место одной формы, которая прилагается к балан­су, предоставлять данные отдельных ее разделов в форме самостоя­тельных форм отчетности. Продвинутый вариант отличается от стан­дартного большей детализацией материала.

Реализация вышеуказанных задач предъявляет к бухгалтерскому учету следующие основные требования:

1) Бухгалтерский учет активов, пассивов и хозяйственных операций должен вестись в денежных измерителях ;

2) Бухгалтерский учет полагается вести не прерываясь, начиная с момента государственной регистрации организации и кончая ее реорганизацией;

3) Принцип сплошного учета подразумевает учет всего имущества организации, всех источников его формирования и всех хозяйственных операций, которые привели к изменению в составе активов и пассивов; [Погорелова М.Я.,5.]

4) Применение двойной записи. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета;

5) Принцип имущественной обособленности. Имущество, явля­ющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной орга­низации;

6) Целостность и полнота отражения операций. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких­ - либо пропусков или изъятий. Для обеспечения требования целостности бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

7) Составление оправдательных документов. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регист­ров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке;

8) Подход к учету текущих и капитальных затрат. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капиталь­ными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

Так же к бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ предъявляют следующие требования:

1. Достоверность. Это объективное и правдивое отражение со­бытий, представленных в отчетности, а также отсутствие существен­ных ошибок и отклонений.

Достоверность содержащейся в отчетности информации зависит от одновременного выполнения двух условий:

- правила учета и отчетности должны соответствовать фактам хозяйственной жизни (условие корректности правил);

- информация финансовой отчетности должна соответствовать правилам учета и отчетности (условие соблюдения правил).

2. Существенность. Это значимость информации, представлен­ной в отчетности. Существенным признается показатель, без знания которого невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями.

3. Нейтральность. Это отсутствие пристрастных оценок, на­целенных на оказание влияния на какую­ - либо категорию поль­зователей. [Домбровская Е.Н.,20.] Информация не является нейтральной, если посредством отбора и формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

4. Последовательность. Означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

Содержание показателей и формы бухгалтерской отчетности раскрываются последовательно от одного отчетного периода к другому. В случае несовпадения данных на начало отчетного периода с данными на конец предшествующего года следует объяснить причину расхождений в пояснениях к отчетности.

5. Сопоставимость. Это сравнимость отчетной информации за несколько отчетных периодов.

6. Требование соблюдения отчетного периода. Отчетный пери­од — период, за который организация должна составлять бухгал­терскую отчетность. В качестве отчетного года в РФ принят период с 1 января по 31 декабря включительно, то есть отчетный год совпадает с кален­дарным.

7. Требование осмотрительности предполагает определенную осторожность при формировании профессиональных суждений, необходимых в производстве расчетов в условиях неопределенности: чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы занижены. Практическая реализация требования осмотрительности обеспечивается путем создания оценочных резервов организации в случае обесценения материально-производственных запасов, финансовых вложений, возникновения сомнительной дебиторской задолженности, а также в случае предполагаемого прекращения деятельности или возникновения условных фактов хозяйственной деятельности.[Натепрова Т.Я.,58.]

8. Требование оформления — каждая составляющая бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты и отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат числовых показателей бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность должна составляться на русском языке, подписываться руководителем и главным бухгалтером организации.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что перед составлением бухгалтерской отчетности нужно изучить и усвоить все общепринятые требования. Например, такие как: целостность, достоверность, нейтральность, последовательность, существенность и так далее. Так же можно обобщить состав годовой бухгалтерской отчетности, в котором представляются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств.

Наши рекомендации