Система органов финансового контроля
Функции гос.ФК распределяются между органами гос.власти, органами МС и органами управления фин.и кредитно-денеж.системой. На высшем уровне ФК основные контролирующие функции осущ.высшие законодат.власти: ВРУ, ПУ, КМУ, Счетная палата, Минфин. Систему органов ФК составляют: общегос.ФК; ведомственный;аудит. ВРУ: - утверждение Гос.бюджета и внесение изменений в него; контроль за выполнением Гос.бюджета, принятие решения относительно отчета о его выполнении; заслушивание ежегодных и внеочередных посланий ПУ о внутреннем и внешнем положении У.; осуществление контроля за деятельностью КМУ; назначение на должность и смещение с должности Председателя и иных членов Счетной палаты;назначение на должность и смещение с должности Председателя Нац.банка Украины по представлению ПУ;назначение и увольнение половины состава Совета Нац.банка; КМУ подает в ВРУ отчет о выполнении Гос.бюджета. Согласно КУ контроль за использованием средств Гос.бюджета от лица ВРУ осущ.Счетная палата. Счетная палата яв. постоянно действующим органом контроля, кот.образуется ВРУ, подчинен и подотчетен ей. Счетная палата осущ.свою деят-ть самостоятельно, независимо от любых иных органов гос-ва. Она яв.юр.лицом, имеет свою печать со своим наименованием и изображением Гос.Герба У. Задачами Счетной палаты яв: 1)организация и осуществление контроля за своевременным выполнением расходной части Гос.бюджета, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов, за объемами, структурой и их целевым назначением; 2)осущ.контроля за образованием и погашением внутр.и внешнего долга У., определение эффективности и целесообразности расходов гос.средств, валютных и кредитно-фин.ресурсов; 3)контроль за финансированием общегос.программ экономич., научно-технич.,соц. и нац-культурного развития, охраны окружающей среды; 4)контроль за соблюдением законности относительно предоставления Украиной займов и экономической помощи иностр.гос-вам, междунар.организациям, предусмотренных в Гос.бюджете; 5)контроль за законностью и своевременностью движения средств Гос.бюджета и средств внебюджетных фондов в учреждениях Нац.банка и уполномоченных банках и др. ПУ: как глава гос-ва непосредственно реализует финансы при подписании законов о регулировании фин.деят-ти, в ходе бюджетного процесса, а также оказывает влияние на рассматриваемые нами общественные отношения путем издания указов, посредством реализации кадровой политики, иными средствами. КМУ: обеспечивает проведение фин, ценовой,инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, соц.защиты,образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования; разрабатывает проект закона о Гос.бюджете и обеспечивает выполнение утвержденного ВРУ Гос.бюджета, представляет ВРУ отчет об его исполнении; организует и обеспечивает осуществление таможенного дела; направляет и координирует работу министерств,иных органов исполнит.власти и др.
Минфин: яв.центр.органом исполнит.власти по управлению финансами, а следовательно и по контролю за движением и расходованием гос.фин.ресурсов. Минфин осущ. контроль за исполнением гос.бюджета, за соблюдением учреждениями НБУ, коммерческими банками правил кассового исполнения гос.бюджета по доходам, выполняет иные функции. Минфин подведомственен КМУ.В систему Минфина Украины входят спец.контрольные службы: Гос.казначейство и Гос.контрольно - ревизионная служба. Гос.казначейство: 1)организует исполнение Гос.бюджета и осущ.контроль за ним; 2) осущ.управление имеющимися средствами гос.бюджета, в том числе в иностр.валюте, и средствами гос.внебюджетных фондов в пределах расходов, установленных на соотв.период;3) осущ.финансирование расходов гос.бюджета;4) ведет учет кассового выполнения гос.бюджета, составляет отчетность о состоянии выполнения гос.и сводного бюджетов;5) осущ. управление гос.внутр.и внешним долгом согласно действующему законод-ву;6) распределяет между гос.бюджетом и бюджетами АРК, областей, г.К и С отчисления от общегос.налогов, сборов и обязат.платежей по нормативам, утвержденным ВРУ; 7) осущ.контроль за поступлением и использованием средств гос.внебюджетных фондов; 8) разрабатывает и утверждает нормативно-методич. документы по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения бюджетов всех уровней. Достаточно широкими правами в сфере ФК обладают органы гос.налог.службы.
22. Перевірка: зміст, види.
Проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
Органы государственной налоговой службы имеют право
проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые;
выездные или невыездные) и фактические проверки.
