Методика интерактивных форм семинаров

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Финансовое право» относится к базовой части профессионального цикла (Б3.Б.6) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат).

Для изучения учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и владения навыками, формируемые предшествующими дисциплинами:

Теория государства и права – (ОК1, ОК2, ОК3, ОК6, ОК7, ОК9, ПК1)

Административное право – (ОК1, ПК3, ПК5, ПК12, ПК15)

Конституционное право – (ОК2, ПК1, ПК2)

Муниципальное право – (ОК2, ПК5, ПК6, ПК9, ПК12, ПК14, ПК15, ПК16)

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения навыками, формируемые данной учебной дисциплиной:

Налоговое право (ОК2, ПК1, ПК4, ПК8, ПК9, ПК11, ПК 14, ПК18)

Право социального обеспечения (ОК2, ПК4, ПК5, ПК6, ПК7, ПК15, ПК16)

Преступления в сфере экономической деятельности (ОК1, ОК4, ОК5, ОК6, ПК3, ПК8, ПК9, ПК16, ПК18)

Бюджетное право (ОК1, ОК2, ОК6, ПК4, ПК6, ПК11, ПК18, ПК19)

Банковское право (ОК1, ОК2, ОК6, ПК4, ПК6, ПК11, ПК18, ПК19)

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Изучение учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); - способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК -11); - готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК -14); - способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

теоретические основы Финансового права, предмет, метод, источники Финансового права, финансовых правоотношений, основы финансово правовой ответственности и финансового контроля, знать систему и структуру финансовых органов Российской Федерации.

Уметь:

ориентироваться в особенной части Финансового права; в основных нормативных правовых актах, являющихся источниками Финансового права, находить в них необходимую информацию.

Владеть навыками:

применения на практике полученных знаний, поиска путей решения задач, относящихся к предмету Финансового права.

Качество выполнения СРС будет проверяться на семинарских занятиях по

следующей системе:

Модули Виды работ Количество баллов
миним. максим.
    3 модуля 72 ауд. Часа Участие в аудиторных занятиях (посещение занятий)
Выступления на семинарском занятии, выступления с информационными сообщениями, подготовка к викторинам, участие в деловых играх
Контрольная работа 1
  Контрольная работа 2
  Контрольная работа 3
  Контрольная работа 4
  ИТОГО
  Экзамен
  Всего

Пояснения к оценке

1. К сдаче экзамена допускаются студенты, набравшие 30 и более баллов.

2. В течение зачетной недели семестра студенты, не набравшие установленное количество баллов в вышеуказанной таблице, могут ликвидировать задолженность и добрать баллы.

3. Перевод оценки ответа на экзамене:

· «неудовлетворительно» - менее 20 баллов;

· «удовлетворительно» - 21-27 баллов;

· «хорошо» - 28-33 балла;

· «отлично» - 34-40 баллов.

4. Если студент набирает 50 баллов до экзамена, он имеет право на получения оценки отлично автоматом.

5. Перевод итоговой оценки знаний в аттестационную оценку:

· «неудовлетворительно» - менее 50 баллов;

· «удовлетворительно» - 50-69 баллов;

· «хорошо» - 70-84 балла;

· «отлично» - 85-100 баллов.

МЕТОДИКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ СЕМИНАРОВ

Организация и проведение интерактивных форм семинаров осуществляются преподавателем в соответствии с Положением об интерактивном обучении в Российском университете кооперации (утв. приказом РУК от 08.06.2011 № 304-од).

Интерактивное обучение на семинаре – процесс редуцирования (перевода информации до уровня понимания) информации, получения знаний, формирования у студентов познавательных и профессиональных умений и навыков в условиях постоянного, активного взаимодействия студентов между собой и с преподавателем, а также взаиморефлексии, то есть взаимодействия индивидуального и коллективного разумов в условиях диалога, коммуникации, сотрудничества, сотворчества, обмена мнениями и идеи.

Интерактивное обучение предполагает использование различных интерактивных средств и методов.

