Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета и финансовой отчетности

Наиболее представительными организациями являются:

1. Комитет международных стандартов финансовой отчетности (IASС / I АSСF)основан 29 июня 1973 г. (штаб-квартира в Лондоне) профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Великобритании, Германии, Ирландии, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции, Японии.

Руководство Фондом МСФО (19 человек) осуществляет Правление (14 человек). Проект каждого стандарта готовится подготовительным комитетом (steering соmmittее) и рабочей группой, назначаемыми Правлением. Проект основных принципов (draft statiment of principles) публикуется для обсуждения. С учетом полученных мнений составляется проект стандарта (exposиre draft, ED) с его последующей публикацией и обсуждением. На дискуссионной основе принимается окончательный вариант стандарта. С 1998 г. документы СМСФО представляются в сети INTERNET. К ним относятся проекты стандартов, разъяснения причин и особенностей применения (Основы для выводов. Basis for concl u sions), несовпадающие мнения.

2. Международная федерация бухгалтеров(IFAC), преобразованная в 1977 г. из Международного комитета по развитию бухгалтерской профессии (International Committee for the Accoиntancy Profession. ICCAP), учреждена представителями 53 стран (Австралия, Аргентина, Багамские острова, Бангладеш, Великобритания, Гана, Греция, Дания, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Норвегия, Пакмлнн, США, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Шри-Ланка и другие). В настоящее время в нее входят153 страны (2,5 млн бухгалтеров).

Цель деятельности Федерации состоит в международной координации, консолидации усилий, укреплении престижа профессиональных бухгалтеров и организации международных конгрессов бухгалтеров (с 1955 г. один раз в 5 лет). Она состоит из комитетов: по образованию, профессиональной этике, финансовому и управленческому учету, международной аудиторской практике (IAPC) и других. Результатом деятельности комитета по аудиторской практике явились директивы (gu idelines): 5 — Предмет аудита, б —Состояние бухгалтерских систем, 8 — Доказательства в аудите, 13-я — Содержание аудиторского отчета, 25-я — Существенность риска в аудите.

Комитетом по профессиональному образованию была подготовлена директива по унификации критериев образования, подготовки и квалификации профессиональных бухгалтеров, в том числе аудиторов. Комитет по этике обобщает национальные кодексы профессиональной этики и принял директивы по профессиональной честности, объективности, независимости аудиторов и конфиденциальности информации, полученной в процессе аудита.

3. ООН. Для практического перехода на стандарты в 1979 г. в Центре ООН по ТНК была создана Межправительственная рабочая группа экспертов по международным бухгалтерским стандартам (ISAR). В настоящее время членами группы являются представители 9 западноевропейских, 3 восточноевропейских, 9 африканских, 6 латиноамериканских, 7 азиатских государств. Ее деятельность связана с изучением национальных бухгалтерских стандартов отдельных стран, проблем их гармонизации с международными стандартами, консультациями в их освоении.

4. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD)создана в 1961 г., а в 1978 г. учредила специальную рабочую группу по бухгалтерским стандартам (OECD WG). В 1976 г. был издан свод правил управления ТНК, в том числе по содержанию финансовой отчетности, и правила добровольного раскрытия компанией учетной политики. Цель деятельности состоит в сближении национальных методик отчетности 24 стран-членов OECD (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония).

Региональные организации:

1.Европейское экономическое сообщество — ЕС,известное также как Европейский общий рынок, было создано в 1957г. В него входят 12 стран: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Голландия, Великобритания, Испания, Португалия. Главными задачами при создании ЕС было обеспечение: а) свободного обращения материальных, трудовых и финансовых ресурсов; б) единых таможенных правил; в) гармонизации права.

2. Европейская федерация бухгалтеров-экспертов FEE)основана в 1986 г. Она является самой авторитетной европейской организацией и специализируется на консультировании Комиссии ЕС по вопросам гармонизации предпринимательской деятельности и бухгалтерского учета.

FEE возникла в результате слияния исследовательской группы бухгалтеров-экспертов (Group d’Etudes des Experts Comptables) и Европейского союза бухгалтеров-экспертов в области учета, экономики и финансов (Union Europeenne des Experts Comptables Economiques et Financiers UEC).

Исследовательская группа бухгалтеров-экспертов была основана в 1966 г. и состояла из представителей профессиональных организаций Великобритании, Канады и США. Группа занималась изучением бухгалтерской практики трех стран, и с ее деятельности начиналась гармонизация учета. Она выпустила 20 отчетов по вопросам отчетности: запасы — 1968 г., консолидированная отчетность — 1972 г., промежуточная отчетность — 1975 г. и другие.

Европейский союз бухгалтеров-экспертов был основан в 1951 г. представителями 18 стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Югославия). Цель его деятельности состояла в стандартизации европейского финансового учета. Основные разработки были сосредоточены в направлении бухгалтерской терминологии (издан справочник в объеме 1400 терминов на 8 европейских языках) в области профессиональной этики и образования аудиторов.