Камеральной считается проверка, которая проводится в
помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании
данных, указанных в налоговых декларациях.
Документальной проверкой считается проверка,
предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления
и уплаты всех предусмотренных Налоговым кодексом налогов и сборов, а
также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за
соблюдением которого возложен на контролирующие органы
Фактической считается проверка, которая осуществляется по
месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности,
расположения хозяйственных или других объектов права собственности
такого плательщика.
23. Ревізія як основний метод фінансового контролю
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и других лиц, на которых в соответствии с законодательством и нормативными актами установлена ответственность за их совершение.
По результатам ревизии составляется акт, который имеет важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. На основании акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, о возмещении причиненного материального ущерба и т.д. По содержанию ревизии: фактические и документальные. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денежных средств и материальных ценностей. Документальная ревизия заключается в проверке различных финансовых документов и в первую очередь - первичных денежных документов (счета, чеки и другие), а не только отчетов, смет и т.д.. По критерию периода деятельности, который обслiдуеться: выборные и фронтальные. Выборочно (частичная) ревизия является проверкой финансовой деятельности за определенный короткий промежуток времени. При фронтальнiй (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность подконтрольных субъекта за значительный период времени.
24.Податкові органи
Важным признаком налогового органа является его представительный характер. Государственная налоговая служба Украины - это единая централизованная система органов, входит в систему центральных органов государственного управления и осуществляет контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других неналоговых платежей и не зависит в своей деятельности от других государственных органов.
Налоговые органы, наделенные полномочиями в сфере налогообложения, выражают государственную волю в определенных пределах, поэтому действовать налоговые органы должны, не выражая собственной инициативе, а если выражают ее, то только в установленных законом случаях (налоговый компромисс) и в интересах государства. Налоговые органы для выполнения поставленных перед ними задач имеют соответствующие обязанности и права.
Все права и обязанности, формирующие полномочия налоговых органов, можно разделить на две группы.1.та, что корреспондируется с правами и обязанностями плательщиков. 2. группа прав и обязанностей, которые реализуются при взаимодействии с другими субъектами налоговых правоотношений. К системе органов государственной налоговой службы относятся: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах. В составе органов государственной налоговой службы действуют соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями - налоговая милиция. Государственная налоговая администрация Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий может образовывать межрайонные (на два и более районы), объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции, а в их составе - соответствующие подразделения налоговой милиции.
25.Правовой статус органов ГНС.
Государственная налоговая служба. К системе органов ГНС входит центральный аппарат (Государственная налоговая администрация Украины) и территориальные органы государственной налоговой службы (в АРК, г. Киев и С, областях, округах), государственные налоговые инспекции в районах, городах, межрайонные, объединенные, специализированные. Это центральный орган ЦВВ, деятельность координируется и направляется КМУ. + Налоговая милиция Украины. Подконтрольная Минфина.
Задачами органов государственной налоговой службы: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством (далее - налоги, другие платежи); внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию налогового законодательства; принятие в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения; формирование и ведение Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов и Единого банка данных о плательщиках налогов - юридических лиц; предоставление налоговых консультаций предотвращение преступлений и других правонарушений, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, прекращение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях. Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, которые действуют в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции.
Задачами налоговой милиции являются: предотвращение преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование и производство по делам об административных правонарушениях; розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, других платежей; предотвращение коррупции в органах государственной налоговой службы и выявление ее фактов; обеспечение безопасности деятельности работников органов государственной налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с выполнением служебных обязанностей.
26.Государственное казначейство.
Государственное казначейство является системой органов исполнительной власти и действует при Минфине.
Государственное казначейство состоит из Главного управления и его территориальных органов - управлений Государственного казначейства в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе с отделениями в районах, городах и районах в городах.
Главное управление Государственного казначейства возглавляет заместитель Министра финансов - начальник Главного управления Государственного казначейства, который назначается Президентом Украины.
Государственное казначейство:
1) организует выполнение Государственного бюджета Украины и осуществляет контроль за этим;
2) осуществляет управление имеющимися средствами государственного бюджета,
в том числе в иностранной валюте, средствами государственных внебюджетных
фондов и внебюджетными средствами учреждений и организаций,
содержащихся за счет средств государственного бюджета;
3) осуществляет финансирование расходов государственного бюджета;
4) ведет учет кассового исполнения государственного бюджета;
5) составляет отчетность о выполнении государственного и сводного бюджетов;
6) осуществляет управление государственным внутренним и внешним
долгом в соответствии с действующим законодательством;
7) распределяет между государственным бюджетом и местными бюджетами отчисления от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей по нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины;
8) осуществляет контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
9) разрабатывает и утверждает нормативно-методические документы по
вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения
бюджетов всех уровней.
