Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ и услуг) вспомогательных производств
Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т.п.
К вспомогательным производствам промышленности относятся энергетические хозяйства, ремонтно-механические и ремонтно-строительные мастерские, жестяно-баночное производство, цех производства тары, транспортные хозяйства, холодильники и др.
Учет вспомогательных производств осуществляется на активном синтетическом счете 23 "Вспомогательные производства".
В дебет счета 23 в течение месяца относятся все затраты вспомогательных производств с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов (10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве" и др.).
По окончании месяца затраты вспомогательных производств распределяются пропорционально количеству потребленных услуг или произведенной продукции в соответствующих единицах измерения (1 кВт/ч электроэнергии, 1 Гкал тепла, 1 т пара, 1000 м3 сжатого воздуха, 1 м3 воды, 1 т перевозок или 1 ч работы автомобиля, 1 т приведенного грузооборота и др.).
Фактическая себестоимость произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг списывается со счета 23 в дебет счетов:
20 "Основное производство" - при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству или основному виду деятельности;
90 "Продажи" - при выполнении работ и услуг для сторонних организаций;
29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам и хозяйствам;
других счетов (08, 10, 11, 15, 21, 28 и др.).
Особенности учета расходов на содержание и эксплуатацию автомобиля. Автотранспортные средства используются почти на всех предприятиях и расходы на их содержание и эксплуатацию оказывают значительное влияние на себестоимость продукции, работ, услуг.
В составе автотранспортных расходов наиболее существенными являются затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ), ремонт автотранспортных средств, их амортизацию, оплату труда водителей.
ГСМ приобретаются автотранспортными хозяйствами либо по договору поставки со специализированными организациями, либо на автозаправочных станциях (АЗС) за наличные деньги и посредством приобретения талонов.
По договору поставки ГСМ приобретаются обычно крупными автохозяйствами. Приобретенные ГСМ учитывают по дебету субсчета 3 "Топливо" счета 10 "Материалы" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Сумма НДС, выделенная в счете-фактуре, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60.
При заправке автомобилей за наличный расчет на АЗС водителям выдают под отчет денежные средства, отражаемые на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Подотчетные лица отчитываются об израсходовании денежных средств на приобретение ГСМ, составляя авансовые отчеты. Основным документом, подтверждающим приобретение ГСМ, является кассовый чек АЗС, прилагаемый к авансовому отчету. Следует отметить, что при отсутствии счета-фактуры сумма НДС, выделенная в кассовом чеке, не подлежит возмещению из бюджета и включается в фактическую себестоимость приобретенных ГСМ.
Приобретенные на АЗС талоны на ГСМ принимают на учет по дебету счета 50 "Касса", субсчет 3 "Денежные документы". При выдаче талонов водителям они списываются с кредита субсчета 3 счета 50 в дебет счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист, в котором указывают сведения об остатке горючего при выезде и при возвращении из поездки, количестве выданного горючего, его марке, нормативном и фактическом расходе, полученной экономии или перерасходе, пробеге автотранспортного средства. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями утверждены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152. В соответствии с данным приказом путевой лист оформляется на один день или на срок, не превышающий одного месяца.
Для определения нормативного расхода ГСМ используют Методические рекомендации "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденные распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р.
Исходя из этих норм организации могут разрабатывать свои нормы с учетом специфики своей деятельности. Принятые организацией решения о нормах расхода ГСМ целесообразно отразить в учетной политике организации.
Исчисленное на основании путевых листов израсходованные ГСМ списываются со счета 10 "Материалы", субсчет 3 "Топливо" в дебет счета 23 "Вспомогательные производства" или других счетов учета затрат на производство продукции при отсутствии обособленного учета деятельности автотранспортного хозяйства.
Автотранспортные организации списывают израсходованных ГСМ в дебет счета 20 "Основное производство".
Затраты на ремонт автотранспорта в автотранспортных организациях в зависимости от принятой учетной политики могут непосредственно включаться в себестоимость выполненных работ и оказанных услуг, предварительно учитываться на счете 97 "Расходы будущих периодов" или списываться на уменьшение созданного резерва на ремонт основных средств.
В автохозяйствах, являющихся структурными подразделениями предприятия и учитывающими свою деятельность на счете 23 "Вспомогательные производства", расходы на ремонт автотранспортных средств обычно учитывают по дебету счета 23 с кредита счетов учета соответствующих расходов (10, 70, 69 и др.).
Амортизационные отчисления по автотранспорту начисляются, как правило, способом списания их стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) или линейным способом.
При выборе способа начисления амортизации по автотранспортным средствам следует иметь в виду, что НК РФ допускается применение лишь двух способов (п. 1 ст. 259) - линейного и нелинейного.
При несовпадении сумм амортизации в бухгалтерском и налоговом учете возникающие разницы учитываются в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
Остальные расходы в автотранспортных хозяйствах учитываются, как правило, в общеустановленном порядке.