Список использованных источников

Реферат

«Проблемы реализации вещных прав государственными юридическими лицами»

Выполнила: магистрант 1 курса

Юридический Факультет

КазНУ имени Аль-Фараби

Имангали Е.Б.

Проверил: д.ю.н., профессор

Жетписбаев Б.А.

Алматы 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….3

Основная часть………………………………………………………..4

Заключение…………………………………………………………...20

Список использованных источников……………………………….21

Приложение А....…………………………………………………..…..23

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, важностью роли, которую институт вещных прав играет в гражданском-правовом обороте, экономических и правовых отношениях в стране с развитой рыночной экономикой. Соответственно развитие экономических и гражданских отношений приводит к необходимости законодательного определения и обоснования, вещных прав в целом и в частности вещных прав государственных юридических лиц. Сложность и неоднозначность определения вещных прав данных субъектов гражданского оборота обусловлена большой емкостью самого понятия. Все это создает трудности и для законодательного определения вещных прав, и для их реализации в ходе правоприменительной практики. Институт вещных прав по-прежнему остается одним из самых сложных и в недостаточной степени разработанных институтов гражданского права.

Степень разработанности. Проблемы вещного права — базовые проблемы гражданского права, которые в разное время поднимали и классики цивилистики и современные ученые юристы, такие как О.С. Иоффе, И.А. Покровский, Братусь, Е.А. Суханов, Б.Б. Черепахин, Г.Ф. Шершеневич, М.К. Сулейменов, Ю. Г. Басин, И. Амирханова, И.У. Жанайдаров, С.Ю. Жанайдарова, К. М. Ильясова, Ф.С. Карагусов, Р. А. Маметова, Е.Б. Осипов, Б. В. Покровский, Г. Т. Утегенова, А. И. Худяков, Г. Казиева. Новое время, новое законодательство и трансформация видов собственности сделали проблему еще сложнее и актуальнее, о чем свидетельствует большое количество публикаций по данной теме в таких авторитетных юридических изданиях, как «Юрист», «Экономика и право Казахстана», «Фемида» и др.

Объект исследования — правовые отношения, связанные с реализацией вещных прав государственных юридических лиц и их защитой. Предмет исследования — вещные права по гражданскому законодательству Казахстана.

Цель исследования — проанализировать нормы гражданского законодательства Казахстана, регламентирующие вещные права государственных предприятий, и рассмотреть проблемы юридической практики применения норм о вещных правах.

Задачи исследования:

· раскрыть понятие и признаки вещного права;

· дать характеристику видам вещных прав;

· изучить ограниченные вещные права юридических лиц;

· рассмотреть проблему защиты вещных прав госпредприятий.

Научная новизна исследования заключается в разработке предложений, направленных на совершенствование гражданского законодательства в области регулирования хозяйственной независимости государственных юридических лиц. Автором было сделано предложение о закреплении на законодательном уровне права государственных юридических лиц самостоятельно распоряжаться находящимся в их владении имуществом.

Вещное право является неотъемлемой частью гражданского законодательства любого развитого государства. Вещное право — это право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. В области вещного права решающее значение для удовлетворения интересов управомоченного лица имеют его собственные действия.

Вещное право, в отличие от обязательственного, является разновидностью абсолютного права, т.е. его обладателю (право собственности, право хозяйственного ведения и т.п.) противостоит неограниченный круг субъектов. Осуществление субъективного права юридически обеспечивается должным поведением обязанных лиц, которые обязаны лишь к тому, чтобы не препятствовать управомоченному лицу совершать (или не совершать) действия по осуществлению своего права.

Право собственности - очень древнее право, возникшее ещё на заре цивилизации. Веками этот институт усовершенствовался, приспосабливался к условиям меняющегося мира. Постепенно возникли совершенно новые объекты и субъекты этого права (например, интеллектуальная собственность и юридическое лицо), появились новые отношения, связанные с этой собственностью (аренда и т.д.), характерной особенностью которых было расщепление прав владения и собственности между несколькими людьми. Поэтому возникла объективная необходимость в законодательном регулировании этих процессов. Этот институт сохранился и сегодня. [1, с. 187]

Создание системы закрепленности вещей становится одной из главных целей проводимых в Республике Казахстан рыночных преобразований. Долгое время в советской цивилистической доктрине основное внимание уделял разработке проблем собственности. Практически не были исследованы и разработаны другие субъекты гражданского права на вещи. Созданная конструкция собственности фактически обходилась без системы иных вещных прав. Определенное исключение при этом делалось только для права государственной собственности, так как существовала практическая потребность в определении правового положения государственных органов и предприятий, которые получали государственное имущество непосредственно в обладание.

Конкретизация правового положения указанных субъектов произошла путем создания конструкции право оперативного управления государственным имуществом, а затем право хозяйственного ведения. Указанные субъективные права были отнесены к категории вещных. Вследствие этого на сегодняшний день в гражданском законодательстве Республики Казахстан наиболее разработанным вещным правом является право собственности. В структуре гражданского кодекса практически отсутствуют нормы о владении, исключая общие положения о владении в ст.240 ГК РК, которые бы рассматривали его не как составную часть, относящуюся к содержанию права собственности, а как самостоятельный элемент объективного вещных прав. Вызывают множество теоретических и практических вопросов конструкция иных, кроме права собственности, субъективных вещных прав. [2, с. 312]

Термин вещное право используются только в системе континентального права, к которой, безусловно, относится Республика Казахстан. В других правовых системах, например, в англосаксонской, данный термин не употребляется. Юридической практикой и доктриной для фиксации присвоения вещей используют различные виды субъективного права собственности.

