Особенности определения потребности в материальных ресурсах для промышленных и торговых предприятий

Существуют принципиальные отличия при определении потребности для промышленных и торговых предприятий.

УЗ для производства направлено на повышение качества закупаемого сырья, материалов, комплектующих и надежности доставки заказов в соответствии с производственным планом и сроками оборачиваемости. Для торговых компаний основой планирования являются планы продаж и прогнозы спроса.

Планирование потребности в МР для промышленных предприятий чаще всего основано на нормативном подходе, то есть удельных норм расхода МР на единицу (продукции, веса, длинны и т.п.). Удельные нормы, в свою очередь формируются согласно техническим, технологическим и пр. данным. Для расчета норм в каждой отрасли существуют соответствующее нормативно - методическое обеспечение. Эффективным инструментом планирования потребности в МР и последующих закупок для промышленных предприятий является применение модуля MRP в интегрированных информационно - управляющих системах предприятий, основанных на идеологии MRP/ ERP.

MRP (Material Requirements Planning) – комплекс инструментов, которые используют данные спецификаций продукции, информацию о запасах и производственный график для вычисления потребности в материалах.

Однако и эта система имеет недостатки: необходимость учитывать относительно длительные периоды планирования потребности, необходимость уверенности в долгосрочных отношениях с поставщиками и надежной компьютерной системы учета и планирования.

Исходной информацией для планирования потребности в ГП для перепродажи является прогноз спроса конечных потребителей, который лежит в основе плана продаж. Чтобы ослабить конфликт между критериями высокой представленности товаров на полках и низкими логистическими издержками, многие розничные сети используют следующие передовые технологии закупок: программа постоянного пополнения (CRP - continuous replenishment programms), эффективная реакция на запросы потребителей (ECR - efficient consummer response), совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов (CFR - colleborative planning, forecasting and replenishment).

21. Методы планирования потребности в материальных ресурсах Нормативный метод применяется, когда известны объемы продаж лет и удельная норма расхода материалов и комплектующих. Необходимая информация – первичная потребность, включающая данные об объемах и сроках изготовления, информация о структуре изделия в форме спецификации или указаний о применяемости тех или иных деталей; нормы расходов по материалам и видам продукции; располагаемое наличие.

Норма расхода – максимально допустимое плановое количество сырья и материалов на производство единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях производства.

В составе норм расхода учитывается:

Полезный (чистый) расход материала; технологические отходы, обусловленные установленной технологией производства; Прочие потери материалов.

По назначению нормы расхода классифицируются на: нормы сырья и основных материалов; вспомогательных материалов; топливно-энергетических ресурсов.

Потребность материальных ресурсов для основного производства:

Особенности определения потребности в материальных ресурсах для промышленных и торговых предприятий - student2.ru Особенности определения потребности в материальных ресурсах для промышленных и торговых предприятий - student2.ru

где Mi - потребность в материалах; Нij - норма расхода материальных ресурсов i-го наименования на j-й вид изделия; Nj - производственная программа j-го вида изделия; n - ассортимент.

Наиболее распространенной методикой определения потребности в материальных ресурсах является календарный метод планирования MRP-систем.

MRP использует большой объем информации, которая поступает из следующих источников:

1.основного графика, где указывается объем каждого продукта, изго­тавливаемого в каждый период времени;

2.ведомости спецификации материалов, где перечисляются материа­лы, необходимые для производства каждого продукта;

3.учетной документации по запасам, где показано наличие материалов. Ведомость / спецификация материалов – это упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продук­та. Здесь указываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются.

Особенности определения потребности в материальных ресурсах для промышленных и торговых предприятий - student2.ru

Процедура определения потребности в обобщенном виде представле­на:

Особенности определения потребности в материальных ресурсах для промышленных и торговых предприятий - student2.ru Особенности определения потребности в материальных ресурсах для промышленных и торговых предприятий - student2.ru

Основными этапами определения потребности являются:

1.определение валовой потребности в ресурсах с использованием основного графика и спецификации на материалы;

2.определение чистой потребности путем вычитания уже имеющегося запаса и объема заказов, которые должны поступить. Затем составляется производственный график с указанием времени начала работ, обеспеченных чистой потребностью;

3.установление объема заказов и времени их размещения на основании графика использования материалов и информации о времени выполнения заказа.

Наши рекомендации