Правовое регулирование международных автомобильных перевозок

Международная автомобильная перевозка - перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе международного договора, при которой пункт отправления находится на территории 1 государства, а пункт назначения на территории другого. Международное регулирование автомобильных перевозок осуществляется на региональном уровне.

В Европе действуют следующие акты: Женевская конвенция об организации дорожного движения 19/09/49 г., Венская конвенция 1968 г. о дорожном движении, соглашение о дорожных знаках и сигналах и т.д.

Особую роль в правовом регулировании играют: конвенция о договоре международной перевозки грузов 1956 г. и таможенная конвенция о международной перевозке с использованием книжки МДП.

Преимущество автомобильного транспорта перед другими видами транспорта заключается прежде всего в том, что он .имеет возможность обеспечивать доставку грузов "от двери до двери". Скорость доставки грузов автомобилями, как правило, в 2-3 раза выше, чем по железной дороге. Эти и другие преимущества автомобильного транспорта делают его удобным и выгодным видом транспорта в международном сообщении.

В развитии международных автомобильных перевозок важная роль принадлежит таким специализированным м/н организациям как:

Международная организация по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП) - создана в 1901 г.;

Международная автодорожная федерация (ФИА) основана в 1904 г.;

Двусторонние соглашения, заключенные с Болгарией, Литвой, Молдовой, Польшей, Украиной и другими государствами, устанавливают ряд общих требований для международных автомобильных перевозок:

во-первых, перевозки могут выполняться перевоз­чиками, которые согласно внутреннему (национальному) з/д-ву допущены к осуществлению такого рода перевозок;

во-вторых, перевозки должны осуществляться на основании специальных разрешений, выдаваемых компетентными органами соответствующих государств;

в-третьих, перевозки должны производиться по шоссейным дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения;

в-четвертых, используемые в международном сообщении автотранспортные средства подлежат обязательному страхованию на случай причинения ущерба третьим лицам.

В соответствии с Конвенцией о дорожном движении автомобиль, используемый для международного сообщения, должен иметь свидетельство о регистрации, регистрационный номер, отличительный знак своего государства, а также опознавательные знаки устано­вленной формы. Минимальный возраст для управления автомобилем установлен в 18 лет.

Протокол о дорожных знаках и сигналах ввел единообразную в м/н практике систему дорожных знаков и сигналов. Кроме того. Протоколом установлены общие правила о разметке шоссейных дорог.

В автомобильной накладной, которая является доказательством принятия груза перевозчиком, должны быть указаны: место и дата ее составления, имена и адреса отправителя груза, перевозчика и получателя, место и дата принятия груза, способ упаковки груза, число мест, провозная плата и т.д.

Перевозчик, принимая груз к перевозке, обязан проверять правильность содержащихся в накладной данных о количестве мест, а также внешнее состояние груза и его упаковки.

Конвенция МДП-ТИР предусматривает при автомобильных перевозках грузов составление особого таможенного документа - книжки МДП (м/н дорожной перевозки). Согласно данной Конвенции перевозка грузов должна выполняться в заплом­бированных транспортных средствах или контейнерах. При соблюдении необходимых предписаний перевозка грузов может осуществляться без” таможенного досмотра в странах, являющихся участниками Конвенции МДП-ТИР.

Во время приемки груза коммерческий акт не составляется. Обнаруженные при сдаче груза недостача, порча или повреждения удостоверяются соответствую­щими отметками на накладной и скрепляются подпи­сями грузополучателя и перевозчика.

Предел имущественной ответственности перевозчика при несохранности груза установлен в размере 25 франков за килограмм веса брутто, а при просрочке в доставке груза - в размере суммы провозных платежей. Перевозчик освобождается от имущественной от­ветственности, если несохранность и просрочка в доставке груза вызваны обстоятельствами, которые он не мог избежать.

Конвенцией ЦМР не предусмотрено обязательное предъявление претензии к перевозчику. Общий срок исковой давности определен в один год. Споры, возникающие при международных автомобильных перевозках, должны решаться в суде. По соглашению сторон допускается передача спора на разрешение арбитража.

Международные автобусные перевозки пассажиров могут быть регулярные, нерегулярные, а также маятниковые.

Под регулярной понимается такая перевозка, которая выполняется в соответствии с опубликованным расписанием движения автобусов на определенной трассе с указанием мест посадки и высадки пассажиров. Нерегулярной признается перевозка, которая не отвечает указанным требованиям. Маятниковой перевозкой считается перевозка пассажиров с территории одного государства к месту временного пребывания на территории другого государства и перевозка тех же пассажиров автобусами того же перевозчика обратно в страну их первоначального отъезда.

Свидетельством заключения договора автобусной перевозки пассажиров является билет, который может быть именным и на предъявителя.

Пассажир пользуется правом: проезда в автобусе согласно билету; бесплатного (или со скидкой) провоза с собой детей, ручной клади, домашних животных; провоза багажа за отдельную плату, предусмотренную тарифом:

пользования другими услугами (ночлег, питание в пути и т.д.).

Общий срок исковой давности при причинении вреда здоровью пассажира составляет три года, по другим требованиям - один год.

Иск может быть предъявлен в один из следующих судов - по месту нахождения ответчика или конторы, при посредстве которой был заключен договор перевозки; по месту причинения вреда; по месту отправления либо назначения.

Наши рекомендации