Как инструмент контроллинга
Если рассмотреть управление компанией как единую сбалансированную систему, то система управления персоналом по значимости находится на одном уровне с такими направлениями деятельности, как стратегическое управление, управление проектами, управление качеством, управление текущей деятельностью и маркетинг. Система стратегического управления прямо определяет функции управления персоналом и отражается в бизнес-плане (рис. 5.21).
Планирование работы по управлению персоналом постепенно становится в один ряд с вопросами планирования производства, научно-технического развития, маркетинговым и финансовым планированием. Следовательно, возникает потребность в разработке
методики планирования мероприятий и затрат на управление персоналом (рис. 5.22). В сложившейся практике планирования этот процесс называется бюджетированием.
Бюджет организации — финансовый документ, в котором отражаются доходы и расходы, спланированные и расписанные па определенный период по ресурсам и по исполнителям для достижения поставленной производственно-хозяйственной цели, или совокупность финансовых и операционных (производственных) планов.
Операционный бюджет - это план каждого центра ответственности на бюджетный период (обычно на год), определяющий его финансовые ресурсы.
Финансовый бюджет — определяет источники поступления и направления использования денежных средств.
Оперативный план управления персоналом разрабатывается на основе целей и приоритетных направлений кадровой политики.
С учетом полученных приоритетов и планов предприятия (прежде всего плана производства и реализации продукции) разрабатыва-
ются мероприятия, направленные на совершенствование управления персоналом, предусматриваются необходимые кадровые процедуры в рамках основных функциональных подсистем управления персоналом. 11а примере обучения персонала этот процесс представлен на рис. 5.23.
Рассмотрим построение системы контроля за деятельностью экономических субъектов посредством внедрения на них бюджетного управления.
Бюджетирование — оптимальная форма нормативного метода управления. Нормативный метод управления, обеспечивая контроль за прибылью предприятий, традиционно решает две основные задачи: пресечение хищений и оптимизация. Построение системы нормативов в форме бюджетов и ответственных за их исполнение позволяет обеспечить контроль и предотвратить отклонения от бюджетов.
Системное использование бюджетов является организационной основой оптимизации деятельности предприятий, применения рычагов стимулирования и мотивации труда, стратегического развития и эффективного освоения инвестиций.
Дополнительная полезность бюджетной формы нормативного метода управления определяется наглядностью контроля финансового состояния (риски банкротства), процессов капитализации (декапитализации), размера и структуры ценностей и обязательств.
В области управления персоналом под бюджетированием понимают метод планирования необходимых материальных ресурсов для достижения целей политики управления персоналом.
Основная цель бюджетирования затрат на персонал — повышение эффективности работы организации посредством:
· целевой ориентации и координации мероприятий по управлению персоналом;
· выявления рисков управления персоналом, их влияния на работу организации и снижения этого уровня:
· контроля использования средств на управление персоналом;
· повышения гибкости, приспособляемости к изменениям во внешней и внутренней среде.
Как правило, для различных подразделений одного предприятия выбираются различные критерии оценки эффективности их работы. Выбор критериев зависит от того, какие вопросы находятся в компетенции этих подразделений, и за достижение каких показателей они могут нести ответственность. В соответствии с тем, какой критерий оценки эффективности применяется к подразделению, оно может быть определено как центр доходов, центр затрат, центр прибыли (или профит-центр) или как центр инвестиций. Каждый термин означает, что подразделение отвечает соответственно за получение максимального дохода (выручки), за контролирование затрат, за увеличение нормы прибыли или за рентабельность инвестиций.
Бюджетирование как инструмент контроллинга персонала предполагает принятие решений по управлению персоналом, связанных с будущими событиями, на основе систематической обработки данных о затратах на персонал.
