Финансы в формировании основного капитала предприятий и организаций
Основной капитал - часть активов организации, вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения.
Основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда для производства и реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев.
Кругооборот основных средств включает: износ основных средств, начисление амортизации, накопление средств для полного восстановления, замену основных средств путем финансирования реальных (прямых) инвестиций.
Незавершенные долгосрочные инвестиции — затраты на приобретение оборудования и вложенные в незавершенное строительство, которые еще не могут быть использованы в хозяйственной деятельности и на которые еще не начисляется амортизация.
Нематериальные активы — активы, не имеющие физической, осязаемой формы, но имеющие стоимостную оценку. Это патенты (права на использование), торговые марки, торговые знаки, объекты интеллектуальной собственности и др.
Долгосрочные финансовые вложения — затраты на долевое участие в уставном капитале других организации (предприятий), вложения в ценные бумаги разного вида на долгосрочной основе, стоимость имущества, переданного в аренду на праве финансового лизинга.
Процесс простого и расширенного воспроизводства основных средств и нематериальных активов осуществляется с помощью долгосрочных инвестиций.
Источниками долгосрочных инвестиций могут быть:
собственные средства хозяйствующего субъекта;
привлеченные денежные средства, полученные от эмиссии
ценных бумаг; долгосрочные кредиты банков; средства иностранных инвесторов; средства внебюджетных фондов; средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.
Финансы организаций формируются в основном за счет амортизации и прибыли.
Амортизационные отчисления – это сумма ден. ср-в, отражающая нормативную стои-сть ОСв за опр. период и кот. поступает в полное распоряжение орг-ции для восстановления ОСв. На каждом предприятии сущ-ет свой амортизационный фонд, кот. формируется в зависимости от того, какой способ начисления амортизации используется на предприятии.
10. Бюджетный федерализм: основные направления развития в РФ.
Федеративное устройство РФ - разграничение прав и полномочий между центром и субъектами РФ.
Бюджетный федерализм – форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которое предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, ориентированном на учет общегосударственных интересов и интересов субъектов Федерации.
Выделяют две основные модели бюджетного федерализма: североамериканскую и германскую.
В американской модели доходная часть бюджетов всех уровней формируется преимущественно за счёт собственных источников, т.е. федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, штатовские налоги – в бюджеты штатов, местные налоги – в местные бюджеты.
В германской модели доходная часть бюджетов всех уровней формируется за счёт законодательно определённых долей от единых федеральных налогов и раздельных налогов.
Российская модель бюджетного федерализма более близка к германской модели.
К числу центральных проблем бюджетного федерализма относят проблему бюджетного выравнивания.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ определяют как процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств по расходам каждого уровня власти с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений).
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ означает пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях различных территорий страны.
В РФ методом бюджетного выравнивания стал переход к финансовым трансфертам, основанным на единой методике их исчисления.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о доходах и расходах бюджетов на данной территории.
Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований. Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.
В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:
- «раздельные» налоги (федеральные, региональные и местные);
- «сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
-финансовые трансферты субъектам из федерального бюджета, не имеющие конкретного целевого назначения и выполняющие функцию финансовой помощи нуждающимся и особо нуждающимся регионам;
-дотации, субсидии и субвенции;
- целевые федеральные программы в их территориальном аспекте;
-обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.
В августе 2001 года была утверждена Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года. В ее основе лежит концепция перехода от «разделения денег» к принципиально иной системе – «разделению полномочий». Эта эффективная система бюджетного федерализма, обеспечивающая устойчивый экономический рост, должна отвечать пяти требованиям: четкое разграничение полномочий между уровнями государственной власти; региональные власти должны обладать в пределах своих территорий и полномочий достаточной степенью автономии в проведении финансово-экономической политики; наличие у федерального центра эффективных полномочий по обеспечению единства экономического и правового пространства; наличие жестких бюджетных ограничений для региональных и местных властей;
стабильность всех вышеперечисленных условий.
Сегодня основным направлением развития бюджетного федерализма в России является все большая концентрация налоговых доходов на федеральном уровне при одновременном сбросе все большего объема социальных расходных полномочий на уровень субъектов Федерации, что по существу означает не что иное, как сброс бюджетного дефицита на субфедеральный уровень. Таким образом, активно формируются, так называемые, «налоговые ножницы», характеризующие процесс перекачки налогового потенциала страны в федеральный бюджет. Причем интенсивность этого процесса настолько велика, что становится угрожающей для бюджетной системы в целом. Региональные и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством, без предоставления источников финансирования.
11. Косвенные налоги и их характеристика. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Увеличивая цену товара, косвенное обложение вызывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблагоприятны в соц. плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев. По объектам взимания косвенные налоги подразделяются:
1. на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы). Акциз - налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак,вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей. Включается в цену товаров или тарифов за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.
Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
2. универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторым исключением (НДС). НДС используется в России, и стал одним из главных источников бюджетных доходов. С 01.01.01 г. поступления по НДС в полном объеме зачисляются в ФБ. Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели. В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях. Налоговая ставка НДС в России составляет 18 %
Налог с продаж. Плательщиками являются юридические лица, иностранные юр. лица, компании, индивид. предприниматели. Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ,услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет физ.лицам. Ставка 5%
Фискальные монополии – платежи, которые выплачиваются юридическими и физическими лицами за услуги, предоставляемые им государственными организациями.
12. Инвестиции и источники их финансирования. Инвестиции - долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены. Наличие источников финансирования инвестиции в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России к рыночным отношениям наблюдается их острый дефицит. По действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
Собственных финансовых ресурсов:
-амортизационные отчисления - основной собственный источник финансирования простого воспроизведения основных фондов предприятий.
-отчисления от прибыли на нужды инвестирования;
-суммы, выплаченные страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий, и т. п.;
-иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок).
Заемных финансовых средств:
-лизинг- долгосрочная форма аренды машин и оборудования, используемая как один из заемных источников формирования инвестиционных ресурсов,
-селенг- передача собственникам (юридическими и физическими лицами) прав по использованию и распоряжению их имуществом за определенную плату,
-иностранные инвестиции;
-различные формы заемных средств, в т.ч. кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях), кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий, векселя и другие средства. Кредит- ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.
Средств внебюджетных фондов.