Информационные технологии управления бюджетной системой

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет-этоформа образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

ИС управления бюджетным процессом имеет централизованную сетевую архитектуру. Центральным звеном является банк данных финансово-казначейского управления.

Ключевую роль в управлении информационными потоками финансовых, бюджетных, налоговых служб играют вычислительные центры федерального и регионального уровней. Телекоммуникационную основу информатизации в финансовых и налоговых службах федерального и территориального уровня управления составляют корпоративные компьютерные сети. Обмен данными в таких сетях осуществляется на основе стандартных протоколов.

В налоговых и финансовых службах регионального уровня используются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель обработки данных.

В бюджетной системе, которая функционально связана с налоговыми учреждениями, решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс «Бюджет». Он обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т.д. Программный комплекс «Бюджет» имеет единую БД и единый пользовательский интерфейс.

Программный комплекс «Бюджет» охватывает следующие структурные подразделения финансового органа:

Бухгалтерия

Реализуются следующие функции:

учет фактических доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки, платежные поручения, соглашения о взаимозачетах, акты налоговой инспекции, акты приема-передачи ценных бумаг и т.д.);

работа с отчетами распорядителей Кредитов (ведомость списания кассовых расходов);

накопление информации подчиненных субъектов;

взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;

автоматизированная обработка электронных выписок из банка;

автоматизированное формирование бухгалтерской отчетности. Бюджетный отдел.

Реализуются следующие функции:

работа с бюджетом и росписью бюджета;

работа с реестром уведомлений;

формирование уточненного плана и плана финансирования;

формирование распоряжений па финансирование.

Отдел государственных доходов.

Реализуются следующие функции:

работа с планом доходов;

изменение доходной части:

проведение взаимозачетов;

формирование прогнозов доходов.

Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу.

Одним из программных модулей комплекса является «Исполнение бюджета»,который позволяет решать следующие задачи:

осуществлять непосредственный контроль динамики поступления и расходования бюджетных средств;

прогнозировать динамику поступления средств с целью осуществления планирования и корректировки ассигнований из бюджета;

проводить наблюдения за движением средств, поступающих через банки в виде налогов в бюджет;

осуществлять распределение доходов между федеральным бюджетом, бюджетами национально-государственных и административно-территориальных образований;

осуществлять распределение доходов между бюджетополучателями, контроль поступления и расходования средств;

передавать информацию о динамике поступлений доходов в федеральный и местные бюджеты из региона в вышестоящие подразделения финансовых органов и т.д.

Модуль «Налоговые зачеты» позволяет решать следующие задач и формирование налогового зачета;

регистрация налогового зачета;

проведение погашенных налоговых зачетов;

формирование визуальных и печатных форм по налоговым зачетам.

51. В ходе проектирования федерального бюджета используют автоматизированную информационную систему (АИС) «Финансы», которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах.

АИС «Финансы» является территориально распределенной системой и обслуживает информационные потребности:

Министерства финансов;

управления Федерального казначейства в региональных центрах;

отделений Федерального казначейства на местном уровне;

прямых получателей бюджетных средств (через абонентскую сеть).

АИС«Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.

АИС «Финансы» включает в себя ряд функциональных подсистем:

Бюджетный процесс;

Доходная часть бюджета;

Расходная часть бюджета;

Государственное кредитование;

Финансовый контроль бюджета;

Финансирование отраслей народного хозяйства.

На федеральном уровне (Министерство финансов) АИС «Финансы» охватывает следующие задачи:

расчет вариантов проекта бюджета;

учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета;

свод проекта расходов на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств;

свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации

расчет выплаты ежемесячных пособий на детей по регионам;

свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок, министерств и ведомств;

ведение реестра ценных бумаг;

обработка и анализ статистической информации по отраслям н.-х.

На уровне территориальных финансовых органов реализуются:

автоматизированная система использования сметы финансового органа (АСИСФ «Смета»);

автоматизированная система финансовых расчетов (АИС «Финансы»);*программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг»;

автоматизированное рабочее место работника бюджетного финансирования.

Автоматизированная информационная система управления бюджетом муниципального образования (МО) состоит из следующих функционалъных подсистем:

планирование, прогнозирование доходной части бюджета МО;

распределение расходной части бюджета МО;

формирование сводных документов МО по бюджету и их анализ;

управление дефицитом, резервами и бюджетом развития МО;

оперативное управление программами развития экономики на территории МО;

расчет и анализ показателей социального и экономического раз вития МО;

регулирование децентрализованных бюджетов поселков и сел на территории МО;

оперативное управление в условиях кризисов и чрезвычайных
ситуаций на территории МО.

В результате создания и внедрения АИС «Финансы» достигаются:

сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации;

повышение оперативности обработки информации;

повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и контроля их получения и использования;

повышение оперативности и полноты обмена информацией с внешними системами;

повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета;

углубленный анализ динамики расходных и доходных статей бюджета;

оперативность передачи информации о доходах и расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета.

Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процесс планирования и исполнения федерального бюджета.

В настоящее время наиболее активно развиваются технологии управления следующими системами:

Бюджетной;

Геоинформационной (в направлении создания земельных и городских кадастров);

Налоговой;

Государственных информационных порталов, реализующих взаимодействие граждан и органов управления через компьютерные сети;

Жилищно-коммунальной сферы (в направлении создания единых расчетно-кассовых центров);

Электронного документооборота;

Накопления информации в единых государственных базах данных.Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности. Именно поэтому разработана, утверждена и выполняется федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», одним из направлений которой является развитие системы подготовки специалистов по информационным компьютерным технологиям.

52. Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) понимают совокупность аппаратных, программных, методических и языковых средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и позволяющих оперативно управлять его информационно-вычислительными потребностями. АРМ реализует обеспечивающую информационную технологию на рабочем месте профессионала в различных областях экономики. Использование АРМ в современном офисе максимально облегчает работу специалиста, высвобождая время и усилия, которые ранее расходовались на выполнение рутинных операций сбора данных и сложных расчетов, для творческой научно-обоснованной деятельности в решении профессиональных задач.

Для характеристики АРМ можно выделить основные составные части информационной технологии, его реализующей. К ним относятся:

- технические и аппаратные средства обеспечения (компьютеры, принтеры, сканеры, кассовые аппараты и другое дополнительное оборудование);

- прикладные программные средства и операционные системы (ОС);

- информационное обеспечение (стандарты документов и унифицированных форм, стандарты представления показателей, классификаторы и справочная информация);

- сетевые и коммуникационные устройства (локальные и корпоративные сети, электронная почта).

Характеристики этих составляющих и определяют уровень АРМ, его назначение и особенности.

Создание АРМ на базе персональных компьютеров обеспечивает возможность расширения сферы применения за счет простоты изменения состава прикладных программных средств, удобства и «дружественности» интерфейса по отношению к пользователю, простоты адаптации АРМ к конкретным функциям пользователя. Например, 1С-Предприятие представляет собой комплекс АРМ для автоматизации рабочих мест бухгалтера, менеджера, сотрудников отдела кадров и т.д. Комплекс основывается на совокупности автоматизированных рабочих мест:

АРМ руководителя - должностного лица, определяющего тактику и стратегию функционирования фирмы;

АРМ администратора - работника, ведающего организацией документооборота, формированием списка пользователей и определением их полномочий, ведением классификаторов и т. д.;

АРМ пользователя - работника, непосредственно выполняющего процедуры создания, редактирования и обработки документов;

АРМ делопроизводителя - работника, осуществляющего контроль за выполнением распоряжений и приказов;

АРМ архивариуса - работника, ведающего архивными документами;

АРМ оператора - работника, выполняющего оформление и корректировку документов.

АРМ предназначены для обеспечения условий комфортной, высокопроизводительной и качественной работы специалиста и должны удовлетворять следующим требованиям:

- пользовательский интерфейс должен быть прост, удобен и доступен даже неподготовленному пользователю. Он должен содержать систему подсказок, желательно в демонстрационной форме (видео, звуковой, анимационной);

- необходимо обеспечивать безопасность специалиста и выполнение всех эргономических требований (комфортность, цветовую и звуковую гамму, соответствующие наилучшему восприятию, удобство расположения информации и доступность всех необходимых для работы средств, единый стиль выполнения операций и т.д.);

- пользователь АРМ должен выполнять все действия, не выходя из системы, поэтому требуется оснащенность всеми необходимыми операциями;

- обеспечение бесперебойности работы АРМ должно гарантировать пользователю своевременное выполнение задач, в соответствии с графиком работы. Сбои в производстве недопустимы;

- рациональная организация труда специалиста создает комфортные условия для работы и повышает производительность труда специалиста;

- программное обеспечение АРМ должно быть совместимо с другими системами и информационными технологиями, поэтому наиболее ценными являются технологии, объединяющие несколько АРМ.

Каждое АРМ организует свою информационную технологию или их объединение. В зависимости от используемых технических и программных средств АРМ можно разделить на локальные и сетевые.

Локальное АРМ - дает возможность специалисту производить обработку данных на отдельно взятом рабочем месте. В этом случае классификаторы, нормативно-справочная информация и все базы данных хранятся в памяти компьютера.

Сетевые АРМ - позволяют совместно использовать информацию различным группам пользователей.

Наиболее эффективным и рациональным режимом работы АРМ является его функционирование в рамках локальной вычислительной сети. При использовании ПЭВМ, подключенного к глобальной сети, АРМ, установленное на компьютере, использует технологию удаленного доступа к ресурсам центральной ЭВМ или сервера. В более сложных системах АРМ может подключаться к информационным службам и системам общего назначения и может служить элементом распределенной системы обработки данных.

В этом случае возникают дополнительные требования, касающиеся информационного обеспечения работы с базами данных:

- структура баз данных должна легко расчленяться на отдельные базы данных, размещаемые на отдельных компьютерах, при этом должна обеспечиваться простота доступа к информации, защита ее от несанкционированного доступа;

- структура информационной базы должна сохранять тип документации, используемой в области обработки;

- структура информационной базы и схема ее распределения по АРМ должны обеспечивать возможность единого способа корректировки и актуализации всех локальных баз;

- структура информационной базы должна быть максимально компактной и легко архивируемой.

Наши рекомендации