Составление бюджетов в области управления персоналом направлено на:
· разработку стратегии управления персоналом;
· планирование деятельности по управлению персоналом на определенный период;
· оптимизацию расходов на персонал;
• координацию — согласование деятельности различных подразделений предприятия в области управления персоналом;
· коммуникацию — доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
· мотивацию руководителей на местах на достижение целей организации и удовлетворение интересов работников;
· контроль и оценку эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативными (по центрам ответственности);
· выявление потребности в денежных ресурсах, необходимых для решения задач управления персоналом
Бюджетирование как система развивающийся процесс, требующий адекватного и постоянного, реагирования на изменение внешних и внутренних условий. В практике при составлении бюджетов используют различные методы: жесткий, гибкий, скользящий, с нулевого базиса, от достигнутого. Чтобы не допускать ошибок, не следует замыкаться только на одном методе. При всех обстоятельствах главным критерием оптимальности системы бюджетирования должна быть ее эффективность
Выбор методов — прерогатива руководства предприятия. Выбор метода бюджетирования сложная проблема, зависящая от состояния нормативной базы и уровня организационного управления. К примеру, выбрав метод построения системы бюджетирования «жесткий бюджет», который остается неизменным независимо от результатов деятельности, получаем проблему неполного использования информации (при отклонении в бюджете фактической составляющей от плановой необходимо изменить бюджет).
При выборе «гибкого бюджета» приходится учитывать изменения уровня деятельности, например, объема производства, и пересматривать бюджетные показатели в свете реально достигнутого уровня производства в режиме on-line, что потребует существенного изменения в информационной системе предприятия.
Метод «от достигнутого» был достаточно широко распространен ранее, но сейчас его уже перестают использовать. Это достаточно логичный подход к планированию на следующий год, так как составление бюджета начинается с рассмотрения плана отчетных данных прошедшего года. Этот метод может использоваться в организациях, характер деятельности и уровень обеспеченности ресурсами которых существенно не меняются. При таком подходе недостатки и неэффективные решения, существовавшие в предыдущие годы, продолжают существовать и накапливаться в бюджетах последующих лет.
При таком подходе бюджет следующего года основывается на данных фактического бюджета прошедшего года с учетом ожидаемых изменений. В этом случае состояние бюджета ограничивается незначительным увеличением или снижением существующих плановых показателей. Преимущество метода «от достигнутого» в относительной простоте и, следовательно, в невысоких затратах па составление бюджета при использовании этого метода.
При составлении бюджета «с нулевого базиса» рассматривается зависимость между заданиями, входными ресурсами, выходной продукцией и деятельностью. При составлении бюджета прошедший год в расчет не принимается и основной акцент переносится на предстоящий год. Определяется уровень обеспечения ресурсами. При этом отвергается идея использования метода «от достигнутого», так как предстоящий год может быть не таким, как предыдущий, в связи с изменением заданий, внешними событиями, инфляцией и т. д.
Бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5, 10, 20%. Этот подход является промежуточным между бюджетом «от достигнутого» и бюджетом «с нуля».
Одновременное применение различных методов бюджетирования наталкивается на серьезные трудности, связанные с недостатками в постановке управленческого учета и отчетности в организациях.
В идеальном же случае бюджетная система должна обладать гибкостью, позволяющей адекватно реагировать на любые возникающие изменения. Один из способов решения таких проблем использование метода скользящего бюджета.
Концепция скользящего бюджета возникла из рассуждений о том, что «каждодневный» менеджмент — это именно то, что означают слова — «менеджмент от одного дня к следующему». Пользователи бюджета на данный момент не беспокоятся, что может произойти в течение всего предстоящего года. Аргументом в пользу скользящего бюджета является то, что период времени, на который приходится принимать конкретные решения, относительно короток.
Бюджет, определяющий задания и ресурсы на двенадцать месяцев, может быть разбит на части, по три месяца каждая. В конце первого месяца можно проанализировать, как в действительности идут дела, и в план на первый месяц второго квартала могут быть внесены изменения с учетом того, что в действительности произошло или не произошло в течение первого месяца и т. д.
Такой подход часто называют перераспределением бюджета, он позволяет добиваться необходимой гибкости при решении конкретных задач.
Несмотря на все положительные моменты этого метода и других, применяемых в настоящее время на практике, они не лишены недостатков.
В табл. 5.9 дана характеристика положительных и отрицательных аспектов каждого метода бюджетирования, дающая возможность выбора при построении хозяйственной жизни предприятия.
Выбор конкретного метода или системы бюджетирования — прерогатива руководства предприятия.