Данное понятие в современной юридической науке является часто употребляемым, однако все еще недостаточно разработанным. Несмотря на то, что вещные права были предметом детального изучения еще в римском праве, до сих пор не сформулировано признаваемое всеми правовыми системами понятие. При этом многие аспекты вещного права не получили надлежащего теоретического обоснования, просто постулируются. [3, с. 227]

Нормативных положений о вещном праве как таковом законодательство Казахстана не содержит. Для Республики Казахстан точнее говорить об источниках права собственности и иных вещных прав. Важно отметить, что нормативных положений о праве собственности в законодательстве Казахстана содержится больше, чем правил об иных вещных правах. Какие либо общих положений о вещных правах, которые могли бы быть использованы как для права собственности, так и для иных вещных прав, гражданское законодательство Казахстана практически не содержит. Поэтому в дальнейшем мы первоначально сделаем анализ действующего законодательства Казахстана о праве собственности, а в последующем – укажем на законодательные акты, содержащие нормы об иных вещных правах. [4, с. 24]

Действующая Конституция Республики Казахстан 1995 г. содержит несколько принципиальных положений о праве собственности.

Во-первых, в Конституции закреплено положение о том, что в Казахстане признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (п. 1 ст. 6). Однако уже в пункте 3 этой же статьи установлено правило о том, что земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. При этом земля может находиться и в частной собственности на основании, условиях и в пределах, установленных законом.

Во-вторых, п. 2 ст. 6 Конституции РК устанавливает положение о том, что «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом». В этом отношении собственность, как и иное вещное право, рассматривается как обязанность управомоченного лица. [5]

Сложнее обстоит дело с иными источниками. В Республике Казахстан сегодня действуют множество законодательных актов, которые регулируют те или другие вопросы права собственности и иных вещных прав. Между ними возникают определенные противоречия, которые порождают серьезные практические коллизии. Универсальным средством разрешения противоречий являются правила п. 2 ст. 3 ГК, согласно которым в случае противоречия норм гражданского права, содержащихся в актах законодательства Республики Казахстан, кроме исключений, указанных в п. 3 ст. 1 ГК, положениям Кодекса применяются положения ГК. Нормы гражданского права, содержащиеся в законодательстве Республики Казахстан и противоречащие нормам ГК, могут применяться только после внесения в него соответствующих изменений.

Таким образом, современное гражданское законодательство Республики Казахстан не содержит исчерпывающего перечня субъективных вещных прав, как это принято в других странах континентальной правовой системы. Данный перечень только формируется, и законодательными актами могут быть предусмотрены и иные разновидности вещных прав. [4, с. 28]

Для того чтобы раскрыть понятие вещных прав, необходимо проследить его связь с рядом понятий гражданского права, важнейшими из которых являются: вещь, имущество, объект правоотношения, имущественные правоотношения и др.

Имущественные отношения, таким образом, это отношения между людьми и определенными коллективам и по поводу имущества. Различаются две основные группы имущественных отношений, регулируемых гражданским правом — вещные и обязательственные. Вещные отношения — отношения, связанные с принадлежностью тем или иным субъектам определенных вещей. Обязательственные отношения возникают в связи с переходом имущества от одних лиц к другим.[6, с. 321]

Законодательное определение имущества, данное в п. 2 ст. 115 ГК, шире, чем только вещи. К имуществу отнесены: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество.

Как можно заметить, данный перечень довольно обширный и он определенным образом структурирован. В п. 1 ст. 188 ГК РК право собственности определено как право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. [7, с. 109]

В современной цивилистической литературе термин «имущество» употребляется в различных значениях.

Например, А.П. Сергеев в качестве имущества определяет: 1) отдельные вещи и их совокупность; 2) вещи, деньги и ценные бумаги; 3) имуществом называются не только перечисленные выше объекты, но и имущественные права; 4) совокупность наличных вещей, денег, ценных бумаг, имущественных прав, а также обязанностей субъекта. [8, с. 189]

Р.А. Маметова определяет понятие имущества как не только вещи, но и имущественные отношения, обязательственные права требования, предметом которых являются вещи, предметы материального мира. [9, с. 102]

В гражданском праве всех стран ведущее место в системе вещных прав занимает право собственности, яв­ляющееся центральным институтом системы права той или иной страны. Кроме того, к данной системе относятся такие вещные права, как право залога, сервитуты, узуфрукт и др. Общим для них является то, что это права на чужие вещи, закрепляющие за их носителями отдельные правомочия, относящиеся к отдель­ным правомочиям собственника (обычно владение, пользование). То есть, это суть производные от права собственности вещные права. [4, с. 30]

Вещное право — это абсолютное право, в котором его носителю соответствует обязанность всех и каждого не нарушать этого права.

