Финансы в формировании оборотного капитала предприятий и организаций

Оборотный капитал - часть материально-вещественных ресурсов, которые однократно участвуют в производственном процессе и стоимость которых полностью включается в стоимость готовой продукции. Оборотные активы: запасы (сырье и материалы, готовую продукцию на складе и отгруженная, комплектующих изделий, покупных полуфабрикатов, топлива, тары, упаковочных материалов, запасных частей для ремонта; незавершённое производство), денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность (задолженность клиентов перед организацией по оплате приобретенных товаров или услуг).

Инвестиции в оборотный капитал коммерческих организаций осуществляются за счёт следующих источников: часть прибыли коммерческих организаций, краткосрочные банковские кредиты, средства, поступающие в порядке перераспределения от основной (материнской) компании.

Находясь в постоянном движении, оборотный капитал обеспечивает бесперебойный оборот средств. Формирование оборотного капитала служит объективной предпосылкой для начала предпринимательской деятельности.
Если сравнивать по величине оборотный капитал с основным, то в большинстве фирм и отраслей первый намного меньше второго. Тем не менее, оборотный капитал в соответствии со своим названием оборачивается в хозяйственной жизни намного быстрее основного. В результате его вклад в себестоимость продукции обычно намного выше, чем вклад основного капитала. Ведь основной капитал переносит свою стоимость на изготавливаемую продукцию в течение нескольких лет частями (через амортизацию), а оборотный капитал — не более года.

21. Управление финансами: содержание и функции. Управление ф-сами - процесс целенаправленного воздействия с помощью фин. приемов и методов на фин. отношения и соотв. им виды фин. ресурсов для реализации ф-ций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деят-сти.

Управление финансами осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Объектами управления ф-сами выступают фин. отношения, а также непосредств. с ними связанные фин. ресурсы сфер и звеньев фин. с-мы. Субъекты управления ф-сами – это совокупность организ. структур непосредств., осущ. управление.

Управление финансами состоит из ряда функциональных элементов: прогнозирования, планирования, оперативного управления, стратегического управления и контроля.

С помощью финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансовых ресурсов, определяется реально возможный объем их мобилизации, обосновываются показатели финансовых планов и др. В соответствии с БК РФ финансовые прогнозы на общегосударственном и территориальном уровне составляются в виде сводного финансового баланса РФ и среднесрочного финансового плана субъекта РФ. На основе финансовых прогнозов разрабатывается финансовая концепция развития страны или субъекта хозяйствования, намечаются различные варианты развития финансовой системы.

Финансовое планирование, опираясь на данные финансовых прогнозов, позволяет составить научное обоснование движения финансовых ресурсов и изменить соответствующие финансовые отношения на определённый период. Планирование проводится на основе анализа финансовой информации, которая должна быть наиболее полной и достоверной.

Стратегическое управление финансами представляет собой прогнозирование финансов на перспективу, определение количества финансовых ресурсов на целевые программы.

Оперативное управление заключается в разработке на основе анализа складывающейся финансовой ситуации комплекса мер, которые направлены на достижение максимального эффекта при минимальных затратах от перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовый контроль осуществляется на стадии оперативного управления. Основными задачами финансового контроля являются: оценка законности действий работников, участвующих в распределении финансовых средств; проверка правильности использования денежных средств; сопоставление текущих и плановых финансовых показателей; устранение и предупреждение нарушений дисциплины в финансовой сфере.

22. Характеристика действующих в России государственных внебюджетных фондов. Внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Они формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат. Расходование средств ВФ осуществляется по решению правительственных или специально уполномоченных органов.

ВБФ подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные (гос-е) ВБФ имеют общегосударственное значение и используются для решения общегос-ых задач. Они включают: ПФ РФ, Фонд соц. страхования РФ; Фед. фонд обязат. мед. страх. К централизованным также относятся Фед. фонд поддержки малого предприн-тва, Фед. фонд соц. поддержки населения и др. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. ФСС РФ — создан для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами.

ФОМС - создан для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Контроль за целевым использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Отношения в государственных социальных фондах строятся по принципу страховых, а взносы, которые в основном формируют доходы фондов, отличаются от налогов тем, что возвращаются застрахованным при наступлении страхового случая.

Децентрализованные ВБФ формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

К ним относятся ВБФ, создаваемые: для решения региональных и местных задач; для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и др.),

добровольные взносы юр. и физ. лиц; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами—юр. лицами.

23. Формы и методы финансового контроля.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих и финансовых решениях.

