Методы и методика определения потребности в ресурсах
Место логистики снабжения в логистической системе
Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.
цель снабжения - гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.
Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:
- налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации.
- поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;
- развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы
- поиск компетентных поставщиков
- поддержка и повышение качества закупаемых материалов
- договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
- повышение конкурентоспособности.
Потребляемые материальные ресурсы на предприятиях можно разделить на основные и вспомогательные. К основным относятся:
- сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки;
- исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки
они занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др.
Виды закупок
Закупки в логистике снабжения можно объединить в две большие группы: традиционныеи нетрадиционныевиды закупок. Традиционные виды закупок:
- сырье - так называемые "подвижные товары
- особые товары - товары и сырье, которые нужны для конкретного производства;
- стандартные товары включают в себя болты и гай
- малоценные предметы - товары относительно небольшой стоимости, приобретаемые для содержания и ремонта
Нетрадиционные виды закупок:
- основные товары относятся к группе основных активов (основных средств) предприятия;
- услуги - эта категория закупок довольно широка и включает многие виды услуг,
- товары для перепродажи - эта категория подразделяется на две группы
- 1) комплектующие изделия,
- 2) товары, реализуемые через розничную сеть
Отдельно выделяют международные и государственные закупки. Международные закупки.
Основными причинами предпочтения при выборе иностранного поставщика в качестве источника снабжения являются:
- способность иностранного поставщика осуществлять поставку с меньшим объемом общих затрат
- обеспечение высокого постоянного качества продукции
- отсутствие товаров на внутреннем рынке,
- более короткие сроки международных поставок
- бартерная торговля, т. е. для продажи собственной продукции в каких-либо странах приходится соглашаться на закупку товаров в этих странах;
- использование внешних закупок (импорта) в качестве оказания давления на отечественных поставщиков с целью получения уступок.
Организация международных закупок сопряжена с рядом трудностей, а именно:
- поиск и оценка поставщиков являются трудоемкими и дорогостоящими процедурами.;
- цикл поставки международных закупок длиннее,
- способ оплаты при осуществлении международных закупок существенно отличается от способа оплаты закупок внутри страны
- затруднено достижение соглашения между покупателем и продавцом по вопросу использования процедуры контроля качества / приема товара, так как в разных странах могут быть разные стандарты качества;
- высокие затраты на оформление документов при осуществлении международных закупок
Государственные закупки. Цели государственного снабжения включают:
- гарантию снабжения для удовлетворения потребностей в обслуживании;
- уменьшение дублирования и потерь путем стандартизации товаров;
- поддержание и улучшение стандартов качества закупаемых товаров и услуг;
- максимальную экономию путем применения передовых технологий и методов закупки:
- организацию высокоэффективных систем снабжения.
Основными отличиями государственных закупок от закупок промышленных предприятий являются:
- осуществление закупок в более жестких законодательных рамках,
- целевое размещение заказов, направленных на поддержку предприятий в слаборазвитых регионах,
- отсутствие конфиденциальности;
- формальный характер оценки качества закупаемых товаров;
Виды потребностей.
Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов
.
Методы и методика определения потребности в ресурсах.
Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществлять тремя методами (рис. 4):
детерминированным - для расчета вторичной потребности в материальных ресурсах при известной первичной на основе планов производства и нормативов расхода;
стохастическим - для расчета потребности на основе вероятностного прогноза с учетом тенденции изменения потребностей за прошлые периоды;
экспертным – для расчета потребности на основе опытно-статистической оценки экспертов.
Основными этапами определения потребности являются:
Этап 1. Определение валовой потребности в ресурсах, используя основной график
Этап 2.Определение чистой потребности путем вычитания уже имеющегося запаса и объема заказов, которые должны поступить.
Этап 3. устанавливается объем заказов и время их размещения на основании графика использования материалов
Выбор поставщиков.