Выделяют следующие признаки вещного права:

1) имущественное право;

2) объектом является индивидуально-определенная вещь;

3) абсолютное право;

4) обладает специфичскими средствами защиты от всех и каждого с помощью особых, вещно-правовых исков;

5)должно быть установлено законом;

6)характеризуется наличием правомочий владения и/или пользования и/или распоряжения;

7)наличие права следования;

8)наличие права преимущества;

9)возможность непосредственного воздействия на вещь (непосредственного господства над вещью), в том числе путем ограничения собственника или субъекта другого вещного права.

Вещное право — это юридически обеспеченная возможность субъектов права осуществлять господство, власть над принадлежащими им вещами, насколько оно не ограничено законом и правами других лиц.[3, с. 231]

Основной классификацией вещных прав является деление их на право собственности и вещные права лиц, не являющихся соб­ственниками. Так в ст.195 ГК РК дается примерное, но не дан исчерпывающий перечень вещных прав. К вещным правам наряду с правом собственности относятся:

- право землепользования;

- право хозяйственного ведения;

- право оперативного управления;

- другие вещные права.

К другим вещным правам могут быть отнесены:

- доверительное управление;

- право недропользования (глава III Указа Президента РК, имеющего силу Закона от 27 января 1996года "О недрах и недропользовании");

- залог и другие.[10]

В цивилистической науке более распространено другое понятие – вещные права на чужие вещи. Наибольшая проблема касается именно перечня и системы прав на чужую вещь.

М.К. Сулейменов предлагает вещные права на чужие вещи классифицировать следующим образом:

1) владение (в случаях, когда оно носит самостоятельный ха­рактер, не связанный с правом собственности и с правом поль­зования);

2) сервитуты;

3) права на хозяйствование с имуществом собственника:

а) право хозяйственного ведения;

б) право оперативного управления;

в) право самостоятельного распоряжения учреждением сво­им имуществом;

4) права, обеспечивающие исполнение обязательства:

5) право природопользования:

6) права на жилище:

7) Право на вещь, переданную на основе договоров (иных, чем указано в предыдущих пунктах): [4, с. 34]

Трансформация права государственной собственности в отношении передаваемого государством собственникам имущества, юридическому лицу, происходит на основе вещных прав - права оперативного управления казенных предприятий.

Права хозяйственного ведения и оперативного управления существовали и существуют только в гражданском законодательстве бывшего СССР и некоторых постсоветских государств, в частности Казахстана и России.

Появление в науке понятий права оперативного управления, а впоследствии и права хозяйственного ведения, преследовало в качестве основной цели решение проблемы определения прав государственных предприятий на закрепленное за ними для осуществления хозяйственной деятельности имущества государства.

Рассматриваемые два субъективных права входят в так называемую группу вещных прав на хозяйствование с имуществом собственника. При этом считается, что существование указанных прав предопределяется существованием крупных собственников, таких как государство, которые не в состоянии непосредственно вести хозяйственную деятельность с принадлежащим им имуществом, и вынуждены поэтому создавать самостоятельные хозяйственные организации, с признанием за ними особых прав на переданное им имущество, с сохранением права собственности за их учредителями. [11, с. 196]

Как известно, право собственности в системе гражданского права является одним из определяющих и главенствующих среди вещных прав. Институт права хозяйственного ведения является одним из институтов гражданского права, и поэтому понятие, значение и роль этого института определены статьями 102-103, главой 10 Гражданского кодекса РК, в специальном Законе РК от 19.06.1995 г. № 2335 «О государственном предприятии» и в ряде подзаконных актов.

Право хозяйственного ведения относится к одному из вещных прав, к которым относится право землепользования, право оперативного управления, право имущественного найма, право доверительного управления и другие. Самый главный признак, определяющий статус названных институтов права и отличающий их друг от друга, - это объем прав их обладателя по отношению к вещи (владение, пользование, распоряжение).

Право хозяйственного ведения неразрывно связано с правовым статусом государственного предприятия, которое является его носителем. В связи с чем природа права хозяйственного ведения не может быть раскрыта без исследования правовой природы государственного предприятия.

Данное право является вещным правом республиканского, коммунального государственного предприятия, получившего имущество у государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных Гражданским кодексом РК и другим законодательством, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.[12, с. 201]

Право хозяйственного ведения является производным от права собственности государства на имущество предприятия и, следовательно, право хозяйственного ведения воедино связано с правом собственности государства и без него самостоятельно существовать не может.

В соответствии с Законом РК от 19.06.1995 г. № 2335 «О государственном предприятии» государственные предприятия бывают двух видов: республиканские госпредприятия (находятся в республиканской собственности) и коммунальные госпредприятия (находятся в коммунальной собственности).

Государственные предприятия создаются решениями Правительства РК и Нацбанка РК, коммунальные госпредприятия - решениями местных исполнительных органов.

Право хозяйственного ведения возникает исключительно и только у республиканских, государственных, коммунальных предприятий, за исключением казенных.

Имущество государственного предприятия составляют основные и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе. Имущество государственного предприятия является неделимым и формируется за счет имущества, переданного ему собственником, приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством.