Субъекты контроля — президентский, контроль законода­тельных органов власти и местного самоуправления, кон­троль исполнительных органов власти, контроль финан­сово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджет­ными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Задачи: 1.обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств; 2. предупреждение кризисных ситуаций в финансах; 3. предупреждение и борьба с финансовыми нарушениями; 4. стимулирование деятельности субъектов финансов; 5. проверка правильности и своевременности формирования де­нежных фондов, их исползования; 6. проверку соблюдения финансовой дисциплины; 7. предотвращение финансовых нарушений (хищений, неце­левого использования и т.д.).

Принципы: Независимость финансового контроля должна обеспечиваться фи­нансовой самостоятельностью контролирующего органа. Принципы объективности и компетентности предпо­лагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения различных ви­дов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы.

Формы контроля, различающиеся регламентом осуществления. Обязательный контроль осуществляется государственными орга­нами финансового контроля в соответствии с действующим законо­дательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчет­ности и т. д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органа­ми хозяйствующих субъектов.

В зависимости от времени проведенияразличают:

Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, до реального движения (поступления и использования) финансовых средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совер­шения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд, суб­сидий и т.д.

Заключительный контроль проводится после осуществления до­ходов и расходов фондов на основе учетной и отчетной документа­ции.

В зависимости от экономических субъектовпроводится:

президентский, контроль законода­тельных органов власти и местного самоуправления, кон­троль исполнительных органов власти, контроль финан­сово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский.

Методы: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, наблюдение, ревизии.

1.Проверка проводится по отельным вопросам финансово-хо­зяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и рас­ходных документов.

2. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топ­лива, энергии.

3. Надзор за экономическими субъектами проводится гражданами, контролирующими органами, получившими специальные полномо­чия (лицензия и т.д.) на определенный вид финансовой деятельно­сти: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, наруше­ние которых влечет за собой отзыв лицензии. Например, осуществ­ляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммер­ческих банков.

4. Экономический анализ как разновидность финансового контроля имеет целью детальное изучение периодической или годовой финан­совой и бухгалтерской отчетности для общей оценки результатов хо­зяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

5. Наблюдение — это постоянный контроль за исполь­зованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием.

6. Ревизия — взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хо­зяйственной деятельности экономического субъекта, проводимых с по­мощью определенных приемов фактического и документального кон­троля.

27. Роль финансов в процессе воспроизводства. С переходом РФ к рыночной экономике роль финансов в процессе воспроизводства существенно возросла: от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке. Финансовое обеспечение потребностей воспроизводства означает покрытие затрат засчет фин. ресурсов. Осн. источниками фин. ресурсов могут служить: собств. ср-ва (уставный капитал, прибыль и др.), заемные ср-ва (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы), привлеч. ср-ва. Важная роль в воспроизводстве ВВП принадлежит гос. финансам и финансам предприятий. Процесс воспроизводства включает четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Отсутствие хотя бы одной стадии прервет процесс воспроизводства. Реальное движение денежных средств происходит на стадиях распределения и обмена. На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной. Так как на третьей стадии происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
ФОНД НАКОПЛЕНИЯ состоит из двух частей — части, идущей на расширенное воспроизводство, и части, идущей на образование резервных фондов.

В свою очередь и ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ состоит из двух частей — фонда общественного потребления и фонда личного потребления.

24. Расходы бюджетной системы: их классификация и характеристика. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на обеспечение задач и функций гос-ва и МСУ.

Расходы бюджета осуществляются через бюджетное финансирование и кредитование. Характерные черты расходов бюджета определяются принципами бюджетного финансирования. К ним относятся: законодательная основа формирования, распределения и использования бюджетных средств; безвозмездность и безвозвратность; целевой характер использования бюджетных ассигнований; предоставление бюджетных средств по мере выполнения плановых заданий и с учётом использования ранее отпущенных ассигнований; ориентация на максимальный результат при минимуме затрат.

В бюджетной классификации РФ выделяют: функциональную;

экономическую; ведомственную классификацию.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по направлению бюджетных средств на выполнение основных функций государства. В функциональной классификации выделяют 4 уровня бюджетных расходов: разделы, подразделы, целевые статьи, виды расходов.

Все расходы подразделяются на следующие разделы (11): общегосударственные вопросы, национальная оборона, Национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура и кинематография, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт, средства массовой информации, межбюджетные трансферты.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов являются подразделы (их 84), конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов классификации расходов бюджетов РФ.

Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

В экономической классификации расходов бюджетов РФ выделяют группы, статьи и подстатьи.

