Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации
Вопросами государственного регулирования аудиторской деятельности в России занимается уполномоченный федеральный орган – Министерство финансов РФ.
Функциями МФ РФ является:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.
При МФ РФ создан Совет для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. Совет принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений МФ РФ, в разработке стандартов, рассматривает обращения профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа и др.
В состав Совета должны входить представители профессиональных аудиторских объединений (не менее 51%), государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг.
13. Саморегулируемая организация аудиторовсм. Федеральный закон от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ. Статьи 17,18
Аудиторские стандарты
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы.
Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:
—международные стандарты;
—национальные стандарты;
—внутрифирменные стандарты.
Международные стандарты аудита выпускает Международная федерация бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран мира. Россия в федерации представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.
Международные стандарты аудита (МСА) необходимы при аудите финансовой отчетности, аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг, создании национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг, для обеспечения единообразия аудиторской деятельности во всем мире.
Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе МСА. Они являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц.
Каждый стандарт содержит: общие положения, сам стандарт (изложение сути), приложение.
С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
Аудиторские организации вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит из четырех взаимозависимых последовательных блоков:
Общие стандарты:
1) письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
2) понимание деятельности экономического субъекта;
3) порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
4) права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
5) образование аудитора и др.
Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:
1) планирование аудита; 2) аудиторская выборка; 3) аудиторские доказательства; 4) документирование аудита; 5) письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита; 6) первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.
Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:
1) порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской
отчетности;
2) дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
3) заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.
Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:
1) особенности аудита малых экономических субъектов;
2)аудит в условиях компьютерной обработки данных;
3)характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и др.
Внутренние аудиторские стандарты делятся на:
1) внутренние правила аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях (Аудиторская палата России и др.)
2) внутренние правила аудиторской деятельности аудиторский организаций и индивидуальных аудиторов.
Эти стандарты представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторов, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Они включают в себя блоки:
1) структура фирмы (права и обязанности);
2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие российские стандарты;
3) методы проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
4) организация сопутствующих аудиту услуг.