Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к управлению. Цели и принципы логистики

Этапы развития логистики.

Общим во всех исследованиях является выделение основных этапов (периодов): фрагментации; частичной интеграции; интеграции функциональных областей логистики предприятия; интеграции в рамках цепей поставок.

Этап1–Фрагментация(1920-1950)Обособление самостоятельных и фрагментарных действий в сферах закупок, складирования, дистрибуции. Рынок не был насыщен, спрос превышал предложение, рынок продавцов. Основная концепция управления -менеджмент. Снабжение, транспортировка, сбыт, складирование рассматривались и функционировали изолированно, как не связанные сферы деятельности (работают на свою максимальную прибыть, а в логистике одна общая цель). В этом периоде были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистики, наиболее важной из которых является зарождение концепции маркетинга.

Этап 2 - Частичная интеграция (1960-1970 г.г.). На развитие логистики в этот период большое влияние оказали: экономический спад, рынок покупателей, превышения предложения над спросом, насыщение рынка; изменения в стратегиях формирования запасов; прогресс в компьютерных технологиях и др. Основной концепцией управления предприятиями стал маркетинг. Два основных направления логистической деятельности. Первое – это физическое распределение товаров (товародвижение). Второе– это управление материалами, которое охватывало сферы снабжения, управления запасами, а также производственную деятельность.

На этом этапе происходило формирование теоретических основ логистики и разработка организационных мер по их внедрению в практику:

 Обязательное проведение стоимостного анализа вариантов товародвижения;

 Применение теории систем к проблемам товародвижения;

 Создание государственных органов по управлению товародвижением;

 Образование на фирмах специальных структурных подразделений по управлению товародвижением - логистических управлений.

Этап3-Интеграция функц-х областей логистики предприятия (Интеграция в рамках предприятия) (1980-1990). Рост конкуренции, увеличение логистических затрат, внедрением автоматизированных систем управления технологическим процессами, развитием логистических концепций. Логистика из концепции превращается в инструмент управления бизнесом в производстве и в распределении.

Осуществлялась разработка и внедрение в практику многофункциональных технологий управления потоками: MRP - планирование производственных ресурсов; DRP - планирование распределения продукции.

В 1980 гг. произошли существенные изменения:

1)сформировался рынок транспортных услуг как рынок свободной конкуренции, были созданы условия для улучшения транспортного сервиса, координации работы разных видов транспорта, для снижения транспортных тарифов;

2) развитие компьютерных технологий, внедрение персональных компьютеров;

3) распространение философии всеобщего управления качеством

4) рост партнерства, союзов и объединений, которые пришли на смену практике недоверия, враждебной конкуренции;

5) глобализация рынка.

Многие руководители компаний увидели средство, позволяющее эффективно справляться с пятью силами конкуренции, в логистике, поэтому, начиная с 1980-х гг., в основу экономической стратегии ряда предприятий ложится логистическая концепция. В соответствии с данной концепцией логистика является средством конкурентной борьбы, успех в которой достигается путем координации производства и логистических видов деятельности, выполняемой на основе планирования, размещения и контроля над всеми ресурсами предприятия. Однако для реализации задач логистики в успешной конкурентной борьбе стало недостаточным применение «классической» методологии, методов и концепций менеджмента и маркетинга, возникла необходимость в создании новой методологии и теории логистики. Маркетинговые концепции также не давали ответов на существующие и новые вопросы, связанные с логистикой.

4 Этап - Интеграции в рамках цепей поставок (дальнейшая интеграция) (2000). Характеризуется как период расцвета логистики. Логистика как наука шагнула далеко вперед. Происходит дальнейшее развитие интеграционных процессов в логистике, которые выходят за рамки отдельных предприятий. Новая управленческая концепция – управления цепями поставок, в рамках которой происходит управление отношениями с потребителями, посредниками, поставщиками в ходе процесса выполнения заказа. Эта концепция предполагает более широкую ориентацию бизнеса на предоставление наилучшей потребительской стоимости и преобразование стратегических целей в планы процессов, при этом логистике отводится интегрирующая и координирующая роль.

Управление цепями поставок– это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам. Логистика – это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей.