Группы расходов – это «Расходы», «Поступление нефинансовых активов», «Поступление финансовых активов», «Выбытие финансовых активов». В свою очередь каждая группа включает статьи, а статья – подстатьи.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета: Президент РФ; Руководитель Администрации Президента РФ, Полномочные представители Президента РФ, Центральный аппарат, Территориальные органы, Мероприятия в рамках административной реформы, Зарубежный аппарат, Высшее должностное лицо субъекта РФ, Глава муниципального образования, Аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Аппарат Управления делами Президента РФ, Обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж, Содержание и обслуживание казны РФ.

25. Современная финансовая политика РФ. Современная финансовая политика является составной частью экономической политики РФ, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.

В условиях свободного предпринимательства, эффективной является, регулирующая финансовая политика.

В настоящее время финансовая политика нашей страны характеризуется: свободой рыночного предпринимательства; различными формами хозяйствования; переходом к смешанной экономике, которая опирается на сочетание частных и государственных субъектов хозяйствования.

Если рассматривать финансовую политику в широком смысле, то она будет включать в себя: бюджетную политику; налоговую политику; кредитно-денежную политику; инвестиционную политику; таможенную политику; социальную политику; политику внешних и внутренних заимствований.

На современном этапе Россия встаёт на путь инновационного развития. Однако, если крупные корпорации развитых стран вкладывают больше 90% средств на создание инновационных технологий, где первое место занимает наука, а малый бизнес работает на основе займов и грантов и генерирует значительное количество идей, позволяющих совершать экономические прорывы, то наша страна такие методы не реализует. Это объясняется тем, что предприятия хотят получать прибыль быстро, не вкладывая большое количество средств. А это сложно сделать с процессами, требующими долгой реализации и нацеленными на создание инноваций. В итоге доля вкладываемых средств российских предприятий составляет всего лишь 6%.

Кроме того, необходимо привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в Россию. Наша страна не может полагаться на пополнение бюджета за счет экспорта нефтегазовой продукции. «Легкие» деньги с экспорта данной продукции лишь раздувают национальную экономику, а не дают стимулов для внедрения в бизнес инновационных технологий. Нет гарантий, что экспорт нефтегазовой продукции обеспечит российское энергетическое лидерство через десяток лет, так как развитые страны высокими темпами проводят программы по использованию альтернативных топливных и энергетических источников. Таким образом, первоочередным направлением финансовой политики в современных условиях должно стать обеспечение экономического роста и социального развития. При этом выработка финансовой политики под руководством соответствующих органов власти и управления должна проводиться с опорой на особенности исторического развития общества, учитывать внутреннее состояние страны и международную обстановку, объективно оценивать экономические и финансовые возможности страны, новые тенденции развития, мировой опыт и т.д.

Региональные финансы.

Региональные финансы (финансы субъектов РФ) - совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач в субъектах РФ. Финансы субъектов РФ включают: средства бюджета субъекта РФ; государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ; другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ. В широком смысле финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.

Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах: самостоятельности; бюджетного федерализма; государственной финансовой поддержки (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);

прозрачности; гласности.

Состав региональных финансовых ресурсов: 1. Региональный бюджет. 2.Внебюджетные фонды. 3.Средства субъектов хозяйствования. 4.Валютные фонды. 5.Кредитные ресурсы.

Доходная часть региональных бюджетов формируется путем распределения централизованного (общегосударственного) фонда денежных средств, в основе которого лежит принцип территориальности и подведомственности предприятий, учреждений и организаций, за счет закрепленных и регулирующих доходов. Закрепленные доходы – доходы полностью или в твердой фиксированной доле на постоянной или долговременной основе (не менее 5 лет) поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы – передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей – дотации, субвенции, трансферты. К регулирующим доходам относят следующие: отчисления от государственных доходов и налогов (более 70%); дотации и субвенции; трансферты; средства, полученные из вышестоящего бюджета.Все субъекты РФ по степени наполняемости доходной части своих бюджетов, подразделяются на: регионы – доноры; регионы – реципиенты (дотационные); кризисные регионы.Регионы – доноры – это субъекты РФ с высоким экономическим потенциалом, который позволяет создавать налоговую базы, достаточную не только для бюджетного обеспечения своей территории, но и для перечисления средств в федеральный бюджет по действующему налоговому законодательству.Регионы – реципиенты – это те субъекты РФ, которые не могут собрать на своей территории средства, необходимые для покрытия их расходов.Наиболее дотационными регионами являются: Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Республика Тыва, Республика Дагестан, Еврейская автономная область.Наименее дотационные регионы: Вологодская, Челябинская, Нижегородская, Ярославская, Ленинградская, Белгородская, Иркутская, Оренбургская, Новосибирская, Тюменская, Тульская. Расходы региональных бюджетов.Наибольшие бюджетные расходы имеют: г. Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, республика Татарстан.

Структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам. Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений (здравоохранения и образования) Поэтому в региональных бюджетах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия (до 50%).Перечень статей расходов региональных бюджетов:

Управление. Правоохранительная деятельность. Промышленность, энергетика, строительство. Сельское хозяйство и рыболовство. Транспорт, дорожное хозяйство и связь. Жилищно-коммунальное хозяйство. Образование и подготовка кадров. Культура и искусство. Здравоохранение, физическая культура и спорт. Социальная политика.

28. Характеристика межбюджетных отношений в РФ.Все бюджеты, входящие в бюдж. с-му страны, взаимосвязаны в рамках межбюдж. отношений. Межбюдж. отнош. – это отношения между органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ и органами МСУ, связанные с формированием и исполнением соотв. бюджетов. В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюдж. с-мы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с фед. бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который преполагает использование единой методики расчета нормативов фин. затрат на предоставление гос. и муп. услуг, нормативов расчета фин. помощи терр. бюджетам, а также единый порядок уплаты фед. и региональных налогов. Межбюдж. трансферты, служат отличием бюдж. федерализма в РФ. Трансферты – это безвозмездные перечисления ден. ср-в из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприят., бюджетам др. уровней: бюдж. кредит – предоставление ср-в ФЛ и ЮЛ на возвратной и возмездной основах; субвенция – ср-ва бюджету соотв. уровня или ЮЛ на безвозмездной и безвозвр. основах на осущ. целевых расходов; субсидия – ср-ва бюджету соотв. уровня. ФЛ и или ЮЛ на условиях долевого фин-ия; бюдж. ссуда – ср-ва др. бюджету на безвозмездной или возмездн. основах на срок не более 6 мес. в теч. фин. года; дотации – ср-ва бюдж. др. уровня на безвозмездной и безвозвр. основах для покрытия текущ. обязательств; Государственная гарантия —обязательство государства перед гражданами или юрид. лицами, предполагающее предоставление материальных или нематер. благ в соответствии с государственными стандартами и общепризнанными нормами международного права.

30. Прибыль организации, особенности её распределения.

Прибыль – сумма превышения дохо­дов организации над её расходами за определённый период. В российской финансовой отчётности представлены следующие виды прибыли:

Валовая прибыль = ВЫРУЧКА-НЕТТО – производств. затраты, включая косвенные налоги.ВЫРУЧКА-НЕТТО — вся валовая выручка, которую получает предприятие на основе выполнения заключенных договоров, за минусом налогов, исчисляемых от нее.Бухгалтерская прибыль - прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухучета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде.

Прибыль от продаж = Валовая прибыль –коммерческие и управленческие расходами.

Балансовая прибыль – прибыль, которая является финансовым результатом по всем видам деятельности организации. Включает в себя прибыль от продаж, прибыль от продажи имущества и сальдо прочих доходов и расходов (дивиденды, проценты, штрафы, пени и т.п.).

Чистая прибыль = балансовая прибыль - величина уплаченного в бюджет налога на прибыль организации.

На прибыль орг-ции влияют как внутр. (произв. затраты, сезонность произ-ва), так и внешн. факторы (цены на произв. ресурсы, система н/об-ия). Т.к. осн. целью деят. большинства ор-ций явл. max-ция прибыли, то для получения наилучшего рез-та необходимо также грамотно распр. прибыль.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации, используется 1) на накопление, что приводит к увеличению имущества предпри­ятия, и 2) на потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия. Если прибыль не расходуется на потреб­ление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капи­тала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

Рентабельность – степень прибыльности, является относительным показателем эффективности производства, характеризуя соотношение финансового результата и затрат.

29. Бюджетный процесс: характеристика его стадий.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Стадии: 1.Составление проектов бюджетов – это стадия, на которой определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год и плановый период. Данному этапу предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяется бюджетная политика на очередной финансовый год и плановый период. 2. Рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов- с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу. не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году для дальнейшего утвержд., а далее для утвержд. Президентом. 3. исполнение бюджетов и контроль за исполнением бюджетов - исполнение обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом в соответствии с БК в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. Кассовый план представляет собой прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Кассовое обслуживание системы осуществляется Федер. казнач.

4. Осуществление бюджетного учета –бюджетный учёт- система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с планом счетов. План счетов бухучёта и инструкция по его применению утверждаются Минфином РФ. 5. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности - осущ. счетная палата. Бюджетная отчётность включает: отчёт об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчёт о финансовых результатах деятельности, отчёт о движении денежных средств, пояснительную записку.

