Характеристика измерителей эффективности логистических решений.

Как правило, в практике компаний большинство финансовых показателей эффективности являются производными от утвержденных финансовых бюджетов, т. е. определяющими структуру формирования и распределения ресурсов, а не процессов.Для целей же управления важно выделить такие KPI, на которыеруководитель может воздействовать непосредственно.Измерение эффективности бизнес-процессов в цепях поставок необходимо осуществлять для оценки принимаемых логистических решений. Измерение результатов управления логистикой (количественная мера степени эффективности выполнения логистических операций и функций) является необходимымусловием достижения целей цепи поставок, так как обеспечивает обратную связь, необходимую для эффективного управления

Процесс измерения результатов логистической деятельности зависит:

- от целей управления;

- от выделенных бизнес-процессов;

- от продолжительности контроля и мониторинга за выполнением логистических операций и функций.

Для многих цепей поставок промышленных и торговых компании набор показателей базируется на применении следующихсистем KPI:

1) типовые ключевые показатели эффективности – KPI вформате FCIL (Foreign, Comparative, and International Law SpecialInterest Section of the American Association of Law Libraries);

2) типовые ключевые показатели эффективности бизнеспроцессов – KPI(bp), утвержденные ENAPS (Ecole nationale d'administrationpublique);

3) спецификация основных измерителей в системе планово-отчетных показателей (система KPI), предложенная В.И. Сергеевым.

Типовые ключевые показатели эффективности в форматеFCIL лежат в основе системы сбалансированных показателей(ССП). Фрагменты этих показателей представлены в

Типовые ключевые показатели эффективности в формате FCIL

Направление деятельности(перспективы) Примеры показателей KPIФинансы - рыночная стоимость;

- рентабельность инвестиций;

- цена акции;

- общая сумма активов;

- рентабельность оборота;

- коэффициент ликвидности

Клиенты и маркетинг - доля рынка;

- качество сервиса;

- величина чека;

- частота покупки;

- доля повторных покупок;

- расходы на маркетинг

Бизнес-процессы - время разработки и вывода на ры-

нок новых продуктов;

- время доставки товара;

- время производственного цикла;

- периодичность поставок;

- рост производительности труда;

- соотношение прибыли к затратамна брак

Персонал и системы - производительность персонала;

- доход на одного сотрудника;

- количество сотрудников;

- текучесть персонала;

- средний возраст сотрудников;

- соотношение временных и постоянных работников;

- коэффициент взаимозаменяемости;

- уровень автоматизации;

- производительность компьютерных

систем

В таблице приведены примеры соответствия ключевых

показателей эффективности и бизнес-процессов в формате

ENAPS.

Таблица 7.2

Типовые ключевые показатели эффективности бизнес-процессовв формате ENAPS

Бизнес-процесс Примеры показателей KPIВыполнение заказов клиентов - доля коммерческого цикла;- доля коммерческих затрат;- объем незавершенного производ-

ства;- эффективность производства;- стоимость отмененных заказовПослепродажное обслужиание потребителей- доля возврата продуктов;- затраты, связанные с возвратом

продукции;- доход от послепродажного об-служивания

Разработка продукции - время цикла разработки продукта;- затраты на разработку продукта;- число попутно разработанных

продуктов;- скорость обновления выпускаемой продукцииМаркетинг клиента - число новых потребителей;- доход от новых потребителей;- доля затрат на маркетинг;

- доход от участия в тендереПоддерживающие процессы - доступность системы;

- затраты на оплату сверхурочныхработ;- простой оборудования;- затраты на обучениеПроцессы развития - участие сотрудников в совершенствовании;

- общее число человеко-часов, затраченных менеджментом на ко-

мандные встречи;- число контактов с поставщиками

ENAPS (Ecole nationale d'administration publique) предлагаетизмерять эффективность и разделять ключевые показатели поосновным бизнес-процессам:- выполнение заказов клиентов (поставка, производство,хранение, отгрузка);- послепродажное обслуживание потребителей;- разработка продукции;- маркетинг клиента;- поддерживающие процессы;- процессы развития.Таблица 7.3Характеристика измерителей эффективности

логистических решений Измерители Состав показателей KPIКачество логистического сервисадля потребителей- полнота удовлетворения заказа;- точность выполнения параметровзаказа;- количество возвратов товаров, отсутствия запасов, повышения тарифов;- наличие жалоб потребителей;- доступность запасовИспользование инвестиций в логистическую инфраструктуру- использование инвестиций в транс-

порт;- использование инвестиций в складскую инфраструктуру;- использование инвестиций в технологическое оборудование;- использование инвестиций в ин-

формационную системуОбщие и операционные логистические издержки- общие логистические издержки;- затраты на транспортировку;- затраты на грузопереработку и

складирование;- затраты на управление запасамиДлительность логистических циклов - время выполнения заказа;- длительности составляющих циклазаказа;- время обработки заказов потребителям;- время доставки заказа потребителю;- время подготовки и комплектациизаказа

Производительность/ресурсоотдачалогистической инфраструктуры иперсонала- количество обработанных заказов вединицу времени;- грузовые отправки на единицу

складских мощностей и транспортнойгрузовместимости;- отношение общих логистическихиздержек на единицу производимойпродукции;- затраты на единицу объема продажСпецификация основных измерителей в системе планово-отчетных показателей базируется на системе сбалансированных показателей. Выделяют пять групп основных измерителей:

- степень удовлетворения потребителей в качестве логистического сервиса;

- эффективность использования инвестиции в логистическую инфраструктуру;

- полные и операционные логистические издержки;

- длительность логистических циклов;

- производительность/ресурсоотдача логистической инфраструктуры и персонала.

Пример возможной спецификации основных измерителей всистеме планово-отчетных показателей приведен в таблицПовышение эффективности функционирования цепей поставок как системы взаимосвязанных бизнес-процессов направленно на достижение стратегических, тактических или оперативных целей. При этом решается ряд важнейших задач – от сокращения непроизводственных расходов и оптимизации использования ресурсов до достижения стратегического соответствия требованиям потребителей определенного сегмента рынка. С помощью моделирования бизнес-процессов и последующего контроляих параметров фокусная компания цепи может точнее описатсвои действия и оперативно реагировать на изменения внешней

и внутренней окружающей среды.

Наши рекомендации