Классическая количественная теория денег
Ряд ученых уделяли внимание определению взаимосвязи между количеством денег и ценами на товары, игнорируя при этом суть денег, особенности их возникновения и развития. Именно в рамках этого направления развивалась классическая количественная теория денег, которая изучала влияние денег и денежно-кредитных отношений на состояние экономики. В основе этой теории лежит утверждение о том, что любое изменение количества денег прямо пропорционально влияет на изменение абсолютного уровня цен товаров и услуг, а, следовательно, на изменения номинального выражения валового продукта, национального дохода.
Количественная теория денег зародилась еще в 16 веке. В те времена в Европе было резкое повышение цен, известное как революция цен — цены повышались в 3-5 раз. Возникла необходимость выяснить причины этого тревожного явления. Увеличение прилива золота с Америки увеличило количество денег, а значит, возросли и товарные цены. Это было первым предупреждением того, что стоимость денег зависит от их количества.
Количественная теория создавала соответственную методологическую основу и для характеристики принципов формирования стоимости денег. В вопросе определения стоимости денег позиция количественной теории совпадает с теориями денежного номинализма. Теоретические идеи количественной теории денег являются методологическим основанием классического и неоклассического направлений.
Классическая количественная теория денег и цен оптимально может быть выражена в рамках анализа уравнения оборота. Еще его называют формулой Фишера:
ДС=ЦТ, где Д- количество денег в обороте; С- скорость оборота за конкретный период; Ц- средний уровень цен; Т - объем товаров и услуг, реализованных за этот период.
Американский экономист Фишер в своем труде «Покупательная способность денег» дал математическое обоснование зависимости уровня цен от массы денежных средств, которые используются при совершении товарооборота. Теория получила название «количественная», так как ее основоположники объясняли влияние денег на процессы в экономике исключительно количественными факторами, а именно изменением денежной массы в обороте. Основополагающим признаком количественной теории является утверждение о том, что уровень товарных цен, и денежная стоимость определяются изменениями количества денег, то есть чем больше денег в обороте, тем ниже их стоимость и выше цены, и чем меньше денег в обороте – тем стоимость выше и цены ниже.
Кардиналистская (количественная) теория полезности (Cardinal utility theory) рассматривает полезность с субъективной точки зрения и оперирует при определении количества полезности абсолютными величинами. Предпочитая тот или иной товар, потребитель через механизм цен (цена является мерой) заставляет производителя выпускать товар, пользующийся спросом. Анализ поведения потребителя позволяет углубить анализ спроса, в основе которого лежит предельная полезность товара. В экономической теории известны два подхода к определению предельной полезности. Более ранний подход получил название кардиналистского (количественного). Экономисты XIX века (Уильям Стенли Джевонс, Карл Менгер, Леон Вальрас, Альфред Маршалл) предположили, что потребитель способен сравнить, соизмерить полезности благ в некоторых единицах ютилях (utility - полезность, выгодность, польза). Предполагается, что потребитель не только в состоянии определить свои предпочтения, но и их интенсивность. Количественную функцию полезности можно выразить в виде:
U = f(x),
где U - полезность;
х - количество благ.
Используя эту функцию, можно определить не только общую полезность, но и предельную полезность, то есть удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага. Такой подход позволяет также сопоставить прирост полезности от потребления дополнительной единицы блага с жертвами (издержками), которые придется понести ради получения этой дополнительной единицы. Кардиналистский подход имеет познавательное значение.
Но найти точные измерители полезности (как килограммы для измерения веса, метры для измерения расстояния и т.д.) невозможно. Полезность одного и того же товара для разных людей будет различна. Кроме того, субъект, вырабатывая свою потребительскую стратегию, оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов, то есть он не может однозначно указать, насколько батон хлеба полезнее молока, но в состоянии оценить, что для него полезнее: два батона и один пакет молока (первый потребительский набор) по сравнению с одним батоном и двумя пакетами молока (второй потребительский набор). Поэтому в дальнейшем была разработана ординалистская (порядковая) теория полезности.
Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только качественно, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. Альтернативой является кардиналистской (количественной) теории полезности.
Согласно этой теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.
Авторами теории можно считать английского экономиста и статистика Ф. Эджуорт, итало-швейцарского социолога и экономиста В. Парето, американского экономиста и статистика И. Фишера. Теория приобрела широкое распространение после систематизации, проведённой в 30-х гг. XX века в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.
Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:
Гипотеза полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.
Гипотеза транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равнозначен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны.
Гипотеза ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.
Гипотеза рефлексивности: A~A
Гипотеза выпуклости
Гипотеза безразличия