3. Межамериканская ассоциация бухгалтеровоснована в 1949 г. В нее вошли представители 21 страны (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Канада, Коста-Рика, Куба, Колумбия, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, США, Сальвадор, Уругвай, Чили, Эквадор). Цель деятельности состоит в унификации бухгалтерской практики в южноамериканских странах и организации профессиональных конференций с публикацией их результатов.

4. Конфедерация стран Азии и Тихого океанаоснована в 1976 г. В нее вошли представители более 20 стран (Австралия, Бангладеш, Бирма, Канада, Индия, Индонезия, Ливан, Новая Зеландия, Пакистан, Самоа, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Шри-Ланка и другие). Цель деятельности состоит в региональной координации бухгалтерского учета, а в перспективе — в гармонизации бухгалтерских стандартов.

5. Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН Federation of Accountants)основана в 1977 г. представителями 5 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). Цель деятельности состоит в консолидации профессиональных кадров, повышении статуса бухгалтеров, согласовании национальных методологий учета, а в перспективе — бухгалтерских стандартов.

6. Африканский Совет по бухгалтерскому учетуоснован в 1979 г. В него вошли представители 24 стран (Алжир, Ангола, Бенин, Бурунди, ЦАР, Габон, Гвинея, Берег Слоновой Кости, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Судан, Того, Танзания, Верхняя Вольта, Заир, Конго). Цель деятельности состоит в законодательном согласовании национальных бухгалтерских систем, унаследованных от стран-метрополий (Великобритании, Испании, Португалии, Франции и других) и разработке единых стандартов, повышении квалификации бухгалтеров и обмене профессиональным опытом. Стандарты совета ориентируются на французские.

7. Арабское общество аудиторовосновано в 1984 г. Целью его деятельности является развитие учетной методологии и смежных с ней, повышение профессионального уровня бухгалтеров, защита их статуса. В 1985 г. Общество организовало первую арабскую конференцию бухгалтеров.

8. Международная региональная федерация бухгалтеров и аудиторов «Евразия» (МРФБА «Евразия»)учреждено в 1999 г. и представляет около 20 профессиональных организаций от 10 стран СНГ. Цель деятельности состоит в поддержке и содействии бухгалтерским и аудиторским организациям, а также в развитии теории и практики на основе международных стандартов. Сотрудничает с IFАС и ISC, поддержка оказывается от ОЕСО и USAID. Учреждено 5 комитетов: по профессиональному образованию, законодательству, профессиональной этике, стандартам бухгалтерского учета и аудита.

История создания Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). Цели и задачи СМСФО. Состав и характеристика его основных органов, порядок и принципы их формирования

Идея создания Комитета возникла на Х международном конгрессе бухгалтеров в 1972 г. Комитет был основан 29 июня 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими (аудиторскими) организациями Австралии, Великобритании, Германии, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции и Японии. Комитет по МСФО (СМСФО) представляет собой неправительственную профессиональную организацию, членами которой являются бухгалтерские (аудиторские) организации из разных стран.

К 2000 г. в него входило 153 представителя от 112 стран и свыше 2 млн бухгалтеров. В 2000 г. была проведена серьезная реорганизация его структуры и порядка работы. Комитет был переименован в Совет по международным стандартам и финансовой отчетности (СМСФО), реорганизован с отменой членства, и с 2001 г. состоит из Фонда, Правления (Совета), Комитета по интерпретациям, Консультативного совета.

Цели деятельности Фонда сформулированы Правлением во Введении к МСФО (Preface to international financial reporting standards, 2002 г.). В Уставе (Constitution) целями СМСФО заявлены:

1. разработка в общественных интересах единого комплекта высококачественных, доступных для понимания и применимых на практике глобальных бухгалтерских стандартов (global accounting standards), предусматривающих формирование высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности с целью оказания помощи участникам мировых рынков капитала и другим пользователям информации в принятии экономических решений;

2. широкое распространение стандартов и обеспечение их единообразной интерпретации;

3. активная работа с органами, устанавливающими национальные стандарты, для достижения конвергенции этих стандартов с МСФО в интересах высококачественного решения учетных задач.

МСФО ориентируются на коммерческие организации, но некоммерческие также могут их использовать. Они регулируют индивидуальную и консолидированную финансовую отчетность.

Общее руководство деятельностью СМСФО осуществляет Попечительский Совет(Trustees), состоящий из 22 попечителя (доверительных управляющих). Шестеро из них представляют Северную Америку, шестеро – Европу, четверо – азиатско-тихоокеанский регион и шестеро – иные географические регионы. Попечители обычно назначаются на трехлетний срок с возможностью однократного повторного назначения.

Попечители должны проводить заседания не менее двух раз в год. 3аседание считается правомочным, если в нем участвует (лично или с использованием средств телекоммуникаций) 60 % попечителей. Из своего состава они избирают председателя.