Управление потоками осуществляется на региональном уровне, страновом и глобальном масштабе. Также четвертый этап развития логистики характеризуется возникновением институциональных структур и хозяйствующих субъектов, главным предметом деятельности которых является оказание полного комплекса логистических услуг. Эти компании являются провайдерам логистических услуг (3PL, 4PL провайдеры). На 4 этапе эволюции логистики создаются условия для формирования рынка логистических услуг.

Классификация логистических операторов

Традиц. лог. посредник: единственная функция; доступ местный, региональный; разовые сделки; разрозненная конкурентоспособность; много активов, выполнение отдельных операций; снижение издержек благодаря оптимизации отдельных функций.

3PL-провайдер: многофункциональность; межрегиональный доступ к рынкам сбыта; долговременные отношения (3-5лет); кооперация логистических посредников; смещение от владения активами к владению информацией; снижение издержек благодаря комплексной оптимизации бизнес-процессов. (транспорт, хранение, складирование)

4PL провайдер: интегрированная многофункциональность; комплексность услуг; доступ глобальный; Доставка "от двери до двери"; стратегическое партнерство; несколько крупных альянсов на рынке; акцент на управлении информацией; снижение издержек и оптимизация всех бизнес-процессов благодаря интеграции цепи поставок (+управл логистической цепочкой)

Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к управлению. Цели и принципы логистики.

Традиционная Логистическая
1. Низкая степень интеграции хозяйственной деятельности: а) Относительная изолированность и недостаточная согласованность во взаимодействиях структурных подразделений фирмы; б) Экономические компромиссы не применяются; в) Фирмы нацелены на получение максимальной прибыли. 1. Высокая степень интеграции хозяйственной деятельности: а) Фирма рассматривается как единое целое; б) Экономические компромиссы применяются; в) Работа нацелена на единый экономический результат.
2. Стремление к максимальной производительности 2. Стремление к повышению качества услуг
3. Оптимизация определённых функциональных областей 3. Оптимизация всего потока
4. Высокая степень использования производственных мощностей 4. Высокие резервы производственных мощностей
5. Запасы в виде материальных ценностей 5. Запасы в виде мощностей
6. Длительный временной цикл поставок - крупными партиями 6. Короткий временной цикл поставок - малыми партиями
7. Использование специального оборудования 7. Использование универсального оборудования
8. Ориентация выпуска продукции на производственную программу и на склад 8. Ориентация выпуска продукции на заказы клиентов
9. Краткосрочные договоры о доставке товаров 9. Долгосрочные стратегические союзы
10. Значительная роль маркетинга 10. Отмирание некоторых функций маркетинга, например, рекламы
11. Внутрифирменное планирование 11. Межфирменное планирование

Цели:

1. Обеспечение нужного продукта;

2. Нужного количества;

3. Нужного качества;

4. В нужном месте;

5. В нужное время;

6. Для нужного потребителя;

7. С наилучшими затратами.

Уровни развития логистики

Развитие логистических систем конкретных предприятий проходит четыре последовательные стадии (уровни) развития.

На первой стадии логистика затрагивает складирование и транспортировку готовой продукции. Эти логистические функции выполняются по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции.

На второй стадии логистика включает обслуживание заказчиков, обработку заказов, складирование, управление запасами готовой продукции, транспортировку, то есть интегрируются все логистические функции, выполняемые при распределении готовой продукции.

На третьей стадии к результату, достигнутому на предыдущем уровне, добавляются доставка сырья, материалов на предприятие, прогноз сбыта, управление запасами материалов, незавершенного производства, закупка сырья, материалов, проектирование логистических систем. Оценка функционирования логистики предприятия производится на основе сравнения со стандартами качества.

На четвертой стадии интегрируются все функциональные области логистики, предприятия выходят на глобальный уровень работы с учетом законов разных стран; логистика охватывает и таможенные операции, вводится сплошная единая документация, усиливается потребность в «третьей стороне».

Переход от стадии к стадии может быть постепенным или скачкообразным (как результат внутри- и межорганизационного слияния). Постепенный переход от стадии к стадии занимает от 6 месяцев до 2-х лет, а переход от первого до четвертого уровня развития занимает около 20 лет .

Наши рекомендации