Интерактивные средства обучения – это информационная система, обеспечивающая обмен информацией в режиме реального времени. Они способствуют оптимальному и адекватному сочетанию зрительных и слуховых каналов восприятия информации, позволяют продемонстрировать результаты редукций, активизируют участие студентов в диалоге с преподавателем, помогают задействовать в процессе обучения мыслительные образы и эмоции обучающихся. На интерактивных семинарах используются такие интерактивные средства, как мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивная доска, флипчарт.

При проведении интерактивного семинара важное значение имеет организация интерактивного пространства, которая зависит от формы занятия, количества участников, от заданных педагогических и проблемных задач, используемых интерактивных средств и методов.

Семинары по дисциплине «Земельное право» проводятся в различных интерактивных формах: «круглый стол», коллоквиум, дебаты, тренинги, кейс-методы, деловая игра, публичная презентация проекта и др.

«Круглый стол»– совместное обсуждение вопросов с целью выработки единого решения.

Участниками «круглого стола» являются студенты и преподаватель. Способ взаимодействия – координация: никто не вправе диктовать свою волю и навязывать свою точку зрения, все по отношению друг к другу являются пропонентами.Обсуждение координируется избранным на семинаре председательствующим. Высказанные мнения записываются секретарем (обычно преподавателем).

Методы работы – коллективное обсуждение, сотрудничество и сотворчество, активность каждого способствует пользе всех, мнения каждого – вклад в общую копилку.

Все участники равноправны: имеют равную возможность высказать свое мнение по поводу обсуждаемого вопроса и по поводу мнения другого участника для решения общей задачи.

Коллоквиум –индивидуальное игрупповое обсуждение вопросов в различных формах: дискуссии, состязания и т.п. – в режиме «здесь и сейчас». Вопросы предлагаются преподавателем непосредственно на семинаре. Уровень сложности вопросов – невысокий, не требующий специального анализа.

Участники коллоквиума - студенты под руководством преподавателя.

Способ взаимодействия между студентами – состязание: каждому предоставляется возможность высказать и защитить свою точку зрения, выдвинуть возражения против другого мнения; по отношению друг к другу все являются оппонентами.

Методы работы студентов – индивидуальная работа, демонстрация глубины собственных знаний и понимания.

Все участники равноправны: имеют равную возможность высказать свое мнение по поводу обсуждаемого вопроса и возразить против другой точки зрения.

По результатам состязания подводятся итоги: преподаватель отбирает идеи и предложения, в наибольшей степени разрешающие вопрос, предлагает студентам проверить их на реальность и эффективность.

Дебаты– презентация позиций сторон, групповое обсуждение проблемы. Проблема предлагается преподавателем для самостоятельной проработки до семинара. Уровень сложности проблемы – высокий, требующий специального анализа и оценки.

Участниками дебатов являются группы студентов (две или три стороны) под руководством преподавателя.

Способ взаимодействия между студентами – состязание между группами, внутригрупповое сотрудничество и взаимопомощь: каждой группе студентов (стороне) предоставляется возможность высказать и защитить свою точку зрения, задать оппонентам вопросы, выступить с репликой; по отношению друг к другу стороны являются оппонентами.

Методы работы студентов – групповая работа, демонстрация глубины знаний и понимания, результатов групповой подготовки к дебатам и навыков сотрудничества.

Все стороны равноправны: имеют равную возможность высказать свою позицию, задать оппонентам вопросы и выступить с репликой.

Дебаты подчиняются строгому регламенту, принимаемому сторонами до начала дебатов. За соблюдением регламента следит преподаватель.

По результатам дебатов подводятся итоги: преподаватель отбирает предложение, которое в наибольшей степени разрешает проблему. Студенты совместно с преподавателем применяют это предложение, при необходимости обращаются к другим предложениям.

Тренинг – групповое обсуждение проблемы при одновременных состязательности и координации, в условиях «здесь и сейчас» и психологического комфорта.

Студентам, изучающим право, рекомендуются тренинги личностного роста (мотивационные) и бизнес-тренинги (профессиональные), отличающиеся своими целями и регламентами.