К компетенции попечителей относятся:

· обеспечение финансирования деятельности СМСФО;

· назначение членов Правления, в том числе тех из них, кто отвечает за связи с национальными регулирующими органами; назначение членов Комитета по разъяснениям и Консультативного совета по стандартам;

· ежегодное рассмотрение стратегии СМСФО и его Правления, а также эффективности их деятельности;

· ежегодное одобрение бюджета СМСФО;

· рассмотрение общих стратегических вопросов, имеющих значение для бухгалтерских стандартов, пропаганда деятельности СМСФО и последовательного применения МСФО. При этом попечители не могут быть вовлечены в обсуждение и принятие решений по содержательным вопросам разработки стандартов;

· принятие и изменение пpoцeдур работы Правления, Комитета по разъяснениям и Консультативного совета по стандартам;

· одобрение изменений Устава СМСФО;

· осуществление иных полномочий, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции Правления, Комитета по разъяснениям и Консультативного совета по стандартам.

Правление(International Accounting Standards Board – IASB) несет полную ответственность за все содержательные вопросы, включая подготовку и издание МСФО, их проектов, а также выносит окончательное решение об одобрении разъяснений к стандартам.

Правление состоит из 14 членов, двое из которых выполняют эту работу по совместительству. Как минимум пять членов Правления должны иметь опыт практической работы аудиторами, трое должны быть специалистами в области финансовой отчетности, трое – пользователями финансовой отчетности, один – научным работником. Такой состав обеспечивает принятие сбалансированных решений. Семеро членов Правления назначаются ответственными за связи с национальными регулирующими органами – партнерами Правления. Члены Правления назначаются на пятилетний срок с возможностью однократного повторного назначения.

Из числа членов Правления попечители назначают председателя и заместителя председателя. Роль последнего сводится к ведению заседаний Правления при отсутствии председателя.

Основными функциями Правления являются:

· назначение рабочих групп для подготовки стандартов;

· контроль над разработкой стандартов;

· экспертная оценка подготовленных стандартов и окончательное их одобрение.

Комитет по разъяснениям(lnternational Financial Reporting Interpretations Committee – IFRIC) состоит из 12 членов, назначаемых на три года. Председателем этого Комитета назначается один из членов Правления, технический директор или какой-либо иной руководящий работник аппарата СМСФО либо другой специалист, имеющий соответствующую квалификацию. Председатель участвует в обсуждении содержательных вопросов, но не имеет права голосовать. Попечители могут назначать наблюдателей от национальных и международных регулирующих органов без права решающего голоса, которые лишь участвуют в заседаниях Комитета и соответствующих обсуждениях. Каждый член Комитета по разъяснениям имеет один голос.

Главной задачей Комитета является разъяснение порядка применения МСФО и своевременная выработка в контексте Принципов подготовки и представления финансовой отчетности инструкций по вопросам финансовой отчетности, не разрешенным в действующих стандартах.

В задачи комитета входит:

· решение проблем, связанных со вновь возникшими вопросами, которые специально не рассматривались в МСФО;

· решение вопросов, связанных с неудовлетворительными противоречивыми интерпретациями МСФО в условиях отсутствия официальных комментариев.

По поручению Правления он решает и иные задачи. Выполняя возложенные на него задачи, Комитет по разъяснениям должен исходить из того, что Правление СМСФО активно сотрудничает с национальными регулирующими органами для достижения конвергенции МСФО и национальных стандартов. Комитет по разъяснениям публикует проекты разъяснений после их обсуждения с Правлением. Он отчитывается перед Правлением, которое выносит окончательное решение об одобрении разъяснений.

Консультативный советпо стандартам (Standards Advisory Соuncil) — орган, обеспечивающий участие в работе СМСФО широкого круга специалистов и организаций, заинтересованных в развитии международной системы финансовой отчетности.

Основными задачами Совета являются:

· предоставление рекомендаций Правлению по вопросам формирования программы его деятельности и ее приоритетов;

· информирование Правления о существующих мнениях по поводу разработки важнейших проектов стандартов;

· предоставление иных рекомендаций Правлению и попечителям.

Совет состоит из 49 членов, представляющих разные географические регионы и имеющих опыт работы по специальности.

В состав Совета включен один специалист из Российской Федерации. Члены Совета назначаются на три года. Возглавляет Совет председатель Правления. Совет проводит не менее трех заседаний в год. 3аседания открыты для публики.

Председатель Правления одновременно руководит аппаратомСМСФО. Он назначает по согласованию с попечителями технического директора, директора по исследовательской работе и коммерческого директора. Немногочисленный штатный персонал СМСФО состоит из менеджеров проектов, специалистов, занятых исследованиями, и административно-технического персонала. Регламент деятельности СМСФО, как правило, не допускает возможности предоставления персоналом консультаций по содержанию МСФО.

Наши рекомендации