Анализ финансовых результатов от продажи продукции, работ, услуг
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен:
Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Подобные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 2.1 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.
Таблица 2.1 Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
|
Результаты расчетов показывают, что уменьшение прибыли обусловлен в основном уменьшением среднереализационных цен. Уменьшению суммы прибыли по сосискам на 719 тыс. руб., а по колбасе на 5259 тыс.руб способствовали также изменения в структуре цены, так и в полной себестоимости. Себестоимость продукции, как уже отмечалось, в свою очередь зависит от двух основных факторов: а) количества потребленных ресурсов и услуг в процессе производства и реализации продукции; б) уровня цен и тарифов на ресурсы и услуги.
Это позволяет сделать вывод, что снижение отпускных цен на продукцию предприятия возмещает снижение цен на производственные ресурсы.
После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции