Теоретические аспекты управления затратами в корпорации

Содержание

Введение………………...……………………………………………………………3

1 Теоретические аспекты управления затратами в корпорации

1.1 Элементы системы управления затратами……………………………………..5

1.2 Методы управления затратами в корпорациях………………………………...8

2 Управление затратами в ООО «Зауральские напитки»

2.1 Краткая характеристика объекта исследования……………………………...11

2.2 Оценка управления затратами в организации и калькулирование себестоимости продукции........................................................................................16

3 Совершенстование управления затратами в организации

3.1 Разработка центров ответственности при маржиональном методе управления затратами……………………………………………………………...26

3.2 Практическое применение маржинального анализа на основании данных организации…………………………………………………………………………30

Заключение………………………………………………………………………….35

Список использованных источников……………………………………………...37

Приложения

Введение

В современной экономике, основанной на рыночных принципах хозяйствования, в условиях жесткой конкуренции на первый план выходят вопросы повышения эффективности управления организацией. Совершенствование системы управления сопровождается повышением требований к оперативности и достоверности информации и, как правило, ростом расходов на его осуществление.

Показатель затрат (себестоимость) занимает важное место среди качественных показателей деятельности организации. В нем отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности фирмы. От уровня данного показателя зависят не только объем прибыли, но и уровень рентабельности. Чем экономичнее предприятие использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

Наиболее распространенным методическим решением является организация управления затратами на основе показателя себестоимости продукции.

В условиях постоянно развивающегося рынка организации должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что же обходится организации производство продукции, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности.

Поэтому сегодня часто в теории и практике управления себестоимостью и прибылью декларируется и применяется следующий принцип, самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов организации, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.

Целью выполнения курсовой работы является разработка направлений улучшения управления затратами объекта исследования.

Объектом исследования является деятельность организации ООО «Зауральские напитки».

Данная тема является актуальной, поскольку целью организации является получение максимальной прибыли.

Основными задачами курсовой работы управления затратами ООО «Зауральские напитки» являются следующие:

- рассмотреть теоретические аспекты управления затратами;

- дать краткую характеристику объекта исследования;

- провести анализ управления затратами в организации;

- разработать мероприятия по совершенствованию управления затратами.

Снижение затрат необходимо рассматривать с позиций повышения доходности организации, а экономический эффект должен определяться по результату продажи продукции.

Период исследования 2013 – 2015гг.

В курсовой работе использованы методы факторного анализа, графического представления данных, изучения числовых данных в динамике за ряд лет.

В курсовой работе были использованы учредительные документы – устав, положения о деятельности различных служб общества, бухгалтерская отчетность. Кроме этого использовались различные нормативно-правовые документы и научно-методическая литература.

При написании работы использовались следующие программные продукты:

- Microsoft Word;

- Microsoft Excel.

Теоретические аспекты управления затратами в корпорации

1.1 Элементы системы управления затратами

Деятельность корпораций связана с определёнными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было использовано организацией. Общая величина затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), называется себестоимостью.

В условиях различных форм развития экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности корпорации.

Достижение высоких результатов работы организации предполагает управление затратами на производство и продажу продукции. Это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью организации, он охватывает все стороны происходящих производственных процессов. А.Д. Шеремет [21] считает, что в отечественной практике под управлением себестоимостью продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство продукции, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения.

Для выделения себестоимости всей продукции организации разрабатывается смета затрат на производство. Данные о затратах на продукцию по экономическим элементам определяются в расчетах к бизнес-планам организаций. Себестоимость единицы отдельных видов продукции определяется путем разработки калькуляций [8].

Одни затраты на производство являются простыми, однородными, другие комплексными. Одна часть затрат включается в себестоимость непосредственно прямым путем, другая – распределяется.

В отечественной практике управления затратами существует следующая классификация:

- по экономическим элементам;

- по виду производства - основные и вспомогательные;

- по виду продукции - отдельные изделия, группы однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;

- по виду расходов - статьи калькуляции (для калькулирования себестоимости продукции и организации аналитического учета, и элементы затрат (для составления проектной сметы затрат и учета затрат на производство);

- по месту возникновения затрат - участок, цех, производство, хозрасчетная бригада) [11].