Юридическая судьба государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, его имущественное положение определяется государством в лице его соответствующих органов.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Государство несет ответственность по обязательствам данного предприятия только в тех случаях, когда эти обязательства возникли в результате действий учредителя (уполномоченного органа) или органа государственного управления (например, банкротство госпредприятия). В этих случаях государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам государственного предприятия.[13, с. 73]

Институт права оперативного управления имуществом, так же как и институт хозяйственного ведения, является одним из институтов гражданского права, понятие, значение и роль которого изложены в статьях 44, 104, 105 и в главе 10 Гражданского кодекса РК, а также в указанном Законе РК «О государственном предприятии».

Носителями права оперативного управления являются государственные учреждения, негосударственные учреждения и казенные предприятия.

Право оперативного управления является вещным правом казенного предприятия и государственного (негосударственного) учреждения, получивших имущество от собственника и осуществляющих в пределах, установленных законодательством, целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения и распоряжения этим имуществом.

Приобретение права оперативного управления осуществляется на тех же условиях и в порядке, что и для приобретения права собственности, если иное не установлено законодательством.

Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управления только то имущество, которое необходимо для обеспечения его уставной деятельности.

Казенное предприятие вправе самостоятельно реализовывать производимую им продукцию, отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным в результате собственной деятельности с письменного согласия собственника, за исключением прав по распределению этого имущества по вкладам (долям, паям, не вправе приобретать по гражданско-правовым сделкам имущество, относящееся к основным средствам без письменного согласия органа государственного управления. Цены на товары (работы, услуги), реализуемые казенным предприятием, устанавливаются органом государственного управления.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам деньгами, имеющимися у него, на остальное имущество взыскание не допускается, за исключением случаев ликвидации предприятия. Данное предприятие не отвечает по обязательствам собственника. При недостаточности денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет административно-территориальная единица, на территории которой оно зарегистрировано.[14, с. 24]

В соответствии с данными Приложения А, основная отличительная особенность между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления заключается в объеме прав их носителей по отношению к закрепленному за ним имуществу. Право хозяйственного ведения предоставляет государственному предприятию наибольший объем прав по пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом. Собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не вправе изымать его или перераспределять между другими государственными организациями, за исключением случаев приватизации этого имущества или предприятия в целом по решению Правительства РК, тогда как при режиме права оперативного управления собственник имеет такие полномочия.

В условиях режима права хозяйственного ведения государственное предприятие вправе передавать самостоятельно другим лицам в аренду сроком до трех лет любое имущество, включая основные средства, а также самостоятельно владеть и пользоваться принадлежащими ему акциями. Тогда как казенное предприятие на праве оперативного управления вправе осуществлять эти права только с письменного согласия собственника, не говоря об учреждении, которое вообще лишено самостоятельности в своей деятельности. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения вправе самостоятельно распоряжаться плодами, продукцией и доходами от использования закрепленного за ним имущества, а также приобретенным им имуществом у других лиц, которые поступают к нему в полную собственность, тогда как казенное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться только произведенной им продукцией. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения вправе самостоятельно распоряжаться любым принадлежащим ему имуществом, за исключением того, которое отнесено к основным средствам и акциям, тогда как такое право отсутствует у казенного предприятия.[15, с. 64]

Наконец, государственное предприятие вправе самостоятельно заключать любые гражданско-правовые сделки, касающиеся закрепленного за ним имущества, за исключением сделок по отчуждению основных средств и акций, по предоставлению займов, по передаче и списанию дебиторской задолженности. В свою очередь, казенное предприятие имеет больший объем прав по отношению к закрепленному за ним имуществу, нежели учреждение. Учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом и имуществом, которое оно приобрело за деньги, полученные по смете.

Государственное учреждение, кроме того, не вправе принимать договорные обязательства, превышающие утвержденный план финансирования на соответствующий период. Больший объем прав у казенного предприятия по отношению к закрепленному за ним имуществу и приобретенному им диктуется также тем, что казенное предприятие относится к коммерческим организациям, тогда как учреждение к таковым не относится.[12, с. 203]

Государственные предприятия наделяются имуществом для участия в товарно - рыночных отношениях в качестве самостоятельного субъекта. Самостоятельность в данном значении связана с наделением правами юридических лиц, понимаемыми в широком смысле как возможность от своего имени и за своей ответственностью участие в различных отношениях.

Общие положения о государственных предприятиях содержаться в ст.ст. 102-104 ГК РК и специальном Законе "О государственных предприятиях". Гражданский кодекс определяет предприятие как объект прав (ст.119 ГК РК). В то же время на основе ст.ст. 34,36 ГК РК следует, что государственное предприятие как субъект права хозяйственного ведения или права оперативного управления является юридическим лицом. Но этого недостаточно. Ведь юридическими лицами, согласно Закону являются и учреждения и некоторые организации. В ныне действующем Законе "О государственных предприятиях" определение предприятия как юридического лица отсутствует.

Согласно закону, юридические лица - это прежде всего "организация", которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. С категорией вещных прав связано наличие такого относительного признака, как имущественная обособленность.[16]

Имущественная обособленность - важнейший признак юридического лица и выражается в обладании или вещных прав на имущество: право собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления.

