Анализ структуры продукции

Объект анализа:номенклатура и ассортимент продукции.

Номенклатура - это систематизированный перечень групп, подгрупп, позиций продукции.

Ассортимент- это состав продукции по видам, типам, сортам, маркам, артикулам в пределах одной позиции номенклатуры.

Задача анализа:оценить выполнение плана по ассортименту, структуре, определить влияние на выполнение плана отклонений от плана цен и объема производства.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.

К внешним относятся:

-изменение спроса на отдельные виды продукции;

- несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам;

- отказ от приобретения продукции из-за претензий к качеству.

К внутренним относятся:

- недостатки в организации производства;

- устаревшее оборудование;

- недостаток финансовых ресурсов;

- низкая культура производства.

Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам включенным в ассортимент. Для анализа может использоваться табл. 2.

Таблица 2.

Оценка плана по ассортименту продукции

Изделие Выпуск, тонны Отклонение Выпуск, тыс. руб. Отклонение
план факт абс. отн. % план факт абс. тыс.руб отн. %
А                
В                
С                
D                
Итого        

Оценка выполнения плана по ассортименту производится по способу среднего процента по формуле:

анализ структуры продукции - student2.ru , (2)

где ВП ас - выполнение плана по ассортименту, %;

ВП ф – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП пл – плановый выпуск продукции.

План по ассортименту считается выполненным только тогда, когда он выполнен по всем видам продукции. Не выполнение плана по отдельным видам продукции приводит к отклонению от запланированной структуры.

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.

Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Для расчета влияния структурных сдвигов используют: метод прямого счета по всем видам изделий; метод средних цен; метод цепных подстановок.

По методу прямого счета изменение объема выпуска продукции за счет структуры (ΔВПс) определяется по формуле (3)

ΔВПс= ВП1 –ВП0, (3),

где ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

ВП0 рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана. Для оценки структурных сдвигов и их влияния на выполнение плана выпуска продукции может быть использована табл.3.

Таблица 3.

Оценка структуры произведенной продукции

Изделие Плановая цена изделия, руб./т. Объем продукции, тонн Структура продукции, % Выпуск продукции в базисных ценах, тыс. руб. Изменение выпуска продукции за счет структуры, тыс. руб.
план факт план факт план Факт, при базовой структуре факт
А                  
В                  
С                  
D                  
Итого              

Чтобы выявить факторы, оказавшие влияние на стоимость валового выпуска продукции применяется прием детализации и формула (4).

ВП = (VВП общ. * Удi* Цi), (4) ,

где ВП – стоимость выпуска продукции;

VВПобщ – общий объем выпуска продукции в натуральном выражении;

Удi – удельный вес i-гo вида продукции в общем объеме производства;

Цi –цена i-гo вида продукции.

Правильность оценки влияния факторов проверяется балансовым приемом.

Анализ качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Объектом анализа являются показатели качества продукции и система управления качеством.

Кобобщающим показателям, характеризующим качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения относятся:

- удельный вес новой продукции в общем объеме ее выпуска;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средневзвешенный балл качества продукции;

- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

- удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показателикачества продукции характеризуют одно из ее свойств. К ним относятся:

· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);

· надежность (долговечность, безотказность в работе);

· технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

· эстетичность изделий.

Косвенные показатели качества— это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

Цель анализа: найти пути улучшения качества продукции и систем управления качеством.

Задачи анализа:

- оценить уровень качества продукции предприятия, динамику показателей качества на основе обобщающих и индивидуальных, косвенных показателей качества;

- выявить факторы, которые оказали влияние на динамику и уровень показателей качества;

- проанализировать динамику этих факторов и тенденции их изменения, а также характер влияния на качество;

- выявить резервы повышения качества и наметить мероприятия по их повышению;

- оценить выполнение плана по качеству, выявить причины не выполнения плана и потери предприятия от невыполнения плана по качеству;

- проанализировать систему управления качеством, выявить недостатки этой системы и разработать мероприятия по ее совершенствованию;

- оценить влияние выявленных недостатков в выполнении планов качества и системы его управлением на выпуск продукции, выручку от реализации и финансовый результат.

Брак является косвенным показателем качества продукции, который делится на:

· исправимый и неисправимый;

· внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем).

В курсовой работе изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, используя в анализе табл.4.

Таблица 4.

Плановые и фактические показатели брака продукции.

Изделие Выпуск, тыс. руб. Брак, тыс. руб. Отклонение
план факт план факт абсолютное относительное
А            
В            
С            
D            
Итого        

На основе данных таблицы определяется выполнение плана качества по видам продукции, выявляются наиболее проблемные виды и оцениваются потери продукции из-за снижения качества.

Наши рекомендации