Исчисление себестоимости единицы продукции представ­ляет собой завершающую стадию процесса калькулирования, которой предшествуют другие стадии. В связи с этим различают объекты калькулирования себестоимости продукции и калькуляционные единицы.

Затраты на производство группируют в учете по видам производства (основное и вспомогательное), местам возникновения расходов (центрам ответственности за эти расходы), а затем по объектам калькулирования (видам продукции, работ, заказам) в разрезе статей калькуляции.

К основным относят затраты, непосредственно связанные с производственным (технологическим) процессом изготовления продукции (выполнения работ или оказания услуг), - сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием и управлением им [6].

Переменными называют затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства, - это сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих и т.п. Условно – переменные затраты зависят от объема производства, но в меньшей степени, чем переменные расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и общепроизводственные расходы. К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется (условно – постоянные расходы) при изменении объема производства, - общехозяйственные и общезаводские расходы [13].

Планируемыми являются производительные затраты для соответствующих условий производства. Они в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость продукции. В непланируемые включают затраты, которые по действующему положению отражаются только в фактической себестоимости товарной продукции и на соответствующих счетах в бухгалтерском учете [13].

Для выделения себестоимости всей продукции корпорации разрабатывается смета затрат на производство. Данные о затратах на продукцию по экономическим элементам определяются в расчетах к бизнес-планам организаций. Себестоимость единицы отдельных видов продукции определяется путем разработки калькуляций.

Различают следующие виды калькуляций: плановые, проектно-сметные, отчетные. Конкретная номенклатура статей затрат разрабатывается с учетом отраслевых особенностей производства продукции и применяемых методов организации бухгалтерского учета издержек производства и обращения.

В зависимости от характера продукции, особенностей организации и технологии применяются различные методы калькулирования [4].

Одним из них является нормативный. Благодаря своему универсальному характеру нормативный метод рекомендован к внедрению во всех отраслях народного хозяйства. Он основан на использовании прогрессивных норм расхода на единицу продукции (нормы расхода материалов и заработной платы). Его преимущество состоит в том, что он не только прост в использовании, но и позволяет рационально расходовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы [5].

Основными элементами системы управления себестоимостью производства продукции являются: прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью.

1.2 Методы управления затратами в корпорациях

Управленческие решения, влияющие на величину затрат, принимаются на всех уровнях управления и во всех структурных подразделениях корпорации Координация всей деятельности направлена на оптимизацию затрат.

В корпорациях эту задачу должна решать система контроллинга, в которой в зависимости от конкретных условий используются различные методы управления затратами [9]:

1. В методе целевых затрат за основу берется ожидаемая цена (стоимость объекта), полученная в ходе разработки. Планируется величина скидок, величина налогов, а также желаемая прибыль, исходя из предполагаемого объема продаж. Целевая цена снижается на соответствующую величину и на основе этих данных получают целевые издержки (затраты, которые предприятие может себе позволить при определенном состоянии рынка).

2. Метод формирования затрат на основе отдельных процессов состоит в разбивке общих затрат на отдельные составляющие (по отдельным процессам или видам деятельности), которые оказывают существенное влияние на уровень совокупных затрат предприятия. Это позволяет увеличить «прозрачность» косвенных расходов, понять причину их возникновения, получить более точную калькуляцию.

3. Метод, учитывающий жизненный цикл продукции, заключается в систематическом сокращении затрат по всему жизненному циклу продукта, включая до- и после- производственные услуги. На стадию, предшествующую производству, приходится более 90% всех затрат по созданию новой продукции. Наибольший потенциал воздействия происходит на этапе конструирования и разработки продукта, причем на конечной стадии разработки заново может быть пересчитано менее 10% общей величины затрат. Использование метода, позволяет учитывать развитие событий (модернизацию продукта, дальнейшие снижение или рост объемов его выпуска, параллельное производство товара-заменителя и т.д.) [9].

4. Управление затратами на качество продукции проводится в основном с целью определения важнейших задач по повышению качества данного продукта, когда снижение затрат приводит к незапланированным изменениям конструкции или технологии производства продукции.

5. Метод управления затратами в конкретной среде заключается в концентрации сил и средств на: применении материало- и энергосберегающих технологий, использование вторичных материальных и энергетических ресурсов и отходов, замене дорогостоящего сырья, материалов, топлива, энергии менее дорогими ресурсами, рационализации организации производства, повышение квалификации персонала и т.д.