Органы Государственного казначейства имеют право:
1) проводить проверки финансово-бухгалтерских документов о зачислении, перечисления и использования бюджетных средств, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
Подконтрольные субъекты: министерства, другие центральные и местные
органы государственной власти, предприятия, учреждения,
организации, учреждения банков независимо от форм собственности;
2) получать от учреждений банков сведения о состоянии текущих
бюджетных счетов предприятий, учреждений и организаций независимо
от форм собственности, использующих средства государственного бюджета и
государственных внебюджетных фондов;
3) требовать от должностных лиц подконтрольных субъектов устранения выявленных нарушений установленного порядка исполнения государственного бюджета;
4) приостанавливать финансирование из государственного бюджета предприятий,
учреждений и организаций в случае выявления фактов нарушений
установленного порядка выполнения государственного бюджета с уведомлением об этом руководителей соответствующих министерств и ведомств;
5) бесспорно изымать у подконтрольных субъектов ранее предоставленные в порядке финансирования средства государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов в случае установления нецелевого и неэффективного их использования;
6) приостанавливать проведение операций по регистрационным счетам учреждений и организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, в случае нарушения ими установленного порядка использования бюджетных и внебюджетных средств, а также непредоставление смет и отчетности о поступлении и использовании указанных средств.
27. Контрольно-ревізійні органи.
Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы Украины является осуществление контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их хранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, а также разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в будущем.
Государственная контрольно-ревизионная служба Украины действует при Министерстве финансов Украины и ему подчиняется. Основными его составляющими являются:
1) главное контрольно-ревизионное управление Украины;
2) контрольно-ревизионное управление в Автономной Республике Крым;
3) контрольно-ревизионные управления в областях, городах Киеве и Севастополе;
4) контрольно-ревизионные подразделения (отделы) в районах, городах и районах в городах.
Все местные подразделения Государственной контрольно-ревизионной службы по вертикали подчиняются Главному контрольно-ревизионному управлению, а по горизонтали взаимодействуют и координируют свою деятельность Украины с местными советами, государственными администрациями и исполкомами местных советов, финансовыми органами, Государственной налоговой службой, другими контролирующими органами, органами прокуратуры , внутренних дел и службы безопасности
28.Счётная палата
Счетная палата является постоянно действующим органом контроля, который образуется Верховной Радой Украины, подчинен и подотчетен] и.
Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства.
Задачами Счетной палаты являются:
• организация и осуществление контроля за своевременным выполнением расходной части Государственного бюджета Украины,
• осуществление контроля за расходованием бюджетных средств;
• осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины,
• определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств,
• контроль за финансированием общегосударственных программ
экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
• контроль за соблюдением законности при предоставлении Украиной
займов и экономической помощи иностранным государствам, международным
организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины;
• контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках;
• анализ установленных отклонений от показателей Государственного
бюджета Украины и подготовка предложений об их устранении, а также
о совершенствовании бюджетного процесса в целом;
• регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее комитетов о ходе исполнения Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления других контрольных функций;
В состав Счетной палаты входят
- Председатель Счетной палатита
- Члены Счетной палаты: Первый заместитель и заместитель Председателя,
главные контролеры и Секретарь Счетной палаты.
Полномочия Счетной палаты распространяются на:
• Верховную Раду Украины,
• органы исполнительной власти,
• Национальный банк Украины,
• Антимонопольный комитет Украины,
• Фонд государственного имущества Украины,
• другие государственные органы и учреждения,
• местные государственные администрации,
• органы местного самоуправления,
• предприятия, учреждения, организации, в частности:
- Финансовые учреждения (банки, кредитные учреждения, страховые компании)
- Хозяйственные общества,
- Объединения граждан,
- Негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие общественные организации в той части их деятельности, касающейся использования средств Государственного бюджета Украины.
Счетная палата ежегодно не позднее 1 декабря представляет Верховной Раде Украины общий письменный отчет о результатах выполнения поручений Верховной Рады Украины, проведенных проверок, ревизий и обследований, а также о расходах на деятельность.
Отчет Счетной палаты, утвержденный Верховной Радой Украины, публикуется в изданиях Верховной Рады Украины.
29. Незалежний фінансовий контроль.