Целью тренинга личностного роста является качественное улучшение навыков осознавания себя, понимания себя, «чувствования» своей ответственности за происходящее, то есть гармонизация внутреннего мира, формирование мотиваций к приобретению знаний. Основная особенность такого тренинга заключается в отсутствии жесткой идейной структуры. Его регламент не подчиняется общим правилам, в том числе закрепленным в нормах права. Важной составляющей является толерантность участников.

Цель бизнес-тренинга – качественное улучшение навыков участников тренинга ставить цели, организовывать, планировать, анализировать информацию, презентовать свою позицию, доказывать, убеждать, работать в команде, подчиняться единому процессу. Регламент данного тренинга подчинен требованиям норм права и максимально воспроизводит профессиональную среду, в которой решается проблема. Отступления от норм допускаются, когда это необходимо для сохранения необходимого для разрешения проблемы комфорта.

Успешное проведение группового тренинга зависит от соблюдения следующих принципов: «здесь и сейчас», «добровольность участников тренинга», «искренность», «активность», «конфиденциальность», «нейтральность преподавателя».

Структура любого требования состоит из последовательных стадий:

1) предварительная: разделение на группы, постановка преподавателем проблемы и задач каждой из групп;

2) подготовительная: групповые обсуждения проблемы с целью подготовки презентации и ее защиты;

3) презентации: очередное представление сторонами своей позиции по проблеме, вопросы оппонентам, реплики;

4) принятие общего для всех решения по проблеме группой студентов-арбитров;

5) обмен чувствами и эмоциями;

6) заключительное слово преподавателя о результатах тренинга.

Состав сторон тренинга зависит от темы занятия. Обычный состав для тренинга по решению правовых проблем: две стороны, оппонирующие друг другу, одна сторона – арбитры, одна сторона – наблюдатели. Оппоненты формируют, презентуют и защищают свои позиции, арбитры –принимают общее решение, наблюдателя со стороны (вне) воспринимают происходящее и оценивают его на стадии обмена чувств и эмоциями.

Проблема предлагается преподавателем непосредственно на семинаре. Уровень сложности проблемы – средний, требующий анализа по заранее заданной формуле, подчиненный поставленным задачам. Проблема должна носить спорный характер и иметь несколько решений. Желательно фабулы проблемы основывать на примере судебной практики, позволяющем студентам самостоятельно оценить результаты решения проблемы в сравнении с судебным актом.

Фабула проблемы, цели и задачи, формула ее решения оформляются для каждой группы в отдельности письменно. Группам предоставляется необходимые для решения проблемы материалы.

Участники тренинга - студенты. Участие преподавателя на занятии сведено к минимуму: он лишь начинает и заканчивает семинар, сам же тренинг проводится самими студентами, общее руководство ходом тренинга осуществляет один из арбитров (председательствующий).

Способ взаимодействия между студентами – состязание между оппонентами, координация – во взаимодействии с арбитрами, сочувствование - во взаимодействии с наблюдателями.

Методы работы студентов – коллективная работа.

Кейс-метод– индивидуально-групповое изучение, анализ, выявление проблемы и принятие решений по реальной правовой ситуации.

Роль преподавателя заключается в предоставлении материала и в организации работы студентов на семинаре, активизации мыслительных процессов студентов посредством открытых вопросов. Преподаватель выступает координатором действий участников, выполняет функцию расширителя ресурсов и следит за исполнением регламента.

Материал, отобранный для метода кейсов, должен:

- отражать проблемы, с которыми участники могут столкнуться в реальности;

- содержать такое количество деталей, чтобы группа имела в своем распоряжении все необходимые данные, но не чувствовала себя перегруженной информацией;

- иметь альтернативы проблем и их решений.

Кейс-метод состоит из четырех этапов:

· индивидуальная работа;

· внутригрупповая работа;

· презентация и общая дискуссия;

· принятие общего решения.

