Анализ структуры продукции
Объект анализа:номенклатура и ассортимент продукции.
Номенклатура - это систематизированный перечень групп, подгрупп, позиций продукции.
Ассортимент- это состав продукции по видам, типам, сортам, маркам, артикулам в пределах одной позиции номенклатуры.
Задача анализа:оценить выполнение плана по ассортименту, структуре, определить влияние на выполнение плана отклонений от плана цен и объема производства.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.
К внешним относятся:
-изменение спроса на отдельные виды продукции;
- несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам;
- отказ от приобретения продукции из-за претензий к качеству.
К внутренним относятся:
- недостатки в организации производства;
- устаревшее оборудование;
- недостаток финансовых ресурсов;
- низкая культура производства.
Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам включенным в ассортимент. Для анализа может использоваться табл. 2.
Таблица 2.
Оценка плана по ассортименту продукции
Изделие | Выпуск, тонны | Отклонение | Выпуск, тыс. руб. | Отклонение | ||||
план | факт | абс. | отн. % | план | факт | абс. тыс.руб | отн. % | |
А | ||||||||
В | ||||||||
С | ||||||||
D | ||||||||
Итого |
Оценка выполнения плана по ассортименту производится по способу среднего процента по формуле:
, (2)
где ВП ас - выполнение плана по ассортименту, %;
ВП ф – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВП пл – плановый выпуск продукции.
План по ассортименту считается выполненным только тогда, когда он выполнен по всем видам продукции. Не выполнение плана по отдельным видам продукции приводит к отклонению от запланированной структуры.
Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.
Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.
Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Для расчета влияния структурных сдвигов используют: метод прямого счета по всем видам изделий; метод средних цен; метод цепных подстановок.
По методу прямого счета изменение объема выпуска продукции за счет структуры (ΔВПс) определяется по формуле (3)
ΔВПс= ВП1 –ВП0, (3),
где ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;
ВП0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.
ВП0 рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана. Для оценки структурных сдвигов и их влияния на выполнение плана выпуска продукции может быть использована табл.3.
Таблица 3.
Оценка структуры произведенной продукции
Изделие | Плановая цена изделия, руб./т. | Объем продукции, тонн | Структура продукции, % | Выпуск продукции в базисных ценах, тыс. руб. | Изменение выпуска продукции за счет структуры, тыс. руб. | ||||
план | факт | план | факт | план | Факт, при базовой структуре | факт | |||
А | |||||||||
В | |||||||||
С | |||||||||
D | |||||||||
Итого |
Чтобы выявить факторы, оказавшие влияние на стоимость валового выпуска продукции применяется прием детализации и формула (4).
ВП = (VВП общ. * Удi* Цi), (4) ,
где ВП – стоимость выпуска продукции;
VВПобщ – общий объем выпуска продукции в натуральном выражении;
Удi – удельный вес i-гo вида продукции в общем объеме производства;
Цi –цена i-гo вида продукции.
Правильность оценки влияния факторов проверяется балансовым приемом.
Анализ качества продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Объектом анализа являются показатели качества продукции и система управления качеством.
Кобобщающим показателям, характеризующим качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения относятся:
- удельный вес новой продукции в общем объеме ее выпуска;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл качества продукции;
- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
- удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показателикачества продукции характеризуют одно из ее свойств. К ним относятся:
· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);
· надежность (долговечность, безотказность в работе);
· технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
· эстетичность изделий.
Косвенные показатели качества— это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
Цель анализа: найти пути улучшения качества продукции и систем управления качеством.
Задачи анализа:
- оценить уровень качества продукции предприятия, динамику показателей качества на основе обобщающих и индивидуальных, косвенных показателей качества;
- выявить факторы, которые оказали влияние на динамику и уровень показателей качества;
- проанализировать динамику этих факторов и тенденции их изменения, а также характер влияния на качество;
- выявить резервы повышения качества и наметить мероприятия по их повышению;
- оценить выполнение плана по качеству, выявить причины не выполнения плана и потери предприятия от невыполнения плана по качеству;
- проанализировать систему управления качеством, выявить недостатки этой системы и разработать мероприятия по ее совершенствованию;
- оценить влияние выявленных недостатков в выполнении планов качества и системы его управлением на выпуск продукции, выручку от реализации и финансовый результат.
Брак является косвенным показателем качества продукции, который делится на:
· исправимый и неисправимый;
· внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем).
В курсовой работе изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, используя в анализе табл.4.
Таблица 4.
Плановые и фактические показатели брака продукции.
Изделие | Выпуск, тыс. руб. | Брак, тыс. руб. | Отклонение | |||
план | факт | план | факт | абсолютное | относительное | |
А | ||||||
В | ||||||
С | ||||||
D | ||||||
Итого |
На основе данных таблицы определяется выполнение плана качества по видам продукции, выявляются наиболее проблемные виды и оцениваются потери продукции из-за снижения качества.