Характеристика измерителей эффективности логистических решений.
Как правило, в практике компаний большинство финансовых показателей эффективности являются производными от утвержденных финансовых бюджетов, т. е. определяющими структуру формирования и распределения ресурсов, а не процессов.Для целей же управления важно выделить такие KPI, на которыеруководитель может воздействовать непосредственно.Измерение эффективности бизнес-процессов в цепях поставок необходимо осуществлять для оценки принимаемых логистических решений. Измерение результатов управления логистикой (количественная мера степени эффективности выполнения логистических операций и функций) является необходимымусловием достижения целей цепи поставок, так как обеспечивает обратную связь, необходимую для эффективного управления
Процесс измерения результатов логистической деятельности зависит:
- от целей управления;
- от выделенных бизнес-процессов;
- от продолжительности контроля и мониторинга за выполнением логистических операций и функций.
Для многих цепей поставок промышленных и торговых компании набор показателей базируется на применении следующихсистем KPI:
1) типовые ключевые показатели эффективности – KPI вформате FCIL (Foreign, Comparative, and International Law SpecialInterest Section of the American Association of Law Libraries);
2) типовые ключевые показатели эффективности бизнеспроцессов – KPI(bp), утвержденные ENAPS (Ecole nationale d'administrationpublique);
3) спецификация основных измерителей в системе планово-отчетных показателей (система KPI), предложенная В.И. Сергеевым.
Типовые ключевые показатели эффективности в форматеFCIL лежат в основе системы сбалансированных показателей(ССП). Фрагменты этих показателей представлены в
Типовые ключевые показатели эффективности в формате FCIL
Направление деятельности(перспективы) Примеры показателей KPIФинансы - рыночная стоимость;
- рентабельность инвестиций;
- цена акции;
- общая сумма активов;
- рентабельность оборота;
- коэффициент ликвидности
Клиенты и маркетинг - доля рынка;
- качество сервиса;
- величина чека;
- частота покупки;
- доля повторных покупок;
- расходы на маркетинг
Бизнес-процессы - время разработки и вывода на ры-
нок новых продуктов;
- время доставки товара;
- время производственного цикла;
- периодичность поставок;
- рост производительности труда;
- соотношение прибыли к затратамна брак
Персонал и системы - производительность персонала;
- доход на одного сотрудника;
- количество сотрудников;
- текучесть персонала;
- средний возраст сотрудников;
- соотношение временных и постоянных работников;
- коэффициент взаимозаменяемости;
- уровень автоматизации;
- производительность компьютерных
систем
В таблице приведены примеры соответствия ключевых
показателей эффективности и бизнес-процессов в формате
ENAPS.
Таблица 7.2
Типовые ключевые показатели эффективности бизнес-процессовв формате ENAPS
Бизнес-процесс Примеры показателей KPIВыполнение заказов клиентов - доля коммерческого цикла;- доля коммерческих затрат;- объем незавершенного производ-
ства;- эффективность производства;- стоимость отмененных заказовПослепродажное обслужиание потребителей- доля возврата продуктов;- затраты, связанные с возвратом
продукции;- доход от послепродажного об-служивания
Разработка продукции - время цикла разработки продукта;- затраты на разработку продукта;- число попутно разработанных
продуктов;- скорость обновления выпускаемой продукцииМаркетинг клиента - число новых потребителей;- доход от новых потребителей;- доля затрат на маркетинг;
- доход от участия в тендереПоддерживающие процессы - доступность системы;
- затраты на оплату сверхурочныхработ;- простой оборудования;- затраты на обучениеПроцессы развития - участие сотрудников в совершенствовании;
- общее число человеко-часов, затраченных менеджментом на ко-
мандные встречи;- число контактов с поставщиками
ENAPS (Ecole nationale d'administration publique) предлагаетизмерять эффективность и разделять ключевые показатели поосновным бизнес-процессам:- выполнение заказов клиентов (поставка, производство,хранение, отгрузка);- послепродажное обслуживание потребителей;- разработка продукции;- маркетинг клиента;- поддерживающие процессы;- процессы развития.Таблица 7.3Характеристика измерителей эффективности
логистических решений Измерители Состав показателей KPIКачество логистического сервисадля потребителей- полнота удовлетворения заказа;- точность выполнения параметровзаказа;- количество возвратов товаров, отсутствия запасов, повышения тарифов;- наличие жалоб потребителей;- доступность запасовИспользование инвестиций в логистическую инфраструктуру- использование инвестиций в транс-
порт;- использование инвестиций в складскую инфраструктуру;- использование инвестиций в технологическое оборудование;- использование инвестиций в ин-
формационную системуОбщие и операционные логистические издержки- общие логистические издержки;- затраты на транспортировку;- затраты на грузопереработку и
складирование;- затраты на управление запасамиДлительность логистических циклов - время выполнения заказа;- длительности составляющих циклазаказа;- время обработки заказов потребителям;- время доставки заказа потребителю;- время подготовки и комплектациизаказа
Производительность/ресурсоотдачалогистической инфраструктуры иперсонала- количество обработанных заказов вединицу времени;- грузовые отправки на единицу
складских мощностей и транспортнойгрузовместимости;- отношение общих логистическихиздержек на единицу производимойпродукции;- затраты на единицу объема продажСпецификация основных измерителей в системе планово-отчетных показателей базируется на системе сбалансированных показателей. Выделяют пять групп основных измерителей:
- степень удовлетворения потребителей в качестве логистического сервиса;
- эффективность использования инвестиции в логистическую инфраструктуру;
- полные и операционные логистические издержки;
- длительность логистических циклов;
- производительность/ресурсоотдача логистической инфраструктуры и персонала.
Пример возможной спецификации основных измерителей всистеме планово-отчетных показателей приведен в таблицПовышение эффективности функционирования цепей поставок как системы взаимосвязанных бизнес-процессов направленно на достижение стратегических, тактических или оперативных целей. При этом решается ряд важнейших задач – от сокращения непроизводственных расходов и оптимизации использования ресурсов до достижения стратегического соответствия требованиям потребителей определенного сегмента рынка. С помощью моделирования бизнес-процессов и последующего контроляих параметров фокусная компания цепи может точнее описатсвои действия и оперативно реагировать на изменения внешней
и внутренней окружающей среды.