Ipo. факторы, влияющие на эффективность проведения. оценка эффективности проведения ipo
Одной из самых привлекательных для инвестора схем вложения средств является покупка акций IPO – первичного публичного размещения.
IPO (initial public offering) – важный этап в жизни компании. Процесс первичного размещения довольно длителен: компании нужно упорядочить и систематизировать структуру бизнеса, подготовить отчетность в соответствии с международными стандартами, внедрить процедуры внутреннего финансового контроля.
Целями IPO для эмитента является:
Ø повышение капитализации;
Ø привлечение инвестиций;
Ø реструктурирование бизнеса;
Ø маркетинг предприятия;
Ø создание биржевой истории для получения более льготных условий финансирования на иностранных рынках и внутри страны;
Ø опционные программы для менеджмента;
Ø финансовый инжиниринг.
“кономическая оценка эффективности IPO предприятия зачастую не проводится. Компании ограничиваются составлением детальной сметы расходов, связанных с публичным размещением ценных бумаг. Для того чтобы объективно оценить экономическую эффективность проведения IPO, компании потребуется определить среднюю стоимость капитала до и после размещения акций. Показатель средневзвешенной стоимости капитала (Weighted Average Cost of Capital, WACC) – это один из критериев эффективности IPO.
Формулировка простого практического критерия оценки эффективности IPO выглядит следующим образом: проведение IPO признается эффективным только в том случае, если в среднесрочной перспективе стоимость привлекаемого публичного капитала ниже или равна средневзвешенной стоимости капитала компании (WACC) до проведения IPO. В противном случае следует временно отказаться от этого мероприятия, а через некоторый промежуток повторить данную процедуру оценки. Исходя из всего вышесказанного методика оценки целесообразности или эффективности IPO следующая:
Ø определить средневзвешенную стоимость капитала компании до IPO;
Ø рассчитать стоимость привлечения публичного капитала;
Ø сравнить среднюю стоимость привлечения публичного капитала и средневзвешенную стоимость капитала компании (WACC) [19, с.66].
Расчет средневзвешенной стоимости капитала (WACC) компании может быть выполнен по формуле:
, (8.1)
где - стоимость заемного источника капитала (%). На практике этот показатель стоимости, как правило, принимается равным среднему значению ставки банковского процента по полученным кредитам;
- размер налога на прибыль в РФ;
- размер привлеченного (заемного) капитала компании (долл. США). Сумма полученных кредитов, займов и т. д.;
- стоимость собственного капитала (%);
- собственный капитал компании (долл. США). Вклады в уставный капитал компании, накопленная нераспределенная прибыль.
На практике трудности могут возникнуть с определением стоимости собственного капитала предприятия, так как при этом предполагается использование модели оценки стоимости капитальных активов (Сapital Аssets Pricing Model, CAPM):
, (8.2)
где — безрисковая ставка доходности (%). В качестве безрисковой ставки доходности, можно принять доходность инвестиций в государственные ценные бумаги РФ, к примеру, облигации «Russian Federation 30» с 5%-ным купоном, доходность по которым составляет 8% годовых;
- коэффициент корреляции между рыночным и собственным рисками компании. Для многих российских предприятий подобный показатель не может быть рассчитан, поэтому можно использовать среднее значение , определенное для аналогичной отрасли европейских предприятий;
— размер «премии» за риск (%). Стандартное значение премии за риск, применяемое большинством инвестиционных банков, составляет 8%;
- собственный риск компании (%). В зарубежной практике значение собственного риска компании инвестиционные банки определяют не превышающим 11% .
На эффективность проведения первичного публичного размещения ценных бумаг может повлиять ряд факторов. Из них основными являются:
Ø текущее состояние национальной экономики, а также отрасли, в которой действует компания;
Ø текущее состояние фондового рынка, на котором планируется размещение;
Ø отсутствие ликвидности рынка и широкого круга потенциальных инвесторов;
Ø плохое мнение инвестиционного сообщества о компании;
Ø колебания учетных ставок и инфляционных ожиданий;
Ø структура размещения;
Ø неправильная оценка компании.