Метод расчета критического объема продаж.
Критический объем продаж – это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль. Иными словами, очередная единица продукции, проданная сверх критического объема продаж, увеличивает массу прибыли, тогда как продажа предыдущих единиц шла лишь в покрытие затрат.
Как указывалось выше, совокупные затраты можно разделить на две группы:
· Условно-постоянные, которые обусловлены самим фактом жизнедеятельности фирмы и практически не зависят от того, насколько велик объем производимой продукции.
· Переменные, они условно принимаются изменяющимися прямо-пропорционально объему производимой продукции.
Выручка от продажи очередной единицы продукции идет в покрытие переменных затрат, т.е. затрат, связанных с производством этой единицы и частью условно-постоянных затрат. поэтому видно, что чем больше относительная величина условно-постоянных затрат в общей сумме затрат, тем больший объем продукции должен быть произведен.
Величина критического объема продаж в значительной степени зависит от структуры затрат, т.е. при прочих равных условиях, повышении технической оснащенности фирмы, увеличение численности и оснащенности аппарата управления, рост расходов по рекламе и сбыту продукции, появление дополнительных непроизводственных затрат влекут рост критического объема продаж.
Знаменитый бухгалтер Джон Шерр, живший с 1846 по 1924 г., предложил именовать критический объем продаж мертвой точкой (точкой безубыточности).
Критический объем продаж может быть определен аналитическим и графическим методами.
Аналитический метод основан на расчетах с использованием следующих формул:
Минимальный объем продаж:
Где:
Tmin-критический объем продаж, выраженный в денежных единицах
Sconst-постоянные издержки
Sch1-переменные издержки на единицу товара
P1-цена единицы продукции
В количественном выражении критический объем продаж можно выразить в виде формулы:
Можно определить объем продаж для получения заданной прибыли «Е»:
Q-заданное количество реализации
Sch-переменные издержки на весь товар
Графический метод удобен для иллюстрации зависимости между показателями, участвующими в расчете точки безубыточности аналитическим методом. В, выручка
выручка совокупные издержки
переменные издержки Sch
Sconst
Объем продаж
Сплошная линия «ОВ» отражает изменение выручки от продаж. Здесь имеет место прямая зависимость с ростом объема проданной продукции. Растет и величина выручки. Линия Sconst отражает изменение условно-постоянных затрат, поскольку считается, что эти затраты не зависят от объема продаж, линия параллельна оси абсцисс.
Линия Sch – это переменные издержки, которые прямо пропорционально изменяются объему произведенной и проданной продукции.
Совокупные издержки отражают сумму постоянных и переменных издержек. Точки пересечения этой линии с линией «ОВ» дают критический объем продаж «Q», при котором выручка «Tmin» равна совокупным затратам, т.е. это тот минимум, при котором обеспечивается безубыточность производственно-коммерческой деятельности. Т.о. до тех пор, пока объем продаж не достигнет уровня Q, фирма работает в убыток.
Превышение уровня Q означает получение прибыли.
Приведенное графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на условном предположении об их прямо-пропорциональной зависимости, тогда как на практике увеличение объемов производства может существенно повлиять на изменение цен. Но не смотря на это, любые изменения деятельности фирмы, имеющие затратный характер, должны анализироваться с позиции их влияния на величину критического объема продаж хотя бы в плане того, что возможное наращивание объемов производства или новые затраты будут покрываться за счет уже имеющейся маржинальной прибыли.
Методы оптимизации структуры капитала.
Одна из главных задач формирования инвестиционных ресурсов – оптимизация их структуры с учетом уровня доходности и риска инвестиций реализуется разными методами.
Одним из основных механизмов решения этой задачи является финансовый леверидж. Рассмотрим механизм формирования эффекта финансового левериджа на примере.
Таблица. Формирование эффекта финансового левериджа.
№ п/п | Показатели, усл.ден.ед. | Предприятие | ||
А | Б | С | ||
Средняя сумма всего используемого капитала (активов) в рассматриваемом периоде, тыс.руб., в том числе: | ||||
· Средняя сумма собственного капитала | ||||
· Средняя сумма заемного капитала | ||||
Сумма валовой прибыли без учета расходов по уплате процентов за кредит | ||||
Валовая рентабельность активов без учета расходов по уплате процентов за кредит, % (4/1) | ||||
Средняя процентная ставка по кредитам, % | ||||
Сумма процентов за кредит, уплаченная за использование заемного капитала ((3*6)/100), тыс. руб. | ||||
Сумма валовой прибыли предприятия с учетом расходов по уплате процентов за кредит (4-7) | ||||
Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью | 0,2 | 0,2 | 0,2 | |
Сумма налога на прибыль (8*9) | ||||
Сумма чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога (8-10) | ||||
Коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности, % (11/2)*100% | ||||
Прирост рентабельности собственного капитала в связи с использованием заемного капитала, % по отношению к предприятию «А». | - |
Вывод: рассматривая приведенные данные, можно увидеть, что по предприятию «А» эффект финансового левериджа отсутствует, т.к. оно не использует в своей хозяйственной практике заемный капитал. По предприятию «Б» эффект финансового левериджа =(1-0,2)*(20-10)*(200/800)=2%. По предприятию «С» эффект финансового левериджа =(1-0,2)*(20-10)*(500/500)=8%.
Из результатов проведенных расчетов видно, что чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого предприятием капитала, тем больший уровень прибыли оно получает на собственный капитал.
Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков. Этот метод оптимизации связан с процессом дифференцированного выбора источников финансирования различных составных частей активов предприятия.
Все активы предприятия делятся на 3 группы:
Внеоборотные активы
2. Постоянная часть оборотных активов – она представляет собой неизменную часть совокупного их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний объема операционной деятельности и не связано с формированием запасов сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения.
Иными словами она рассматривается как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления текущей операционной деятельности
3. Переменная часть оборотных активов – она представляет собой варьирующую часть их совокупного размера, которая связана с сезонным возрастанием объема продажи продукции, необходимости формирования в отдельные периоды деятельности предприятия товарных запасов сезонного хранения, долгосрочного завоза и целевого назначениия.
В составе оборотных активов выделяют максимальную и среднюю потребность в них.
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |
Остаток оборотных активов | ||||
Средний остаток | ||||
Постоянная часть оборотных активов | ||||
Переменная часть оборотных активов | 5925-4250=1675 тыс. руб. |
Существует 3 принципиальных подхода к финансированию различных групп активов предприятия:
Состав активов предприятия | Консервативный подход | Умеренный компромиссный подход | Агрессивный подход | |
Переменная часть оборотных активов | КЗК | КЗК | КЗК | |
СК+ДЗК | ||||
Постоянная часть оборотных активов | СК+ДЗК | |||
СК+ДЗК | ||||
Внеоборотные активы |
Условные обозначения:СК – собственный капитал; ДЗК – долгосрочный заемный капитал; КЗК – краткосрочный заемный капитал.
Пример: определить тип финансовой политики организации, если известно, что:
Внеоборотные активы – 2416 тыс. руб.
Постоянная часть оборотных активов – 1200 тыс. руб.
Переменная часть оборотных активов – 492 тыс. руб.
Собственный капитал 3341 тыс. руб.
Долгосрочный заемный капитал – 70 тыс. руб.
Краткосрочный заемный капитал – 697 тыс. руб.