Развитие интерактивных форм работы в школьных музеях

1. Возникновение школ Монтессори.

2. История возникновения интерактивных школьных музеев в России.

3. Методические рекомендации школьным музеям.

«Монтессори-школа — это: место, куда дети идут с радостью и большим желанием учиться!» - гласит лозунг одной из таких школ.

В таких школах используются современныеинтерактивные технологии, что позволяет получать прочные и полноценные знания за счет наглядности материала

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности.

Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.

Главное в системе Монтессори – не пособия и не методики. Главное – это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения.

Девизом школы Монтессори являются слова: "Помоги мне сделать это самому".

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

Принцип интерактивных школ – вовлечь учащихся в процесс познания.

Эти принципы перекликаются с принципами интерактивных музеев – где главное не монолог экскурсовода и пассивный осмотр композиции, а вовлечение посетителей во взаимодействие с экспонатами.

Интерактивность (от англ. interaction «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы и телекоммуникации, социология, промышленный дизайн, музейное дело и др.

Интерактивность (от лат. inter «между, внутри» и activus «деятельный») – модернистский термин, характеризующий новые виды эстетической деятельности виртуальной реальности, компьютерной графики. В более широком, радикальном смысле усиление роли зрителя и даже замена авторского видения зрительской активностью, творческим воображением дилетанта.

В настоящее время среди специалистов, перечисленных областей, отсутствует конкретное устоявшееся определение значения этого термина. Тем не менее, этот термин, обобщенно, можно определить так:

Интерактивность – это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

Степень интерактивности это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели.

Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем).

Впервые концепция интерактивного музейно-образовательного пространства (без использования этого термина) была предложена именно в России, и сделал это А.У. Зеленко, поставивший своей задачей воспитание «чувственной грамотности» посетителей и создававший на своих выставках ситуацию активного взаимодействия с экспозиционным материалом. Это было внешнее и внутреннее взаимодействие, когда активизировались их сознание, интеллект, эмоциональная сфера. Все это в целом побуждало к творчеству.

В 1920-1930-х гг. появилось понятие, близкое к интерактивности. Интериоризация – переход действия во внутренний план. Это направление разрабатывал наш соотечественник, психолог Л.С. Выготский. Согласно его теории, психическое развитие человека происходит, прежде всего, в ситуации социального взаимодействия его с окружающими людьми и внешним миром. Однако эти теории не оказали почти никакого влияния на музейную практику 1930-1970-х гг.

За рубежом идея интерактивного музейного пространства начинает формироваться в 1960-е гг. под влиянием теории Ж. Пиаже. Швейцарский психолог сделал вывод о важности взаимодействия ребенка с предметным миром.

Появляются такие формы работы с музейной аудиторией, которые постоянно требуют самостоятельности, активности и творческого закрепления знаний, например, экскурсия завершается работой в мастерских, а нередко ее заменяет работа с листками активности, или творческими тетрадками.

Следующим шагом становится создание интерактивной музейной среды. Здесь следует выделить деятельность Михаэла Спока. В созданных детских музеях, посетителям предоставлялась возможность непосредственного контакта с экспонатами.

Увеличение числа интерактивных экспозиций явилось отражением процесса постепенной смены приоритетов: музеи, в центре внимания которых находились вопросы сохранения и показа экспонатов, уступали место музеям, ориентированным преимущественно на публику.

Начиная с 1990-х гг. интерактивные технологии начинают осваиваться и российскими музеями.

Интерактивность предлагает право посетителя на проявление свободы и творчества в пространстве музея. Она требует создания среды, для характеристики которой ключевыми являются слова «я сам» – действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный педагог обязан с самого начала продумывать, как можно организовать взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом.

Сам музейный педагог в этой ситуации «уходит в тень», становясь лишь помощником.

В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого в первую очередь направлена на диалог с публикой. Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видео шоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое. Однако интерактивность далеко не всегда связана с техническими средствами. Все более актуальными становятся интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности, не требующие новых технологий. Музейные сайты также приобретают все более интерактивный характер. Они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые системы, игры, чаты, он-лайновую торговлю билетами, книгами, сувенирами и др.

В последнее время технологии интерактивности активно проникают в музеи образовательных учреждений, то есть в школьные музеи. Однако одной из особенностей школьного музея является то, что он уже является интерактивным по своей природе.

Посетители музея – учащиеся, учителя, родители, являются активными участниками создания музейной среды. Они активно взаимодействуют между собой, создавая особое музейное пространство, и являются не только зрителями, но и участниками процесса. Учащиеся чувствуют свою причастность к формированию экспозиции: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. И часто становятся экскурсоводами.

Другая особенность – это игровое, интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору: входить в состав актива или совета музея, быть просто посетителем, участвовать в творческой группе или просто помогать музею.

Во многих музеях трогать ничего нельзя, а в школьном музее можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать – быть соавтором экспозиции.

На базе школьных музеев часто работают творческие мастерские, клубы по интересам, кружки. Во многих музеях есть экспозиции, посвященные русским народным традициям, что позволяет на их основе не только познакомиться с промыслами и традициями, но и самому изготовить некоторые экспонаты, стать организатором какого-либо праздника.

В школьных музеях часто создается школьное самоуправление, которое активно участвует в жизни школы и музея.

Школьные годы являются таким возрастным периодом, когда активно формируется мировоззрение ребенка: его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что человек сам творит историю и формирует к себе отношение.

Необходимо сделать так, чтобы музейный мир стал близким и понятным с детства, чтобы у ребенка сформировалась необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музеях, ценить прошлое, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Огромную помощь могут оказать технология интерактивности. По пути ее освоения идут музеи других профилей, технология позволяет превратить посетителя из наблюдателя в активного участника, используя для этого разнообразные формы работы: участие в творческих мастерских, в создании экспозиции, проведении экскурсии, а также обеспечивая его право на доступ к информации, возможность выбора и проявления инициативы.

Технология интерактивности привлекательна не только для посетителей, но, по утверждению ведущих музейных педагогов страны, становится основной тенденцией развития музеев.

Наши рекомендации