На этапе индивидуальной работы в ходе подготовки к семинару каждый из студентов самостоятельно изучает, анализирует, выявляет проблему и принимает решение по материалам реальной ситуации. Ориентирами для решения задач подготовки являются вопросы предстоящего семинара. Основная цель работы – посредством применения теоретических знаний применительно к реальной ситуации выявить и разрешить основную проблему. Результаты решения каждой из задач оформляются студентом письменно.

На этапе внутригрупповой работы во время семинара студенты каждой из групп обмениваются результатами проведенной индивидуальной работы, обсуждают их и выбирают наиболее приемлемый для группы вариант либо на основе различных мнений синтезируют новое решение.

Общая дискуссия проводится в форме переговоров. Исключаются соперничество и состязание, группы обмениваются своими мнениями и задают друг другу вопросы. Допускаются возражения, которые предлагаются для обсуждения.

По результатам дискуссии принимается общее решение.

Успешность кейс-метода во многом зависит от соблюдения регламента и профессионализма преподавателя. Чтобы получить оптимальные результаты при помощи метода кейсов, ограничивают число людей в группе до пяти-шести человек.

Деловая игра- воспроизведение студентами реальной ситуации профессиональной деятельности и решение профессиональных задач по заранее разработанному студентами сценарию и с распределением ролей.

Метод работы – групповой. Организует и руководит подготовкой и проведением деловой игры один из студентов, избранный в качестве руководителя (председательствующего). Роль преподавателя ограничивается дачей советов во время подготовки сценария деловой игры.

Способы взаимодействия студентов – сотрудничество и сотворчество.

Публичная презентация проекта –донесение важной информации до слушателей - студентов и преподавателя по заранее данной теме.

Цель публичной презентации проекта – показать свои творческие способности и глубину знаний и понимания, заинтересовать слушателей и вовлечь их в дискуссию по теме презентации.

Презентации готовятся студентами в процессе СРС. Общая продолжительность отдельной публичной презентации проекта не должна превышать 15 минут.


Тема 1. Введение в финансовое право

Вопросы для изучения:

1. Понятие финансов.

2. Публичные и частные финансы.

3. Понятие финансового права.

4. Предмет и метод финансового права.

5. Система финансового права.

Практические задания:

1. Определите соотношение между нижеприведенными терминами и определениями.

Термины:

(1) - финансирование;

(2) - финансовая политика;

(3) - финансовые ресурсы;

(4) - бюджетное финансирование;

(5) - финансы;

(6) - финансовые отношения;

(7) - финансовая система.

Определения:

(1) - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны и развитие других сфер жизни государства и общества;

(2) - одна из форм покрытия расходов хозяйствующих субъектов, состоящая в предоставлении бюджетных средствв на безвозвратной и возвратной основе всем бюджетополучателям для полного или частичного покрытия их расходов на проведение мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете;

(3) - политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. Совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций;

(4) - совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране;

(5) - совокупность отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов;

(6) - все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием или государством для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений;

(7) - экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме.

2. Как соотносятся «финансы» и «деньги»? Отвечая на вопрос, покажите, что не все денежные отношения являются финансовыми. Всегда ли финансовые отношения принимают денежную форму?

3. Сравните публичные и частные финансы, заполнив следующую таблицу:

Критерий Публичные финансы Частные финансы
Основная цель финансовой деятельности    
Способность в принудительном порядке обеспечить доходы    
Отрасль права, которой регулируются соответствующие финансы    
Соотношение доходов и расходов    

4. Какие из перечисленных понятий относятся к частным финансам, а какие к публичным. Могут ли какие-либо из перечисленных понятий использоваться как в публичных, так и в частных финансах?

- кредит;

- налог;

- деньги;

- бюджет;

- долг.

5. Какие из перечисленных элементов финансовой системы относятся к публичным финансам?

- государственные финансы;

- финансы муниципальных образований;

- финансы политических партий;

- финансы государственного предприятия;

- финансы акционерного общества, финансы граждан;

- финансы кредитных организаций.

6. Какие из перечисленных элементов финансовой системы относятся к децентрализованным финансам?

