Туризм на микро- и макроэкономическом уровне. Показатели эффективности деятельности туризма
Экзаменационный билет № 1.
Экономика предприятия ГИ. Предмет и метод.
Курс «Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма» — составная часть специальных дисциплин экономической науки, формирующих уровень знаний специалистов экономикоуправленческого профиля сферы туризма. Главной целью его преподавания является не только теоретическая подготовка будущих специалистов, но и выработка практических навыков и умений в области управления экономикой предприятия.
Предметом изучения курса «Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма» является сущность самого предприятия в туризме как произвоственно-коммерческой организации, основные производственные фонды, рабочая сила, оборотные средства, инвестиции, их взаимосвязи, взаимодействие и пути улучшения использования.
Важнейшим разделом предмета является изучение вопросов планирования деятельности туристского предприятия, что позволяет определить и установить финансовые ресурсы самого туристского предприятия, возможности использования кредита, взаимоотношения с банками и банковской системой, отношения с бюджетом всех уровней и налогообложение, границы производительности факторов производства в сфере туризма.
Стратегии дифференцированного ценообразования
Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара/услуг по разным ценам. К ним относятся:
Ценовая стратегия скидки на втором рынке основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Предприятию выгодно использовать этот метод. Например, часто гостиница сталкивается с конкуренцией схожих, но намного более дешевых гостиничных услуг на освоенном рынке. Перед гостиницей встает выбор: либо сохранить довольно высокую цену на свои услуги и потерять часть рынка, либо снизить цену, понести убытки на этой разнице, но сохранить или расширить рынок сбыта. Выбор возможной стратегии заключается в дифференцированном ценообразовании на освоенном и новом рынках.
Ценовая стратегия периодической скидки базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Эта стратегия широко применяется при временных и периодических снижениях цен на гостиничные услуги вне сезона, несезонных тарифов туристских фирм и перевозчиков, цен на билеты на дневные представления (спектакли), на напитки в течение дня, а также при установке цен на услуги во время пиковой нагрузки. Стратегия также применяется в условиях, когда туристский продукт «стареет» и снижении цен позволяет удержать объем продаж, и в стратегии «снятия сливок», т.е. установления высокой цены на новый гостиничный продукт в расчете на потребителей, готовых купить его по этой цене. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям.
Ценовая стратегия «случайной» скидки («случайного» снижения цен) опирается на поисковые усилия со стороны клиентов, мотивирующие случайную скидку. Туристская фирма, например, пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и не информированных, покупающих турпоездку скорее по высокой, чем по низкой цене. Поэтому данная стратегия называется еще «продажей по переменным ценам». Основное применение стратегии «случайных» скидок — неоднородность поисковых усилий покупателей, позволяющая турфирмам привлекать скидками информированных клиентов
Экзаменационный билет № 2.
Туризм на микро- и макроэкономическом уровне. Показатели эффективности деятельности туризма.
Экономика туризма основывается на общей экономической теории, основанной на двух подходах: макроэкономическом и микроэкономическом.
В макроэкономике, как и в микроэкономике, используется один и тот же инструментарий, однако каждая из наук анализирует экономические явления и процессы под разным углом зрения. Макроэкономика изучает экономику страны в целом, микроэкономика — состав и распределение общественного продукта. Для экономического образования одинаково ценны обе части экономической теории.
На макроуровне значение туризма оценивается: по вкладу в доход государства; предоставлению рабочих мест, уровню занятости; доходу занятых в системе туризма; туристскому спросу;
туристскому предложению;
роли туризма в платежном балансе страны и другими экономическим выгодам и др.
Важнейшими показателями оценки эффективности деятельности туризма на макроуровне являются:
развитость инфраструктуры туризма;
количество туристов (внутренних, иностранных, выехавших за границу);
доходы от предоставленных туристских услуг;
туристский баланс въездного/выездного туризма и его воздействие на платежный баланс страны;
число рабочих мест;
доходы государственного бюджета, относящиеся к туризму, и др.
Микроэкономика туризма рассматривает экономическое поведение на уровне предприятия — это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.
В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:
экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;
принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;
проблема выбора одного из альтернативных вариантов.
Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор в целях решения следующих вопросов: что производить и в каком объеме; каким образом производить избранные виды благ; кто получает то, что произведено; какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой — для будущего.