Финансовый баланс государства
Финансовый баланс государства строится с учетом ряда базовых принципов, наиболее существенными среди которых являются:
1. Соответствие бюджета выработанным общенациональным целям и политике в области экономики и социальной сферы;
2. распределение ресурсов по выбранным целям;
3. Использование ресурсов наиболее экономным и эффективным способом.
Финансовый баланс разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Минфина РФ на основе макроэкономических показателей. Составление финансового баланса – подготовительный этап разработки бюджета.
Финансовый баланс позволяет:
1. увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве;
2. Скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы;
3. определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства;
4. выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов;
5. скорректировать направления финансовой политики.
Баланс финансовых ресурсов определяет соотношение доходов и расходов фондов денежных средств. Основным документом, в котором находит отражение объем финансовых ресурсов страны (и каждого региона) и направления их использования, является сводный финансовый баланс. Содержание финансового баланса характеризует соотношение создаваемых и расходуемых финансовых ресурсов государства или субъекта федерации.
Укрупнено баланс финансовых ресурсов включает бюджет и внебюджетные фонды, балансы доходов и расходов предприятий и отраслей государства (субъекта РФ).
В финансовом балансе отражаются связи, которые ограничены рамками образования ВВП, т.е. материальные затраты (промежуточное потребление) на производство продукции не рассматриваются во избежание повторного счета.
Баланс может быть представлен как движение денежных потоков между секторами экономики. Доходы каждого экономического сектора являются расходами других секторов. Схема финансового баланса в разрезе экономических секторов может быть представлена в шахматной таблице:
Выручка сектора нефинансовых предприятий разбита на две части: «Промежуточное потребление" и "Прибыль, амортизационные Отчисления". Первая часть является материальными затратами, которые возмещаются производителю из выручки и потому, не будучи элементом ВВП, не могут рассматриваться в качестве доходного источника нефинансовых предприятий.
Расходы | № строки | Секторы-плательщики | Всего доходов | ||||
нефинансовые предприятия | финансовые организации | государственные и муниципальные учреждения | общественные организации (некоммерческие) | домашние хозяйства | |||
Нефинансовые предприятия | |||||||
Промежуточное потребление | - | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | - | |
Прибыль, амортизационные отчисления | 2. | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 2.6 |
Финансовые организации | 3.1 | - | 3.3 | 3.4 | 3.5 | 3.6 | |
Государственные и муниципальные учреждения | 4.1 | 4.2 | 4.4 | 4.5 | 4.6 | ||
Общественные организации (некоммерческие) | 5.1 | 5.2 | 5.3 | - | 5.5 | 5.6 | |
Домашние хозяйства | 6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | - | 6.6 | |
Всего расходов | 7.1 | 7.2 | 7.3 | 7.4 | 7.5 | 7.6 |
Исходя из этого стоимость промежуточного потребления нефинансовых предприятий не включается в общую сумму доходов и расходов экономических секторов (2 раздела по первой строке отсутствуют и в итоговые показатели блоков 7.1 и 7.6 не вошли). Внутрисекторные финансовые отношения в целях избегания повторного счета в балансе не учитываются (соответствующие блоки средств отсутствуют).
Целесообразно рассмотреть доходы и расходы сектора нефинансовых предприятий. Доходы этого сектора (2.6) складываются из прибыли, остающейся в их распоряжении, а также амортизационных отчислений. Доходы образуются в результате реализации товаров и услуг внутри сектора, то есть нефинансовым предприятиям (2.1), финансовым организациям (2.2), государственным и муниципальным учреждениям (2.3), общественным организациям (2.4) домашним хозяйствам (2.5). В блок 2.2 включаются поступления от финансовых организаций в виде процентов и выплат по контрактам страхования. В блок 2.2. также включаются ассигнования из бюджета, которые нефинансовые предприятия получают в виде дотаций, субсидий.
Расходы нефинансовых предприятий (7.1) направляются не производственные инвестиции (2.1), выплату процентов по кредитам и платежей по контрактам страхования финансовым организациям (3.1), выплату налогов, сборов, обязательных платежей в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды (4.1), добровольные взносы и пожертвования в общественные организации (5.1), оплату труда наемных работников (6.1).
Таким образом, финансовый баланс, построенный в разрезе экономических секторов, может служить для моделирования макроэкономических процессов, прогнозирования вариантов финансовой политики и социально-экономической политики государства в целом. Проект сводного финансового баланса на очередной год разрабатывается двумя министерствами (экономики и финансов) и представляется в Правительство РФ для рассмотрения и последующего направления в Федеральное собрание в комплекте документации по проекту федерального бюджета на очередной год.
Баланс доходов и расходов Российской Федерации и ее субъектов включает следующие составляющие:
Доходы: Прибыль; НДС и акцизы; Спецналог для поддержки важнейших отраслей народного хозяйства; По доходный налог с физических лиц; Налог на имущество; Средства для образования Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, Фонда страховой медицины; Средства других целевых фондов; Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; Амортизационные отчисления; Доходы от гос. собственности или деятельности, включая доходы от продажи гос. имущества; Налог на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности; Прочие доходы
Расходы: Затраты на госинвестиции, включая погашение кредиторской задолженности; Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы; Государственные дотации; Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации; Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капиталовложений); Расходы на науку за счет бюджета; Расходы за счет средств других целевых фондов; Расходы на оборону; Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капиталовложений); Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений); Расходы по внешнеэкономической деятельности; Расходы на образование резервных фондов; Прочие расходы;
Превышение расходов над доходами (дефицит) в % к ВВП (РВП); Превышение доходов над расходами по бюджетам территорий; Превышение расходов над доходами федерального бюджета в % к ВВП (РВП); Объем ВВП (ВРП).
Источники финансирования дефицита Кредиты ЦБ; доходы от операций с гос. ЦБ и прочие источники; внешнее заимствование.
Состав доходов и расходов финансового баланса.
Доходы состоят из:
1. Налогов (на прибыль, НДС, акцизы, на имущество и др.);
2. Неналоговых доходов (от государственной собственности или деятельности, от продажи государственного имущества, от внешнеэкономической деятельности и др.).
Расходование средств производится по следующим направлениям:
1. Содержание органов государственной власти;
2. Расходы на оборону;
3. Содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры;
4. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов;
5. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
6. Расходы на образование резервных фондов;
7. Расходы на охрану окружающей среды;
8. Финансирование фундаментальных научных исследований.
Разность итогов по доходам и расходам позволяет оценить, что ожидается в перспективе – дефицит или профицит бюджет