Денежно-кредитная политика, ее цели и задачи. Методы и инструменты денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика - комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк, казначейство, Министерство финансов и т. д.).
Основной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.
1. Рефинансирование коммерческих банков -получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
2. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
3. Операции на открытом рынке.Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные Банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
4. Ограничение кредитования.Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов.
18 Современный финансовый кризис: причины и превентивные меры
Мировой финансовый кризис - кризис, который охватил страны всего мира. Возникновение экономического кризиса было обусловлено следующими факторами:
· перегрев сырьевых рынков (в том числе, рынка нефти и продовольствия);
· перегрев фондового рынка
· перегрев кредитного рынка и явившийся их следствием ипотечный кризис
Основные формы проявления мирового кризиса:
1. убытки и банкротство ипотечных компаний, банков и хедж фондов.
2. снижение уровня жизни населения, в большей степени среднего класса и людей с низким уровнем доходов.
3. Массовые сокращения работников.
4. Повышение цен на товары потребления.
Основными причинами глобального кризиса являются:
· саморазрушение финансовой пирамиды долговых обязательств США;
· виртуализация финансовых операций (деривативы), повлекшая недооценку финансовых рисков и отрыв финансового рынка от реального сектора экономики;
· обесценение значительной части капитала в условиях исчерпания возможностей экономического роста на основе доминирующего технологического уклада и связанного с этим структурного кризиса экономики ведущих стран.
Первым шагом Правительства и ЦБ РФ в борьбе с негативными последствиями мирового финансового кризиса стало принятие мер для поддержания стабильности банковской системы и финансового рынка. Среди них:
А) Меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ
1. Размещение на депозитах коммерческих банков (КБ) временно свободных средств федерального бюджета в сумме до 1,5 трлн. руб. на срок до 3-х месяцев, ставка от 8% годовых
2. Имущественный взнос РФ в уставный капитал ВЭБа в 2008 году на сумму 75 млрд. рублей, в 2009 году - на сумму 175 млрд. рублей для реализации мер по поддержке финансового рынка.
3. Имущественный взнос РФ в уставный капитал АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) на сумму 60 млрд. руб. для поддержки рынка ипотечного кредитования.
4. Предоставление субординированных кредитов ЦБ (500 млрд. руб.) и Фондом национального благосостояния (450 млрд. руб.) на сумму 950 млрд. руб. без обеспечения сроком до 31 декабря 2019 г. по ставке 8% годовых коммерческим банкам, в том числе Сбербанку (500), ВТБ (200) и Россельхозбанку (25).
5. Имущественный взнос РФ в уставной капитал АСВ (Агентство по страхованию вкладов) на сумму 200 млрд. руб. для капитализации банков.
6. Размещение на депозитах коммерческих банков средств Госкорпорации ЖКХ (135 млрд. руб.) и Фонда содействия реформированию ЖКХ (143 млрд. руб.).
Б) Меры ДКП, проводимые ЦБ РФ:
1. Снижение нормативов обязательных резервов по всем видам до 0,5%. Сумма поддержки: 370 млрд. руб.
2. Повышение ставки рефинансирования (13%) Банка России и процентных ставок по операциям, проводимым ЦБ для снижения уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций.
3. Предоставление Банком России беззалоговых кредитов коммерческим банкам (116 банков) на срок не более шести месяцев. В сумме ЦБ готов предложить банкам до 700 млрд. руб. минимум под 8,5% годовых.
4. Изменение порядка предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами, а также пополнение списка ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов ЦБ РФ. Цель - расширение возможностей получения кредитными организациями дополнительной ликвидности в ЦБ (1 трлн. руб. доп. ликвидности).
5. Изменение параметров сделок "валютный своп", проводимых Банком России на внутреннем валютном рынке РФ. На 11.12.2008 максимальный объем средств, предоставляемых кредитным организациям по операциям "валютный своп" Банка России, составлял 5 млрд. руб.
Второй шаг: меры по поддержке реального сектора экономики и социальной стабильности. Среди них:
А) Меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ
1. Размещение на депозит в ВЭБе средств из Международных резервов на общую сумму не более 50 млрд. долларов США для рефинансирования внешних долгов компаний и банков РФ в 2008-2009 гг. ВЭБ получит государственные деньги по ставке LIBOR + 1, выдавать будет под LIBOR + 5.
2. Выделение из Фонда национального благосостояния средств на покупку акций и облигаций российских компаний в размере 175 млрд. рублей (размещены на депозите в ВЭБе).
3. Снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до 192,1 долларов за тонну (с 1.12.2008 г.). Сумма поддержки 270 млрд. руб.
4. Повышение необлагаемой НДПИ цены нефти с $9 до $15 за баррель. Сумма поддержки: 89,3 млрд. руб
5. Поддержка предприятий ВПК (субсидирование процентной ставки, инвестиции в капитал, предупреждение банкротства предприятий ВПК). Сумма: 50 млрд. руб.
6. Снижение налога на прибыль за счет его федеральной части на 4% с 1.01.2009 г. С 28 ноября 2008 г. уплата налога на прибыль производится на основе фактической величины прибыли. Сумма поддержки: 400 млрд. руб.
7. Увеличение амортизационной премии с 10% до 30%. Сумма поддержки: 100-150 млрд. руб.
8. Регионы с 1.01.2009 г. смогут снижать упрощенный налог на малый бизнес с 15% до 5%
9. Ускорение сроков возмещения НДС. Сумма поддержки: 250 млрд. руб.
10. Увеличен предельный размер компенсации по вкладам в банках, в отношении которых наступил страховой случай, до 700 тыс. рублей.
11. Вычет по подоходному налогу при строительстве или приобретении жилья с 1.01.2009 г. будет увеличен вдвое, до 2 млн. руб. (260 тыс. руб.). Сумма поддержки: 10 млрд. руб.
12. Максимальный размер пособия по безработице вырастет с 1.01.2009 г. до 4900 руб. Сумма поддержки: 30-50 млрд. руб.