6. Метод сравнения с лучшими показателями конкурентов базируется на постоянном сопоставлении затрат предприятия с аналогичными данными других корпораций – его конкурентов. Информация, необходимая предприятию при разработке конкурентных преимуществ, получается из анализа позиции на рынке в сравнении с позициями конкурентов. Основными подходами к формированию конкурентных преимуществ являются: экономия на затратах, уникальное продуктовое предложение, специализация предприятия, заключающаяся в обслуживании либо широкого круга потребителей, например всего целевого рынка, либо только центральных целевых его сегментов.

7. Метод стратегического управления затратами представляет собой анализ цепочки ценностей предприятия, стратегического позиционирования предприятия, факторов, определяющих затраты. Управление затратами различно в зависимости от выбранной предприятием стратегии [9].

Предприятие формирует стратегию собственного развития, которая, в свою очередь, определяет уровень неопределенности внешней среды, а последнее задает требования к глобальной системе управления затратами на предприятии. Возможно наличие несколько стратегий, которых может придерживаться предприятие, чтобы выиграть в конкурентной борьбе [16].

Важным элементом управления затратами является планирование. Планирование себестоимости осуществляется с целью определения размеров и изыскание возможностей ее снижения [18].

Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании уточняются перспективные планы на основе данных плановых смет и калькуляций затрат на продукцию. Расчеты плановой себестоимости производства продукции используются при планировании прибыли, определении мероприятий технического прогресса, а также при установлении цен. Система планирования направлена на организацию контроля затрат и получения прибыли, а также координацию всех планов корпорации расходование персоналом всех видов ресурсов в организации [17].

При планировании себестоимости производства продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат. Поэтому составлению плана по себестоимости должен предшествовать анализ фактической себестоимости за отчетный период с целью выявления резервов уменьшения затрат.

Последовательность составления плана по себестоимости следующая: составляется расчет снижения затрат на продукцию за счет влияния технико-экономических факторов; определяется сумма затрат на обслуживание и управление; составляются плановые калькуляции себестоимости; составляется смета затрат на продукцию.

Система фактических затрат основана на исчислении фактической себестоимости продукции [16].

Экономический анализ, как элемент управления затратами находится в тесной взаимосвязи с остальными его составляющими. Он строится на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Главная цель анализа – выявление разных возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство продукции и обеспечение прибыли.

Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства организацией и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.

2 Управление затратами в ООО «Зауральские напитки»

2.1 Краткая характеристика объекта исследования

Общество с ограниченной ответственностью «Зауральские напитки» является юридическим лицом – коммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его участниками максимальной прибыли на вложенный капитал, путем осуществления различных видов коммерческой деятельности, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности Общества.

Полное наименование организации – Общество с ограниченной ответственностью «Зауральские напитки». Сокращенное название – ООО «Зауральские напитки». Месторасположение организации - Курганская область, г. Курган, ул. М. Горького, 3.

ООО «Зауральские напитки» является приемником фирмы ТОО «Зауральские напитки». Одними из главных целей деятельности данного предприятия является систематическое получение прибыли в процессе производства и реализации продукции собственного производства.

Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава, учредительного договора и законодательства РФ. Общество является правопреемником товарищества с ограниченной ответст­венностью - фирмы «Зауральские напитки».

Целью Общества является извлечение максимальной прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необ­ходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В соответствии с Уставом ООО «Зауральские напитки» осуществляет следующие виды деятельности:

- изготовление и реализация пива и безалкогольных напитков;

- торгово-закупочная деятельность;

- коммерческая, посредническая, дилерская деятельность;

- использование и реализация отходов производства;

- автотранспортные услуги.

В собственности Общества находятся имущество (материальные ценности и финансовые ресурсы), которое образуется за счет взносов учредителей, предназначенных для оплаты акций в уставный капитал, спонсорских средств, доходов от производственно-хозяйственной деятельности, краткосрочных кредитов, а также иных поступлений.

За всю историю существования предприятия, качество продукции курганских пивоваров было неизменно высоким. Это подтверждено многочисленными наградами. Например, только с 2001 по 2005 год, предприятием было получено 44 медали различного достоинства и Гран-при на различных международных выставках и конкурсах.

Для эффективной работы любого промышленного или сельскохозяйственного предприятия необходимо разделение труда - организационная структура предприятия (приложение 1).

Координация деятельности подразделений и взаимодействие организации с внешней средой осуществляется с помощью трёхуровневой структуры управления функционального типа. Она представлена: учетно-финансовым отделом, отделом по технике безопасности, отделом производства, в состав которого входят склад готовой продукции, центральный склад, на который поступает сырье для производства; холодильные камеры для продукции (4 холодильных вагона), а так же два цеха – производства и разлива, также такими отделами как отдел охраны, отдел снабжения, инженерной службой к которой относятся: автопарк, автомойка, гараж, автомастерская, склад ГСМ, отделом продаж и хозяйственной частью: котельной и столовой.

Органы управления и исполнители специализируются на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций), функциональные подразделения имеют право давать указания и распоряжения (в пределах полномочий) нижестоящим подразделениям.

Структура управления организацией представляет собой соподчинение одного должностного лица другому должностному лицу или одного органа управления другому органу. Руководство предприятия осуществляет генеральный директор, его заместителем является коммерческий директор предприятия. Структура управления ООО «Зауральские напитки» представлена в приложении 2. Органы управления и исполнители специализируются на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций), функциональные подразделения имеют право давать указания и распоряжения (в пределах полномочий) нижестоящим подразделениям.

В настоящее время руководителем ООО «Зауральские напитки» является генеральный директор Кузьмин А.Г., который принимает все решения, касающиеся деятельности предприятия, совместно с Общим Собранием участников. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является ревизионная комиссия. Планово-экономический отдел осуществляет экономическое планирование и контроль производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности организации, является самостоятельным структурным подразделением организации и подчиняется непосредственно ее руководителю или одному из его заместителей.

Генеральный директор осуществляет общее управление предприятием. Ему подчиняются коммерческий директор, заместитель генерального директора, юрист, бухгалтерия. Коммерческому директору в свою очередь подчиняется отдел сбыта, который производит сбыт продукции, магазины, снабжение.

Бухгалтерия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе – составление отчетности. Главный бухгалтер несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, выполнение требований всех действующих нормативных документов по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности предприятия, а также за получение достоверной информации об имущественном и финансовом положении предприятия на основании данных бухгалтерского учета.

Экономическая служба проводит всесторонний анализ результатов деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия, улучшению использования производственных фондов, выявлению и использованию резервов на предприятии, осуществляет методическое руководство вопросами научной организации труда, участвует в разработке технико-экономических нормативов и конкретных показателей по экономическому стимулированию и др.

Сформированная структура управления ООО «Зауральские напитки» является оптимальной для условий хозяйства и не требует изменения. Штат организации и его структурных подразделений укомплектован. В организации используется линейная структура управления.

ООО «Зауральские напитки» в последнее время является одним из наиболее благополучной организации на территории г. Кургана Динамика и структура товарной продукции ООО «Зауральские напитки» отражена в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика и структура товарной продукции

№ п/п Виды продукции Годы
тыс. р. уд. вес. % тыс. р. уд. вес. % тыс. р. уд. вес. %
А
Пиво 74,11 73,89 68,45
Минеральная вода 22,11 20,81 25,44
Квас 1,34 1,52 1,22
Питьевая вода 2,44 3,78 4,89
Итого

Сегодня фирма «Зауральские напитки» - это 11 сортов высококачественного пива, 4 сорта минеральных питьевых вод, 3 сорта ароматизированной минеральной воды, 5 сортов сладких и 2 сорта сокосодержащих напитков, а также квасной напиток. В июне 2011 года в честь основателя курганского пивоваренного завода была выпущена новая линейка пива «Vaclav Gample». Лидирующее положение в ассортименте продукции занимает производство пива, удельный вес которого в динамике трех лет составляет более 68% от общего объема реализации. В стоимостном выражении наблюдается также рост стоимости продукции пива на 63692 тыс.р.

Разлив и продажа минеральной воды за период исследования увеличилось на 53088 тыс.р., что способствует росту удельного веса данного вида продукции с 22,11 % в 2013г. до 25,44 % в 2015г. Наибольший тем роста наблюдается у продукции – питьевая вода, стоимость которой увеличилась на 20003 тыс.р. и составила в 2015 г. 33213 тыс.р., что привело к росту удельного веса с 2,44 % до 4,89 % от общего объема реализации.

Основными показателями эффективности деятельности организации являются финансовые результаты организации (таблица 2).

Таблица 2 – Показатели финансовых результатов деятельности

№ п/п Показатели Годы
А
Выручка, тыс. р.
Полная себестоимость, тыс. р.
Прибыль от продаж, тыс. р.
Чистая прибыль (убыток), тыс. р.
Рентабельность продаж, (по прибыли от продаж), % 21,92 19,19 20,70

Анализ проводится на основании приложений 3-4.

За период исследования выручка организации выросла на 137815 тыс.р. или на 27,42 %, полная себестоимость реализованной продукции увеличилась на 115903 тыс.р. или на 27,42 %.

Рост выручки организации способствует росту прибыли от продаж на 21912 тыс.р. или на 18,46 %. Чистая прибыль под влиянием прочей деятельности организации увеличилась за период исследования на 24084 тыс.р. или на 26,28 % и составила в 2015 г. 115717 тыс.р. Несмотря на рост показателя прибыли от продаж, рентабельности продаж за период исследования сократилась с 21,92 % в 2013 г. до 20,70 % в 2015 г.

Таким образом, за период исследования эффективности производственной деятельности снизилась, о чем свидетельствует сокращение показателей рентабельности производства и продаж. Однако за анализируемый период происходит рост выручки, производственных ресурсов организации.

2.2 Оценка управления затратами в организации и калькулирование себестоимости продукции

Организация осуществляет учет затрат и калькулирование себестоимости продукции с использованием бесполуфабрикатного варианта попроцессного метода.

Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется фирмами, которые серийно производят массовую продукцию или имеют непрерывный производственный процесс. В этом случае целесообразно вести учет затрат, связанных с продукцией, произведенной за определенный период времени.

Процессом считается комплекс технологических операций, завершаемый выходом полуфабриката или готовой продукции. Затраты на производство при попроцессном методе учитывают по отдельным фазам, стадиям, переходам, которые обобщенно называют процессами. В результате после каждого процесса вырабатывают полуфабрикат, а в конечном итоге - готовую продукцию. Перечень процессов устанавливают на основе данных о технологических процессах с учетом используемого оборудования, прерывности процессов производства, характера выпускаемых полуфабрикатов, продукции и других специфических условий.

Себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы производственных затрат, отнесенных на определенное подразделение за определенный промежуток времени, на количество единиц продукции, произведенных за этот же промежуток времени.

Последовательность выполняемых операций при расчете себестоимости учета наглядно представлена на рисунке 1.

Теоретические аспекты управления затратами в корпорации - student2.ru

Рисунок 1 - Последовательность выполняемых операций при расчете себестоимости

Зная зависимость организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции от ряда факторов, предъявляемые требования к ней и общие принципы ее организации, отметим, что технологически пивоваренные предприятия относятся к обрабатывающим отраслям производства. Производство пива - сложный и длительный процесс, характеризуется, как правило, однородностью структуры технологического процесса. Оно состоит из нескольких фаз и переделов, в которых сырье и основные материалы превращаются в готовый продукт: производство солода, получение пивного сусла, сбраживание сусла пивными дрожжами, дображивание (созревание), фильтрация пива, розлив. Основным сырьем для его производства служат ячмень, хмель и вода.

Процесс производства пива на данном предприятии организован в следующих производственных цехах:

- производство солода;

- варочный - производство пивного сусла;

- бродильный — сбраживание сусла, получение зеленого пива;

- лагерный - выдержка (созревание), получение лагерного пива и его осветление (фильтрация);

- разливочный - розлив в бутылки, банки, бочки, обработка тары и сдача готовой продукции на склад.

Применение попередельного метода обусловленно особенностями производственного процесса: исходное сырье пробегает ряд последовательных переделов (варочный, бродильный, лагерный, разливочный), пока, в конечном счете, из последнего передела не выйдет готовый продукт (пиво). Результатом обработки на каждом переделе является получение полуфабриката (горячее сусло, зеленое пиво, лагерное пиво, готовое пиво в бутылках или бочковом розливе).

В организации учитывают незавершенное производство. Оно имеет место:

- в солодовом производстве — ячмень в замочных чанах, на токах, в ящиках, зеленый солод в овинах;

- в варочном цехе - горячее сусло;

- в бродильном цехе - зеленое пиво;

- в лагерном цехе - лагерное пиво.

Остатки незавершенного производства инвентаризуются на всех стадиях производства ежемесячно на 1-е число. Контроль за движением полуфабрикатов (незавершенного производства) внутри цехов осуществляется в натуральном выражении, без записи по счетам. Поэтому данный вариант расчета себестоимости при попроцессном методе учета затрат называется бесполуфабрикатным.

Рассмотрим пример расчета себестоимости единицы продукции. Себестоимость 1 дала (1 дал- 10 литров) пива образуется из материальных, трудовых и других затрат в солодовом производстве и затрат на обработку, возникающих в последующих переделах (процессах) (рисунок 2).

Теоретические аспекты управления затратами в корпорации - student2.ru

Рисунок 2 - Схема калькулирования себестоимости единицы пива

Таким образом, согласно рисунку 6, себестоимость конечного продукта составляет сумму всех затрат всех цехов, а стоимость продукции незавершенного производства в промежуточных процессах не калькулируется.

На анализируемом предприятии применяется попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Процесс производства организован в следующих цехах: солодовое производство, варочный цех, бродильный, лагерный и разливочный цеха. Себестоимость продукции образуется из материальных, трудовых и других затрат в первом цехе и затрат на обработку, возникающих в последующих цехах.

В ООО «Зауральские напитки» расчетом фактической себестоимости занимается планово-экономический отдел, который составляет ведомость «Расчет фактической себестоимости», форма которой представлена за период 2015г. в таблице 3.

Таблица 3 – Динамика фактических затрат за 2015г., тыс.р.

№ п/п Статьи затрат Фактические затраты
пиво минеральные воды чистая вода бутылки пустые всего по заводу
А
Сырье за вычетом отходов
Вспомогательные материалы
Заработная плата
Начисления на заработную плату
Лизинг (пиво), налог на полезные ископаемые
Амортизация
Охлаждение
Топливо
Электроэнергия
Цеховые расходы
Общезаводские расходы
Коммерческие расходы
Себестоимость

На основании данных, представленных бухгалтерией (первичных учетных документов по учету материалов, заработной платы, отчислений от заработной платы, брака, общецеховых, общехозяйственных и других расходов) планово-экономический отдел распределяет затраты по статьям калькуляции и формирует фактическую себестоимость по каждому виду продукции.

Фактические затраты в 2015г. по данным таблицы составили 538605 тыс.р., что приходится 457806 тыс.р. на производство пиво, 65724 тыс.р. на производство минеральной воды, 4368 тыс.р. на производство чистой воды и 10703 тыс.р. на производство чистых бутылок. Выполнение плана по себестоимости продукции представлено в таблице 4.

Таблица 4 – Выполнение плана по производству продукции

№ п/п Статьи затрат Плановые затраты, тыс.р. Фактические затраты всего по заводу, тыс.р. Процент выполнение плана, % Отклонение от плана, тыс.р.
А
Сырье за вычетом отходов 79,20 29436,05
Вспомогательные материалы 81,70 15654,7
Заработная плата 100,00
Начисления на заработную плату 100,00
Лизинг (пиво), налог на полезные ископаемые 100,00
Амортизация 100,00
Охлаждение 100,00
Топливо 98,34 84,24
Электроэнергия 100,00
Цеховые расходы 99,17 878,02
Общезаводские расходы 97,50 1602,17
Коммерческие расходы 96,67 1105,91
Себестоимость 90,66 50295,26

Стоимость валовой продукции (себестоимость продукции) за 2015г. была запланирована в размере 488306 тыс.р., а фактическая стоимость продукции составила 538601 тыс.р. Выполнение плана по производству продукции составила 90,66 % или плана невыполнен из-за превышения стоимости на 50295,26 тыс.р. Причина сложившейся ситуации – повышение стоимости сырья, вспомогательных материалов. Стоимость сырья увеличилась на 25 %, а стоимость вспомогательных материалов на 22 %.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в 2015г. план по стоимости валовой продукции был не выполнен из-за роста стоимости импортного сырья. Рост стоимости импортного сырья произошел из-за падения курса валюты в течение в 2014 г.

Динамика уровня затрат представлена в таблице 5.

Таблица 5-Динамика уровня затрат организации по обычным видам деятельности

№ п/п Показатели Годы
А
Выручка от продаж, тыс.р.
Общая сумма затрат, тыс.р.
2.1 материальные затраты, тыс.р.
2.2 затраты на оплату труда, тыс.р.
2.3 отчисления на социальные нужды, тыс.р.
2.4 амортизация, тыс.р.
2.5 прочие затраты, тыс.р.
Величина затрат на 1 р. проданной продукции 0,82 0,81 0,79

За 2013г. общая сумма затрат организации составила 442702 тыс.р., за два последующих года затраты увеличились до 538605 тыс.р. в 2015г.

Рост произошел по всем элементам затрат. Значительный рост наблюдается по материальным расходам и по затратам на оплату труда. Материальные расходы за период 2013-2014гг. увеличиваются на 7567 тыс.р. и составляют в 2014г. 248590 тыс.р. За период 2014-2015гг. материальные затраты увеличились на 62064 тыс.р.

Величина затрат, приходящаяся на 1 р. товарной готовой продукции за анализируемый период незначительно снижается, что является положительным моментом, так как свидетельствует о снижении себестоимости продукции.

За период 2013-2014гг. величина затрат на 1 р. проданной продукции снижается с 0,82 р. до 0,81 р., а за период 2014-2015гг. сокращается на 0,02 р. и в 2015г. составляет 0,79р.

На протяжении всего анализируемого периода величина затрат на 1 р. проданной продукции меньше 1, что свидетельствует о прибыльности обычного вида деятельности организации.

В таблице 6 рассмотрим структуру общей суммы затрат на производство продукции.

Таблица 6 -Динамика структуры затрат организации по обычным видам деятельности

№ п/п Элементы затрат Удельный вес в общей структуре, %
годы
Материальные затраты 54,44 55,48 57,68
Затраты на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) 27,48 28,05 27,09
Амортизация 10,86 12,35 11,85
Прочие затраты 7,21 4,12 3,38
Общая сумма затрат по обычным видам деятельности 100,00 100,00 100,00

В общей сумме затрат анализируемой организации материальные затраты за весь период исследования занимают наибольший удельный вес. За 2013г. доля их составила 54,44% от общей суммы, за 2014г. – 55,48%, за 2015г. – 57,68%.

Удельный вес заработной платы с отчислениями сокращается с 27,48% в 2013г. до 27,09% в 2015г.

Амортизация составляет в структуре затрат организации за анализируемый период боле 10 % от общей суммы затрат.

Прочие затраты за период исследования снизили удельный вес в структуре затрат организации с 7,21 % до 3,38 %.

Группировка затрат по статьям расходов позволяет опреде­лить затраты по местам их возникновения, установить, во что обходится организации производство и продажа отдельных видов продукции.

Экономическая эффективность интенсификации проявляется в снижении себестоимости продукции, росте производительности труда, в повышении рентабельности производства. Данные показатели объединены в таблице 7.

Таблица 7 - Эффективность управления производственными затратами

№ п/п Показатели Годы
А
Производительность труда, тыс.р. 1691,83 1706,11 2070,73
Фондоотдача, тыс.р. 1,09 0,93 1,05
Фондовооруженность, тыс.р. 1550,26 1831,69 1976,01
Фондоемкость, тыс.р. 0,92 1,07 0,95
Уровень рентабельности производства, % 28,08 23,75 26,10

За анализируемый период наблюдается рост показателей эффективности использования ресурсов. Производительность труда из-за увеличения выручки выросла с 1691,83 тыс.р. до 2070,73 тыс.р. Рост стоимости основных производственных фондов происходит более быстрыми темпами, чем выручка организации, что способствует снижению показателя фондоотдачи с 1,09 р. до 1,05 р.

За период исследования обеспеченность основными производственными фондами увеличивается, так как показатель фондовооруженности увеличился с 1550,26 тыс.р. до 1976,01 тыс.р. Анализируя все экономические показатели в совокупности по годам можно сказать, что у организации увеличивается потребление ресурсов, что приводит к росту себестоимости продукции. Как следствие - снижение показателей эффективности производства - рентабельности производства с 28,08% до 26,10 % , что является отрицательной тенденцией.

Недостатком существующей системы управления затрат на данном предприятии является то, что применяемый метод не позволяет оперативно изучать взаимосвязь между объемом производства, затратами и доходом, не позволяет принимать оперативные управленческие решения.

Наши рекомендации