Степень обособления юридического лица различна и зависит от формы собственности на это имущество (государственной и частной). Если это государственное коммерческое предприятие, то имущество закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенные предприятия) и этим обособленно от имущества других предприятий.

Субъектом права хозяйственного ведения является государственное предприятие, осуществляющее свою деятельность на базе государственной собственности.

К государственным предприятиям относятся:

1. основанные на праве хозяйственного ведения;

2. основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).

В зависимости от вида государственной собственности государственные предприятия можно классифицировать на такие категории:

Ø предприятия, находящиеся в республиканской собственности, - республиканские государственные предприятия;

Ø предприятия, находящиеся в коммунальной собственности -коммуникационные государственные предприятия.

Отдельно следует выделить дочернее государственное предприятие - государственное предприятие, созданное другим государственным предприятием.

Вещному праву - праву хозяйственного законодатель придал унитарный характер, наделив им лишь государственные предприятия.

Право хозяйственного ведения государственных предприятий не противостоит праву государственной собственности, хотя институт права хозяйственного ведения не только должен определять соответствующие права и обязанности по управлению их имуществом, но меру их имущественной ответственности. [2, с. 316]

Законодателем предусмотрена обязанность третьих лиц не нарушать право хозяйственного ведения и право оперативного управления и гарантирована защита против всех третьих лиц (и даже против собственников имущества), и в случае нарушения этих прав защищаются теми же видикационными и негаторными исками, как и право собственности.

Право следования данных вещных прав проявляется в таком, к примеру, случае: если право собственности на учреждение переходит к другому лицу, то это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее имущество.

Однако, выделяя абсолютный характер вещных прав хозяйственного ведение и оперативное управление, нельзя не отметить некоторую "двойственную природу" этих прав.

Двойственность характера правоотношений с участием государственного юридического лица была отмечена многими ученными М.К.Сулейменовым, Б.В.Покровским, С.М.Корнеевым. [11, с. 200]

Право хозяйственного ведения выражается в двух самостоятельных, хотя и неразрывно связанно, правоотношениях. Для отношений с органами государства характерны отношения власти и подчинения, а для отношений с другими лицами - гражданско имущественные правомочия. Рассматриваемая первая группа правоотношений, в которых и в качестве управомоченного, и в качестве обязанного лица участвуют определенные конкретные субъекты: государство как учредитель данного предприятия и предприятие как юридическое лицо, несущее перед ним определенные обязанности. Однако данный вид правоотношений нельзя назвать гражданско - правовым обязательством, характерным для которого является равенство сторон. Особенно ярко это проявляется на примере казенных предприятий, создаваемых лишь на основе административных полномочий властных органов.

Вторая группа правоотношений - право хозяйственного ведения имеет абсолютный характер, поскольку управомоченному субъекту - государственному предприятию как юридического лица, обладателю вещных прав противостоят все другие лица, обязанные воздерживаться от нарушения правомочий хозяйственного ведения. Гражданским кодексом предусмотрено, что учреждением предоставлена возможность заниматься деятельностью приносящей доходы. Доходы полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.[13, с. 77]

Согласно п.1 ст.206 ГК РК, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе. Как видно, это право потому и названо "самостоятельное распоряжение", что оно не укладывается в рамки оперативного управления и требует обозначения как особый вид вещных прав.

Государственному предприятию принадлежит субъективное гражданское право хозяйственного ведения. В соответствии со ст.195 ГК РК право хозяйственного ведения и право оперативного управления отнесены к категории вещных прав несобственников. [10]

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются однотипными вещными правами несобственников, имеют свои особенности.

Особенности данных правовых институтов проявляются в принадлежности в разным субъектам, в их правовой природе, в полномочиях собственников в отношении выделяемого имущества. Право хозяйственного ведения - вещное право государственных предприятий. Действующее законодательство РК праву хозяйственного ведения придает унитарный характер: его субъектом могут быть лишь предприятия, юридические лица, основанные на государственной собственности.

Кроме того право хозяйственного ведения - это право юридического лица заниматься коммерческой деятельностью.[17, с. 35]

Предприятие как участник правоотношения хозяйственного ведения имеет не только права, но несет обязанности перед государством в лице соответствующих государственных органов.

Уполномоченный орган вправе в свою очередь требовать использования выделяемого имущества по назначению. Следовательно между предприятием и вышестоящим органом существует охватываемая правом хозяйственного ведения отношения типа гражданско - правовых обязательств. Но по своей сущности оно не является гражданско - правовым поскольку его субъекты не равноправны.

Предприятие является подчиненным, подконтрольным уполномоченному государственному органу.

Правомочия владения, пользования и распоряжения могут быть осуществлены предприятием в пределах уставной правоспособности. Осуществлением предприятием деятельности, а так же совершением им сделок, не отвечающих предмету и целям его деятельности, закрепленным в его уставе, допускается лишь с разрешения уполномоченного органа. Сделка совершенная предприятием в противоречии в целями деятельности, определены его уставом, могут быть установленном законодательством порядке признана недействительным по иску его учредителя.