31. Страхование, его формы и виды. Страхование - это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

В процессе страхования участвуют два субъекта: страхователь и страховщик. Страхователь - хозяйствующий субъект или гражданин, уплачивающий страховые взносы и вступающий в конкретные страховые отношения со страховщиком. Страхователем признается лицо, заключившее со страховщиком договоры страхования или являющееся страхователем в силу закона. Страховщиком является хозяйствующий субъект, созданный для осуществления страховой деятельности, проводящий страхование и ведающий созданием и расходованием страхового фонда. По форме вовлечения в систему страховых отношений различают обязательное и добровольное страхование. Обязательное страхование осуществляется в силу закона. Обязательную форму страхования устанавливает государство, когда страховая защита того или иного объекта связана с интересами общества. Обязательное страхование осуществляется на основании договора. Объектом обязательного государственного страхования является жизнь, здоровье и имущество определенных категорий государственных служащих. При обязательном страховании на страхователя законом возлагается обязанность в определенных случаях стать участником страхового обязательства, застраховать жизнь, здоровье, имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за собственный счет или за счет заинтересованных лиц. Законом устанавливаются условия осуществления обязательного страхования, неисполнение которых влечет имущественную ответственность страхователя. Добровольное страхование действует в силу закона на добровольных началах. Закон может определять подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком. Добровольное страхование всегда ограничено по срокам страхования. Есть начало и окончание срока в договоре. Непрерывность добровольного страхования можно обеспечить только путем повторного (иногда автоматического) перезаключения договора на новый срок. Можно выделить 5 осн. отраслей страхования: 1. личное страхование (объект – жизнь, здоровье, трудоспособность человека). 2. имущ. страх. (страх. имущества). 3. Страх. экон. рисков (страх. ущерба. кот. возникает в процессе предприним. деят.). 4. Соц. страх. объект – уровень дохода граждан). 5. страх. отв-сти (страх. отв-сти перед 3ми лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя).

37.Функции финансов. Можно выделить следующие основные точки зрения на функции финансов. Финансы выполняют: распределительную и контрольную функции; регулирующую, распределительную и контрольную функции. функцию формирования и использования денежных средств. Представляется в большей степени обоснованной позиция авторов, которые выделяют распределительную и контрольную функцию финансов. По существу эта позиция не противоречит другим точкам зрения, так как распределение денежных средств является по своей сути финансовым регулированием. В то же время распределительная функция финансов, на наш взгляд, включает в себя формирование и использование денежных средств. Рассмотрим кратко распределительную и контрольную функции финансов. Распределительная функция состоит в том, что финансовые отношения опосредуют производство, с одной стороны, и потребление, с другой стороны, товаров и услуг. Финансовые отношения являются, образно говоря, кровеносной системой экономики. Как видно из схемы, основными макроэкономическими субъектами в современном регулируемом рыночном хозяйстве, которые взаимодействуют на рынке ресурсов, рынке товаров и услуг и на мировом финансовом рынке, являются хозяйствующие субъекты (фирмы, организации и домохозяйства), государство и внешний мир. Контрольная функция финансов. Возможность количественного измерения денежных потоков доходов и расходов позволяет определять результативность и эффективность распределительных процессов, осуществляя финансовый контроль.

32. Казначейское исполнение бюджетов в РФ. Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ. В своей деятельности казначейство руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением о Федеральном казначействе.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями. Система органов казначейства в России создана по территориальному принципу и включает три уровня:
1.Главное управление Федерального казначейства. Оно осуществляет свою деятельность на федеральном уровне. Его главной задачей является сводный учет доходов и расходов федерального бюджета, управление бюджетными средствами на счетах казначейства, а также информирование высших органов власти о ходе исполнения федерального бюджета.

2. Управление Федерального казначейства по субъектам Федерации. УФК по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений формирования доходной и расходной частей федерального бюджета;
3. Отделения Федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Они осуществляют формирование доходной части бюджета на соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполнения федерального бюджета на данной территории.
Эффективное функционирование казначейства основывается на полной подчиненности и подотчетности ОФК УФК, которые в свою очередь непосредственно подчиняются Казначейству России.
В настоящее время Федеральное казначейство выполняет следующие функции: 1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи; 2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; 3. открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ; 4. составляет и предоставляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета;5. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. При использовании единого счета бюджета финансовые органы обладают ежедневной информацией об объемах поступлений в бюджеты всех уровней и об операциях по их расходованию. Введение единого счета бюджета повышает управляемость финансовых ресурсов за счет более гибкого перераспределения бюджетных средств между участниками бюджетного процесса.
Таким образом, основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям.

Наши рекомендации