В основе бюджетирования лежит пять основных принципов:
• принцип целесогласования, при котором различают два метода организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху вниз) п по методу build-up (снизу вверх). По ме-году break-down работа по составлению бюджета начинается «сверху», т. е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. По методу build-up поступают наоборот, т. е. структурные подразделения представляют руководству предприятия свое видение достижения цели. Поэтому методы break-down и build-up две противоположные тенденции. На практике нецелесообразно использовать только один из этих ме- / тодов. Как правило, процесс бюджетирования начинается «снизу \ вверх», поскольку нижестоящие руководители лучше знают ситуацию на внутрифирменном рынке труда и со своей стороны обеспечат обоснованность затрат, закладываемых в бюджет. Далее путем согласования бюджетных планов между выше- и нижестоящими руководителями обеспечивается соответствие целям конкретных планов предприятия. Процесс меняет направление и реализуется по схеме «сверху вниз»;
• принцип приоритетности в отношении задачи координации бюджетирования должен обеспечить использование дефицитных средств в наиболее выгодном направлении. Это достигается правильным установлением приоритетных целей политики управления персоналом в соответствии с миссией и стратегией развития организации и управления персоналом. В бюджете сознательно формируется направление «основного удара», при этом расходы на другие направления сокращаются;
• принцип причинности предполагает, что каждая плановая единица (центр ответственности и центр затрат) может планировать и отвечать только за те величины, на которые она может оказать влияние;
• принцип ответственности, концентрирующийся исключительно на величинах, поддающихся воздействию, предусматривает передачу каждому подразделению ответственности за исполнение его части бюджета вместе с полномочиями вмешиваться в случае необходимости в развитие ситуации с соответствующими корректирующими мероприятиями. Использование этого принципа содействует выработке у руководства нижнего уровня навыков предприимчивости в мышлении и действиях;
• принцип постоянства целей предполагает, что раз установленные базовые величины не должны быть принципиально изменены в течение продолжающегося контрольного периода.
При перспективном планировании расходов на содержание персонала вначале необходимо отделить внешние факторы влияния на расходы от внутренних. В план должно включаться то, как будут раз-пинаться законодательные нормы и тарифные соглашения и чего от них можно будет ожидать.
К внешним факторам влияния могут быть причислены следующие:
• изменение размеров взносов на социальное страхование в соответствии с законом;
• изменения налоговых правил;
• периодически имеющие место пересмотры пенсий;
• согласованные повышения тарифных ставок или — после реалистической оценки — ожидаемые повышения тарифных ставок;
• вызывающие расходы изменения тарифных соглашений (увеличение продолжительности отпусков, сокращение рабочего времени и т. п.).
Но в планировании должны учитываться и обозримые общественно-политические тенденции. Так, необходимо адекватно учитывать ожидаемый процент инфляции, так как девальвация влияет на все рыночные цены. На расходы по содержанию персонала могут влиять новые законы, которые появятся в следующем году. Примером могут служить природоохранные нормативные требования, касающиеся производства, или руководящие указания по обезвреживанию отходов, обусловливающие особые расходы на обучение сотрудников. Наконец, при планировании должно учитываться все то, с чем организации в качестве внешних факторов расходов по содержанию персонала предстоит столкнуться в следующем году.
Искусство планирующего заключается в выдаче максимально точного прогноза, чтобы предприятие могло заблаговременно принять меры в отношении калькуляции расходов но содержанию персонала и в значительной мере исключить неучтенные дополнительные финансовые нагрузки.
Внутренние факторы влияния на деятельность организации также должны быть включены в прогнозы. Это результаты планирования численности и структуры кадров. Планирование расходов по содержанию персонала второй этап планирования.
Разумеется, планирование численности и структуры персонала и планирование расходов по его содержанию взаимодействуют друг с другом. Планирование численности и структуры персонала всегда происходит с соблюдением аспекта расходов. Результаты планирования расходов но содержанию могут непосредственно влиять на численность штатов.
В качестве факторов влияния дополнительно имеются плановые задания из других видов планирования деятельности организации.
В частности, изменения в организационной структуре и структуре производства необходимо проверять на их влияние на расходы по содержанию персонала.
Практика планирования в организациях различна в зависимости оттого, как распределена ответственность по расходам на иерархических уровнях. Она может быть центристской, т. е. руководство фирмы определяет бюджет, который должен соблюдаться. Поскольку передача участия в обсуждении и в принятии решений является инструментом руководства, в процесс планирования должны быть вовлечены доверенные лица в вопросах затрат по местам их возникновения, чтобы они позже при соблюдении рамок издержек отождествляли себя с планированием.
При внедрении системы бюджетирования в организации нельзя забывать, что бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны (табл. 5.10).
Таблица 5.10