В условиях формирования в Украине рыночной экономики, с развитием предпринимательства, распространением частной собственности, становлением рынка капитала возникает необходимость создания системы независимого и профессионального финансового контроля. Основная задача финансового контроля - получение объективной информации о финансовом состоянии проверяемого субъекта, соответствия его хозяйственной деятельности действующему законодательству. В существовании такого вида контроля заинтересованы как государство, так и предприниматели, он позволяет сочетать их интересы без дополнительной нагрузки на бюджет. При этом следует заметить, что аудит в коей мере не подменяет государственный финансовый контроль.
Аудитором может быть физическое лицо, имеющее сертификат, определяющий его квалификационную пригодность на занятие аудиторской деятельностью на территории Украины. Аудиторам запрещается непосредственно заниматься торговой, посреднической и производственной деятельностью, ими не могут быть лица, имеющие судимость за корыстные преступления.
С целью обеспечения независимости аудита законом запрещено заниматься оказанием аудиторских услуг органам государственной власти, исполнительным органам местных советов народных депутатов, контрольно-ревизионным учреждениям, имеют властные полномочия.
30.Бюджетне право в системі фінансового права Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства, а финансы, как уже отмечалось, это система денежных отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные денежные фонды, необходимые для выполнения задач и функций государства или органа местного самоуправления. Поэтому совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере бюджета и составляют бюджетное право, является основным разделом финансового права. Предмет бюджетного права составляют отношения Украины и органов местного самоуправления в лице Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины и соответствующих местных представительных и исполнительных органов. Отношения, регулируемые бюджетным правом, возникающие в связи с созданием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства и органов местного самоуправления на каждой территории. их можно объединить в определенные группы, которые регулируют отдельные стороны бюджетной деятельности и достаточно четко отличаются друг от друга:
1) виды бюджетов, относящихся к бюджетной системы Украины, принципы их связи;
2) структура доходов и расходов как бюджетной системы в целом, так и каждого вида бюджетов, принципы распределения доходов и расходов между бюджетами;
3) полномочия Украины и местных органов самоуправления в сфере бюджетной деятельности.
31.Поняття бюджету та його складові частини. Центральным звеном финансовой системы государства выступает бюджетная система, состоящая из государственного и местных бюджетов. Роль бюджетов в обеспечении функционирования государства и территориальных общин трудно переоценить. Именно за счет бюджетных поступлений формируются соответствующие денежные фонды, за счет которых финансово обеспечивается выполнение государственных задач и функций, функционирования органов государственной власти. Анализ бюджетных отношений предполагает два аспекта их исследований: экономический и правовой. Как экономическая категория бюджет является централизованным денежным фондом, который аккумулируется на уровне определенного образования (государства или территориальной общины) и которым распоряжается соответствующий орган государственной власти. Бюджет как совокупности экономических отношений вовсе не означает его устойчивости. Определенные корректировки обязательно присутствуют в бюджетных отношениях как на стадии разработки проекта бюджета. Таким образом, как экономическая категория бюджет охватывает совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением, использованием определенных централизованных денежных фондов для финансирования заданий государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций органов власти.
Соответствующий смысл присущ бюджета и как правовой категории. В этом случае он представляет собой правовой акт, основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или территориальной общины. При этом обязательно необходимо разграничивать понятие бюджета (преимущественно в этом заключается именно экономическая сторона этой категории) и закона (или акта) о бюджете (правовая сторона бюджета).
32. Дефіцит та профіцитбюджету: зміст, шляхиподолання.
Проблема подолання дефіциту бюджету в Україні є однією з найбільш важливих і спірних фінансових питань. Суть сбалансирования бюджета заключается в обеспечении финансирования общественных расходов в пределах возможных поступлений. Сбалансированность бюджета может происходить по следующим формам:
а) равновесие доходов и расходов;
б) превышение доходов над расходами;
в) превышение расходов над доходами.
Целесообразным состоянию, главной целью и одной из важнейших задач реализации бюджетного процесса является обеспечение его сбалансированности во времени, т.е. уравновешивания расходов государства должна обеспечиваться в размере поступлением доходов. Отклонения в такой равновесии нецелесообразны. Вместе превышения доходов над расходами (положительное сальдо баланса, т.е. профицит) считается положительным явлением. Оно отражает стабильную финансовую ситуацию в государстве. Основной целью утверждения запланированного превышения доходов над расходами является погашение определенных объемов долговых обязательств государства. Вместе превышения доходов над расходами может использоваться на финансирование мероприятий, не предусмотренных расходами бюджета в текущем году. Объем фактически полученной превышения доходов над расходами бюджета переходит в доходы следующего года.