Предприятие основанное на праве хозяйственного ведения не отвечает по обязательствам государства, административно - территориальной единицы, юридического лица и граждан, а указанные субъекты не отвечают по обязательствам государственного предприятия.[18, с. 185]

Для современного этапа развития гражданского законодательства Республики Казахстан характерна тенденция существенного сокращения числа государственных предприятий. Большая часть из них либо преобразованы в иные формы юридических лиц (АО, ТОО), либо проданы в качестве имущественных комплексов в процессе приватизации. Поэтому сфера применения прав хозяйственного ведения и оперативного управления существенно сужена по сравнению советским и начальным этапом постсоветского периодов развития.

Право хозяйственного ведения предусмотрено только для государства как особого субъекта имущественных отношений. Это субъективное право закреплено в соответствующих нормах ГК, а также Законе о государственном предприятии. [4, с. 157]

Право хозяйственного ведения является вещным правом государственного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом (ст. 196 ГК, ст. 19 Закона о государственном предприятии).

Из данного законодателем определения права хозяйственного ведения можно выделить следующие его особенности:

1. Субъектом этого права может быть только государственное предприятие, которое получает определенное имущество от государства как собственника (ст. 196 ГК).

2. Разграничиваются права государства, как собственника имущества, выступающего объектом права хозяйственного ведения, и государственного предприятия. Это достигается посредством перечисления круга вопросов, отнесенных к компетенции собственника имущества, а также установления определенных видов деятельности, которые субъект права хозяйственного ведения вправе совершать только с согласия собственника (ст.ст. 199 и 200 ГК).

3. Содержание права хозяйственного ведения максимально приближено к содержанию права собственности за исключениями, установленными ГК и другими законодательными актами (ст. 201 ГК).

4. Между предприятием и его учредителем (государством) складываются специфические юридические отношения, которые имеют административный, а не гражданско-правовой характер. [10]

Указанные отношения основываются на принципе субординации, власти и подчинения государственного предприятия решениям уполномоченного государственного органа (например, путем установления государственного заказа – ст. 13 Закона о государственном предприятии). Они никоим образом не вписываются в рамки обычных отношений собственника и обладателя вещного права на чужую вещь.

5. Самостоятельная ответственность предприятия на праве хозяйственного ведения (ст. 30 Закона о государственном предприятии).

Статьей 202 ГК понятие права оперативного управления определено следующим образом:

Право оперативного управления является вещным правом учреждения, государственного учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия, получивших имущество от собственника и осуществляющих в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. [19]

Выделяются три особенности права оперативного управления, которые отличают его от права хозяйственного ведения:

1) казенное предприятие и учреждение постоянно финансируются собственником. Предприятие на праве хозяйственного ведения существует за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности;

2) казенное предприятие и учреждение распоряжаются своими средствами по смете. Предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно определяет направления использование своей прибыли;

3) казенное предприятие и учреждение обязаны руководствоваться заданиями собственника. Задания собственника для предприятия на праве хозяйственного ведения, по общему правилу, не являются обязательными, если иное не вытекает из законодательства или его уставной правоспособности.

Субъект права оперативного управления более ограничен в осуществлении своего субъективного права, чем субъект права хозяйственного ведения, а собственнику имущества по этой юридической конструкции предоставлены более широкие права относительно объектов права оперативного управления. [4, с. 162]

Так, собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законодательными актами: 1) решает вопросы создания учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, обладает правом определять юридическую судьбу учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, содержание его деятельности; 2) осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью учреждением, государственным учреждением или казенным предприятием переданного собственником имущества (ст. 204 ГК); 3) имеет право изъять и перераспределить имущество, переданное в оперативное управление между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательными актами (ст. 205 ГК).

Субъектами права оперативного управления являются не только государственные (казенные) предприятия, но и учреждения, финансируемые за счет средств собственника (ст. 202 ГК).

Гражданское законодательство следующим образом определяет субъектный состав права оперативного управления: 1) казенные предприятия (глава 3 Закона о государственном предприятии), 2) государственные учреждения (ст. 9 Закона РК от 16 января 2001 г. «О некоммерческих организациях», 3) частное учреждение (ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях»). [20]

Право оперативного управления имеет целевой характер, который зависит от выполняемых его субъектами (учреждением или казенным предприятием) определенных функций. Преимущественно это касается вопросов ограничений по распоряжению имуществом, составляющим объект права оперативного управления (ст. 206 ГК), которые подробней будут рассмотрены ниже.

Субсидиарная ответственность, по общему правилу, собственника по обязательствам созданных им учреждений или казенных предприятий (ч.ч. 2-7 п. 1 ст. 44, ст. 207 ГК). [10]

Глава 3 Закона о государственном предприятии позволяет выделить следующие особенности права оперативного управления казенного предприятия. К их числу следует отнести:

1) казенное предприятие не вправе приобретать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным средствам, без письменного согласия органа государственного управления (п. 2 ст. 35 Закона о государственном предприятии). Здесь, очевидно, ограничение не только на распоряжение имуществом, выступающим объектом права оперативного управления казенного предприятия, но и ограничения по приобретению основных средств;

2) казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (ч. 2 ст. 38 Закона о государственном предприятии);

3) финансирование деятельности казенного предприятия осуществляется за счет собственного дохода по смете с выделением государственного заказа, утверждаемой органом государственного управления. При этом доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет (ст. 41 Закона о государственном предприятии). Ранее существовало правило о том, что в случае недостаточности у предприятия собственных доходов для покрытия его расходов недостающие средства выделяются из соответствующего бюджета.