- государственные финансы;

- финансы муниципальных образований;

- финансы государственного предприятия;

- финансы акционерного общества;

- финансы граждан;

- финансы кредитных организаций.

7. Какие из перечисленных финансов финансовой системы регулируются нормами финансового права?

- финансы государственного предприятия;

- государственные финансы;

- финансы акционерного общества,

- финансы граждан,

- финансы муниципальных образований.

8. Из приведенного перечня выделите методы мобилизации финансовых ресурсов:

-финансирование;

- кредитование; налогообложение;

- государственный заем;

- проведение государственной лотереи;

- необеспеченная эмиссия денег;

- проведение обязательного страхования;

- выплаты пенсий и социальных пособий;

-изъятие государством свободного остатка прибыли казенного предприятия.

9. Подготовьте краткое сообщение об основах правового регулирования финансовой деятельности государства. В своем сообщении постарайтесь ответить на следующие вопросы:

а) как можно определить понятие финансовая деятельность государства?

б) в каком нормативном правовом акте обычно закрепляются основные начала правового регулирования финансовой деятельности государства?

в) как соотносятся понятия «финансовая деятельность государства» и «экономические основы государственного строя»?

г) какие государственные органы участвуют в осуществлении финансовой деятельности? д) какими методами они пользуются при этом?

е) какие из норм Конституции РФ закрепляют основы финансовой деятельности государства?

ж) на примере конституции (устава) выбранного вами субъекта Российской Федерации расскажите о правовых основах финансовой деятельности субъекта Федерации.

10. Подготовьте краткое сообщение об основах правового регулирования финансовой деятельности муниципального образования.

В своем сообщении постарайтесь ответить на следующие вопросы:

а) как можно определить понятие «финансовая деятельность муниципального образования»?

б) в каких федеральных законах закреплены основные начала правового регулирования финансовой деятельности муниципального образования?

в) в чем состоит причина отделения финансовой деятельности муниципального образования от финансовой деятельности государства?

г) содержатся ли в Конституции Российской Федерации нормы, касающиеся финансовой деятельности муниципального образования?

д) как соотносятся понятия «финансовая деятельность муниципального образования» и «экономические основы местного самоуправления»?

е) какие органы муниципального образования участвуют в осуществлении финансовой деятельности?

11. О какой из трех ипостасей финансового права – отрасли права, науке или учебной дисциплине - идет речь в следующих отрывках фраз:

а) финансовое право изучает…

б) финансовое право регулирует ….

в) финансовое право исследует….

г) финансовое право устанавливает…

д) в программу курса финансового права входят …?

12. Как развивалось учение о предмете финансового права?Для ответа на этот вопрос рекомендуется обратиться к работам следующих авторов – В.А. Лебедева, Е.А. Ровинского, Р.О. Халфиной, И.И. Янжула и др.

13. Расставьте в порядке возрастания элементы системы финансового права:

- финансово-правовая норма;

- финансовое право;

- финансово-правовой институт;

- подотрасль (раздел) финансового права.

14. Какие из перечисленных институтов являются финансово-правовыми?

- залог;

- вексель;

- налоговая обязанность;

- банковский счет;

- валютное регулирование;

- бюджетный процесс;

- финансовый контроль;

- источники финансового права;

- собственность;

- административная ответственность;

- юридическое лицо.

15. Какие из перечисленных институтов входят в общую часть финансового права?

-финансовый контроль;

-источники финансового права;

- финансово-правовая ответственность;

- бюджетный процесс;

- валютное регулирование;

- система налогов и сборов;

- бюджетная система.

16. Какие из перечисленных правовых образований могут быть определены, как подотрасли финансового права?

- источники финансового права;

- финансово-правовые санкции;

- валютное право;

- залоговое право;

- страховое право;

- бюджетное право;

- вексельное право;

- исполнительное производство;

- таможенное право;

- административный договор.

17. Допускается ли применение договорно-правового регулирования финансовых отношений? Проанализируйте п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Приведите примеры применения договора в финансовом праве.

Наши рекомендации