Товарный рынок. Этапы проведения анализа состояния конкуренции
Рынок является экономическим понятием, уяснение которого возможно посредством анализа различных составляющих. Ученые указывают, что рынок рассматривается как сфера обращения товара, совокупность сделок между покупателями и продавцами, определенная территория, на которой обращается товар, совершаются сделки[537].
В нормативных актах представлено правовое понятие рынка. В частности, для целей применения антимонопольного законодательства ст. 4 Закона о защите конкуренции раскрыто понятие товарного рынка.
Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Антимонопольный орган анализирует состояние конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, принятии решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, др.
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220[538]. Проведение анализа состояния конкуренции включает ряд этапов.
1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.
2. Определение продуктовых границ товарного рынка — процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.
Товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Разновидностью товара является финансовая услуга, связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Взаимозаменяемые товары — товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Наименование товара определяется исходя из классификационной позиции одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг (ОКВЭД, ОКПД), товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
При определении продуктовых границ товарного рынка в связи с установлением целей приобретения товара определяются и уровневые границы товарного рынка (оптовые, розничные рынки).
3. Определение географических границ товарного рынка предполагает установление границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.
Географические границы рынка напрямую не связаны с делением РФ на федеральные округа и субъекты, но, как правило, этот факт учитывается. Границы могут быть определены всей территорией РФ, если произведенные товары поставляются не только покупателям региона расположения хозяйствующего субъекта, но и покупателям в других регионах[539].
4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, осуществляется на основе доступной информации.
Хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход, индивидуальный предприниматель, другие лица[540]. Хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, является финансовой организацией.
В рамках данного этапа определяется принадлежность хозяйствующих субъектов к группе лиц. Группа лиц — совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, установленным ст. 9 Закона о защите конкуренции.
Ученые рассматривают группу лиц «как одного из субъектов антимонопольных отношений»[541], но следует учитывать, что реализация товара внутри группы лиц не означает, что входящие в эту группу хозяйствующие субъекты утрачивают самостоятельность в гражданско-правовых отношениях[542].
5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется, как правило, на основе объема продаж (поставок).
Объем рынка определяется как сумма объемов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на товарный рынок, к показателю, характеризующему объем товарного рынка.
6. Определение уровня концентрации товарного рынка осуществляется исходя из следующих показателей: а) коэффициента рыночной концентрации (CR) — суммы долей на товарном рынке (в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов; б) индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) — суммы квадратов долей (в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов.
Выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
— высокий при 70% ≤ CR3 ≤ 100% или 2000 ≤ HHI ≤ 10000;
— умеренный при 45% ≤ CR3 ≤ 70% или 1000 ≤ HHI ≤ 2000;
— низкий при CR3 < 45% или HHI < 1000.
7. Определение барьеров входа на товарный рынок предполагает: а) определение обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (экономические, административные ограничения, наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, др.); б) оценку их преодолимости.
8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке включает: а) заключение о том, к какому виду рынков относится товарный рынок (с развитой, недостаточно развитой, неразвитой конкуренцией); б) оценку перспективы изменения конкуренции на товарном рынке (например, при принятии решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией).
9. Составление аналитического отчета, в котором приводятся результаты анализа. В рамках судебных разбирательств на предмет нарушения Закона о защите конкуренции данные отчета оцениваются арбитражным судом.