Информационные технологии и связь как отрасль государственного управления. Организация управления в области информационных технологий и связи

1. Информационные технологии и связь как отрасль государственного управления

Информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В настоящее время, кроме государственной тайны, установлены следующие виды тайны:

1. личная и семейная тайна (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2. тайна связи - тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи");

3. персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" *(446));

4. тайна усыновления (удочерения) ребенка (ст. 139 Семейного кодекса РФ);

5. тайна исповеди (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");

6. налоговая тайна - любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением отдельных сведений, состав которых предусмотрен федеральным законом (ст. 102 Налогового кодекса РФ);

7. банковская тайна - сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов кредитных организаций, а также иные сведения, устанавливаемые кредитными организациями (ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности");

8. адвокатская тайна - любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю (ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");

9. аудиторская тайна - сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также сведения и документы, получаемые и (или) составляемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при осуществлении аудиторской деятельности (ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности");

10. тайна совершения нотариальных действия - сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением его профессиональной деятельности (ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1);

11. врачебная тайна - информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1);

12. тайна страхования - полученные страховщиком в результате его профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц (ст. 946 Гражданского кодекса РФ);

13. коммерческая тайна - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-ау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" *(447));

14. служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами (п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера *(448));

15. тайна совещания судей (ст. 194 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 167 и 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 298 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

16. тайна совещания присяжных заседателей (ст. 341 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

17. тайна предварительного расследования (ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Случаи и условия обязательного распространения или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами. Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" предусмотрено, что обязательный экземпляр документов - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных федеральным законом.

Виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра

1. издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;

2. издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, "говорящие книги", крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи);

3. официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер;

4. аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей;

5. электронные издания - программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выходные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях;

6. неопубликованные документы - документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (диссертации, отчеты о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских и о технологических работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы);

7. патентные документы - описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности.

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

В Российской Федерации действуют:

1. почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи;

2. специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;

3. федеральная фельдъегерская связь;

4. фельдъегерско-почтовая связь Министерства обороны РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи" федеральная фельдъегерская связь в Российской Федерации обеспечивается Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, которая является составной частью сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации и действует в интересах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в целях защиты государственных интересов Российской Федерации.

Основными задачами федеральной фельдъегерской связи являются:

1. доставка в административные центры субъектов РФ и обратно, столицы государств - участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти субъектов РФ и в отдельных случаях, предусмотренных решениями Правительства РФ, органов местного самоуправления, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов военного управления (в том числе министра обороны РФ, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главных штабов видов Вооруженных Сил РФ, штабов родов войск, военных округов, флотов), оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России, территориальных органов федеральной службы безопасности, администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решениям Правительства РФ;

2. доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решениям Президента РФ и Правительства РФ;

3. доставка корреспонденции глав государств и глав правительств, органов государственной власти государств - участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

4. доставка корреспонденции рабочих органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации.

2. Организация управления в области информационных технологий и связи

В соответствии с Положением о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации(Минсвязи России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи), в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного вещания и радиовещания, использования и конверсии радиочастотного спектра.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве связи Федеральное агентство связи (Россвязь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.

Федеральное агентство связи осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. организует выполнение мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях;

2. организует издание и распространение государственных знаков почтовой оплаты;

3. осуществляет присвоение почтовых индексов объектам федеральной почтовой связи на территории Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, информационных технологий, связи (в том числе почтовой), охраны культурного наследия, авторского права и смежных прав, функции по нормативно-правовому регулированию осуществления контроля и надзора в указанной сфере ведения, нормативно-правовому регулированию в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, охраны культурного наследия, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия осуществляет следующие полномочия:

1. осуществляет государственный контроль и надзор в сфере информационных технологий;

2. осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере ведения;

3. осуществляет государственный контроль и надзор за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей;

4. осуществляет государственный контроль и надзор за состоянием Музейного фонда Российской Федерации;

5. осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

6. ведет единые общероссийские реестры средств массовой информации;

7. регистрирует средства массовой информации.

В ведении Министерства связи и массовых коммуникаций. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. организует проведение измерений аудитории электронных средств массовой информации и анализ тиражей печатных средств массовой информации;

2. осуществляет комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий;

3. осуществляет проведение сценарных конкурсов по созданию социально значимых телерадиопрограмм, телевизионных и мультипликационных фильмов;

4. осуществляет формирование и использование федеральных информационных ресурсов в установленной сфере деятельности.

Наши рекомендации