Сравнительная характеристика традиционного и инновационного типов обучения

1. Ученик не является субъектом деятельности, разрушена ее целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними взаимодействиями. 1. Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет ее целостно на всех этапах, осознает процесс учения и управления им.
2. Педагог выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ управления – авторитарный, основанный на стимулировании деятельности с помощью отметки и других внешних факторов. 2. Педагог становится координатором, организатором деятельности учения, в процессе которой помогает учащемуся осуществлять целеполагание, овладевать способами и приемами учебной деятельности, осуществлять самоанализ и самооценку.
3. Основная задача обучения – усвоение и воспроизведение учащимися переданной им информации, способов деятельности. 3. Основная задача обучения – поиск и открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод их в режим саморазвития и самообучения.

Общий смысл перевода ученика в субъектную позицию состоит в преобразовании всех компонентов его деятельности:

· формировании социально и личностно ценной познавательной мотивации учения;

· осознании и определении перспективных и конкретных целей учебной деятельности;

· совершенствовании общеучебных умений и навыков как результатов овладения учебными действиями;

· развитии рефлексивно-оценочных способностей учащихся.

Ведущая роль в самоорганизации личности смыслообразования и целеполагания делает необходимой сосредоточения внимания педагога на создании условий для осознания учениками мотивов и целей своего учения. Работа в этом направлении требует координации усилий всего педагогического сообщества учреждения образования, осуществления ее не только в учебной, но и во внеучебной воспитательной деятельности. Формирование ценностного отношения к учению возможно при раскрытии перед учениками основных перспектив данной деятельности, таких как:

а) перспектив, связанных с социальной значимостью образования и предоставляемыми им возможностями будущего профессионального роста;

б) с возможностями личностного роста и самореализации.

При этом наименее осознанными и побуждающими учащихся к учению, как правило, являются перспективы личностного роста и самоосуществления.

Опыт работы по формированию культуры профессионально-личностного самоопределения старшеклассников позволяет выстроить следующие этапы деятельности по формированию перспективно побуждающих мотивов и целей их учения:

1) познание и осознание своего «Я», своих возможностей и способностей;

2) осознание цели и предназначения своей собственной жизни, своего человеческого и профессионального призвания;

3) построение жизненных и профессиональных перспектив;

4) совместное определение требований, предъявляемых современной жизнью к будущей профессиональной деятельности и личности человека;

5) соотнесение с данными требованиями своих возможностей и потребностей;

6) определение программы профессионально-личностного саморазвития;

7) определение роли изучаемых предметов в профессионально-личностном росте и социальном становлении ученика.

Работа, направленная на включение учащихся в процесс целеполагания должна продолжаться при изучении ими каждого конкретного предмета. Для этого учителю необходимо не только объяснить цели и задачи данного курса, его место в целостном процессе социального и профессионального становления личности, но и создать ситуацию осознания учениками своих личных целей и мотивов изучения данного курса. Сделать это можно с помощью разнообразных приемов:

· используя элементы тренинга (знакомство по кругу, в процессе которого каждый ученик рассказывает о себе, своих целях и ожиданиях по отношению к данной учебной дисциплине);

· организация коллективного целеполагания – совместного определения места и роли предмета в подготовке к жизни и будущей профессиональной деятельности, в личностном развитии учащихся;

· анкетирование: выбор каждым учеником из списка предлагаемых ему возможных целей самых главных для него, например:

а) получить знания и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;

б) научиться применять полученные знания в жизни;

в) успешно сдать ЕГЭ;

г) получать высокие оценки;

д) приобрести определенные, необходимые для жизни умения и навыки;

е) разобраться в отдельных интересующих вопросах дисциплины;

ж) научиться ориентироваться в предмете и самостоятельно находить необходимые знания;

з) развить свои способности;

и) предмет не нужен для моей дальнейшей жизни и профессиональной деятельности;

к) у меня есть свой вариант цели: ………………………………………………..

На основе выбранных учащимися целей предъявляются требования к деятельности, необходимой для их реализации, осуществляется планирование данной деятельности. Психологическим механизмом, обеспечивающим включение учащихся в учебную деятельность, становится сдвиг цели на мотив.

Деятельность учителя по организации целеполагания учащихся должна продолжаться на протяжении всего процесса обучения: при изучении каждой темы, на каждом занятии. Она включает в себя следующие действия:

1) создание эталона усвоения учебного материала по каждой теме;

2) предъявление эталона ученикам и принятие его в качестве собственных целей учения (например, с помощью образца сертификата с указанием конкретных результатов учебной деятельности, который будет выдан им по достижению данного результата);

3) совместное определение целей раздела, темы, занятия на основе овладения учащимися логико-методологическими знаниями (например, о структуре и технологиях химического производства на уроках химии; логике и структуре анализа литературного произведения), в соответствии с которыми учебный материал разбивается на учебные элементы (дидактические единицы), подлежащие усвоению;

4) постановка конкретных проблемных жизненных и учебных задач, создание ситуаций, побуждающих учеников к самостоятельному определению того, что им необходимо усвоить для их решения;

5) ознакомление учащихся с параметрами и показателями сформированности усваиваемых в учении знаний и действий, направленное на самостоятельное проектирование ими результатов (целей) учения, а также овладение критериями самоанализа и самооценки эффективности своей деятельности.

С учетом данных требований каждый этап обучения (система занятий по теме, отдельное занятие) должен строиться как завершенный деятельностный акт, начинающийся с организации целеполагания, создания мотивации к деятельности, планирования учащимися своей учебной деятельности и заканчивающийся самоанализом и самооценкой, определяющими направления и задачи ее совершенствования.

Вопросы и задания:

1. Что собой представляет целеполагание в процессе обучения?

2. Чем определяется выбор целей обучения?

3. Какую роль выполняет Государственный образовательный стандарт в определении целей обучения?

4. Какие этапы включает в себя целеполагание педагога в процессе обучения?

5. Дайте обоснование наиболее эффективному способу постановки целей обучения?

6. Что такое «таксономия целей»? Назовите категории учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму).

7. Сопоставьте категории учебных целей в аффективной области с традиционно используемыми в педагогической практике формулировками воспитательных целей обучения. В чем их отличие?

8. Попробуйте разработать цели обучения по своему предмету на уровне целого курса, определенной темы и отдельного урока по данной теме.

9. Какую роль выполняет включение учащихся в процесс учебного целеполагания?

10. Каковы возможные способы включения учащихся в определение целей их учебной деятельности?

Рекомендуемая литература:

13. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студвысш.учеб.заведений. – М., 2003.

14. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.

15. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., 1999.

16. Кульневич С.В., Лакоценина С.В. Совсем необычный урок: Практическое пособие. – М.,2001.

Наши рекомендации