4) особенности ответственности казенного предприятия и его собственника. По общему правилу, казенное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами, а обращение взыскания на остальное имущество казенного предприятия не допускается, за исключением случаев ликвидации этого предприятия. При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет РК или административно-территориальная единица. По договорным обязательствам казенного предприятия РК или административно-территориальная единица несет субсидиарную ответственность только в рамках выполнения государственного заказа. При этом по обязательствам Государственного центра по выплате пенсий ответственность несет Правительство Республики Казахстан в полном объеме (п.п. 1-5 ст. 44 Закона о государственном предприятии). [19]

В свою очередь, право оперативного управления государственного и частного учреждений, обладает следующими отличиями от права оперативного управления казенного предприятия:

1) учреждения, по общему правилу, не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 206 ГК);

2) учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст.ст. 8-10 Закона о некоммерческих организациях);

3) финансирование деятельности учреждений осуществляется по общему правилу его учредителем (собственником) (п. 1 ст. 105 ГК, п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях);

4) Ответственность учреждений ограничивается только находящимися в их распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности к субсидиарной ответственности привлекается собственник-учредитель.

Для государственных учреждений до недавнего времени ответственность по договорным обязательствам было ограничена пределами утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством, что явилось поводом для обращения в Конституционный совет, который признал, что ограничение ответственности государственных учреждений размером утвержденной им сметы противоречит положению ст. 6 Конституции РК о равной защите государственной и частной собственности, поскольку этим будут ущемлены права и законные интересы не государственных учреждений, а их договорных и иных контрагентов. Создание односторонних преимуществ в полном возмещении убытков или ограничении в этом хозяйствующих субъектов какой-либо формы собственности недопустимо. Принцип равной правовой защиты собственности заключается не только в одинаковых процессуальных возможностях отстаивать каждому из собственников свои интересы в суде, но и в одинаковой мере имущественной ответственности хозяйствующих субъектов друг перед другом по своим договорным обязательствам независимо от правового режима собственности, в котором они находятся. Указанное довольно существенное отличие права оперативного управления государственных и частных учреждений, которое содержалось в ранее действующем ГК, подверглось обоснованной критике, что способствовало исключению соответствующего положения из ГК. [4, с. 172]

Право самостоятельного распоряжения учреждения имуществом шире, чем право оперативного управления, что очевидно этимологически. В его состав включено такое правомочие для правообладателя, как возможность самостоятельного распоряжения таким имуществом. То есть "учреждение вправе самостоятельно совершать любые не запрещенные законом сделки с указанным имуществом".

Признание за учреждением права самостоятельного распоряжения имуществом неизбежно ставит вопрос о содержании этого права, т.е. о композиции субъективных правомочий или возможностей, которые имеет правообладатель.

Право самостоятельного распоряжения учреждения имуществом относится к категории вещных прав, но, не совпадая с правом собственности, является ограниченным вещным правом. Ограниченные вещные права, будучи вторичными по отношению к праву собственности, на котором они базируются, включают в себя отдельные правомочия права собственности в ограниченном масштабе. Понимать, где пролегают такие линии ограничения, и значит, по нашему мнению, понимать содержание конкретного ограниченного вещного права. Определение границ дает знание о его содержании.

Однако, будучи правом ограниченным и отличным от абсолютного права собственности, право самостоятельного распоряжения учреждения, хотя и включает в свой состав все три вещных правомочия - владение, пользование и распоряжение, - но они подчинены специально-целевой правоспособности учреждения и в своей реализации ограничены целями, ради которых создано учреждение. Поэтому учреждение вправе совершать с таким имуществом не "любые" сделки, а лишь те, которые направлены на достижение целей, ради которых создано данное учреждение.

Объектами права хозяйственного ведения и права оперативного управления может быть любое имущество, способное быть объектом права собственности (в той степени, в которой противоположное прямо не предусмотрено законом).

Доходы унитарных предприятий и учреждений, в том числе, арендная плата за имущество, находящееся в хозяйственном ведении, оперативном управлении, принадлежат указанным лицам на соответствующих вещных правах и не могут относиться к имуществу казны соответствующего публичного образования. Изъятие указанных доходов нарушает право хозяйственного ведения (оперативного управления) унитарного предприятия (учреждения). Нормы бюджетного законодательства, устанавливающие отнесение к доходам бюджетов поступлений от использования государственного и муниципального имущества (в том числе от сдачи его в аренду), до их уточнения должны толковаться ограничительно. К названным доходам могут быть отнесены исключительно поступления от использования казенного имущества.[21, с. 207]

Таким образом, вещные права, с одной стороны, удобная тема для исследования, с другой — таит в себе немало сложностей. Удобство состоит в том, что литература по гражданскому праву весьма богата самыми разными исследованиями тех или иных вопросов, относящихся к праву собственности и иным производным от него вещным правам. С другой стороны, до сих пор практически не предпринималось попыток каким-либо образом их систематизировать, с тем чтобы созданная классификация была удобна в использовании и в то же время отвечала потребностям практики. [22, с. 219]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вещное право является неотъемлемой частью гражданского законодательства любого развитого государства. Вещное право — это право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства.

Переход к рыночной организации хозяйства заставляет по-новому взглянуть на правовые формы наиболее эффективного использования собственности, сохраняющей важное значение в современной экономике. Ситуация, когда в основе права собственности лежит публичное начало, осуществляемое с использованием рыночного механизма, наиболее сложна для исследования и для практики. Но именно в ней появились и получили объективную основу юридические конструкции прав оперативного управления и хозяйственного ведения.

Исследование юридической природы права оперативного управления и права хозяйственного ведения как вещных прав учреждения, казенного и иного унитарного предприятия на закрепленное за ними имущество является одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем казахстанского права. Всесторонний анализ правовой конструкции этих прав позволяет понять и оценить эффективность механизма, посредством которого государство участвует принадлежащим ему имуществом в гражданском обороте. В отличие от права хозяйственного ведения, модель права оперативного управления имеет долгую историю, но закрепленная в Гражданском кодексе модель не является повтором прежней, имеет совершенно самостоятельный режим и объективно требует глубокой научной и практической разработки.

Современное гражданское законодательство Республики Казахстан не содержит исчерпывающего перечня субъективных вещных прав, как это принято в других странах континентальной правовой системы. Данный перечень только формируется, и законодательными актами могут быть предусмотрены и иные разновидности вещных прав.

Создание системы закрепленности вещей становится одной из главных целей проводимых в Республике Казахстан рыночных преобразований. Право самостоятельного распоряжения учреждения имуществом является самостоятельным вещным правом, которое не укладывается ни в рамки права оперативного управления, ни права хозяйственного ведения, ни тем более права собственности. В ГК следует четко сформулировать название данного права, например, "право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом", определив его как особое ограниченное вещное право, обладателем которого может быть только учреждение, и раскрыв его содержание с учетом целевой правоспособности учреждения.

Следует дополнить наименование главы 2 ГК, включив в нее помимо права хозяйственного ведения и права оперативного управления также право предприятия на самостоятельное распоряжение имуществом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Маттеи У.М., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. - Москва: Юристъ, 2004. - 384 с.

2) Тулеугалиева Г.И., Мауленова К.С. Гражданское право Республики Казахстан: Учебное пособие (Часть общая). - Алматы: Данекер, 2000. – 397 с.

3) Диденко А.Г., Басина Ю.Г., Иоффе О.С. Гражданское право: Пособие по изучению курса «Общая часть гражданского права». – Алматы: , 1999. – 473с.

4) Скрябин С.В., Сулейменов М.К. Вещное право в Республике Казахстан: Учебник. – Алматы: Жеты жаргы, 1999. – 298с.

5) Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 02.02.2011.) // Информационная система «Параграф».

6) Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. Гражданское право: Учебник для вузов. - Алматы: КазПОА, 2002. - 700 с.

7) Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть): Комментарий (постатейный). – Алматы: Жеты Жаргы, 2003. – 416 с.

8) Толстой Ю.К., Сергеев А.П. Гражданское право. – Москва: СПб, 1996. – 671 с.

9) Маметова Р.А. Право и собственность: Монография. - Алматы: Жетi жаргы, 1998. - 364 с.

10) Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая и Особенная части). – Алматы: Юрист, 2012. – 356 с.

11) Жайлин Г.А. Гражданское право Республики Казахстан: Учебник. - Алматы: Данекер: 2002.- 482 с.

12) Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. Гражданский кодекс Республики Казахстан. Комментарий. – Алматы: Жеті жаргы, 2007. – 467 с.

13) Скрябин С.В. Право собственности в Республике Казахстан. -Алматы: ДайкПресс, 2000. – 289с.

14) Разиев К.Н. Субъекты и объекты прав хозяйственного ведения и оперативного управления// Юрист. – Алматы: ЮрИнфо, 2005. №12. – С 20-28.

15) Джусупов А. Т. Право собственности и иные вещные права: Учебное пособие. - Алматы. "Жеті жаргы". 1996. - 325 с.

16) Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Общая часть) // http://law.delovoimir.kz/

17) Сулейменов М.К. Имущественные права государства. Комментарий о понятии и структуре имущества по законодательству Республики Казахстан // Юрист. – Алматы: ЮрИнфо, 2009. № 4. – С 31-39.

18) Суханов Е.А. Гражданское право: Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник. – Москва: Волтерс Клувер, 2008. – 496 с.

19) Амирханова И. Анализ положений Закона Республики Казахстан «О государственном предприятии» (от 19 июня 1995 года) // http://www.zakon.kz (06.12.2006)

20) Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2008, № 1, ст. 8. // www.pavlodar.com

21) Халабуденко О.А. Имущественные права. Книга 1. Вещное право: Научно-дидактическое пособие. – Кишинев: Международный независимый университет Молдовы, 2011. - 305 с.

22) Бабаев А.Б. Система вещных прав: Монография. - Москва: Волтерс Клувер, 2006. - 391 с.

Приложение А

Наши рекомендации