Вопрос. Страховые взносы в 2015 году и отчётность по ним

ВАРИАНТ 3

Содержание

Вопрос ……………………………………………………………………….
Задача ………………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………..

Вопрос. Страховые взносы в 2015 году и отчётность по ним

В соответствии со ст. 5 Закона о страховых взносах бюджетные учреждения, осуществляющие выплаты и вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

За период 2014-2015 годов в данный федеральный закон вносились изменения:

- Федеральным законом РФ от 01.12.2014 № 406-ФЗ;

- Федеральным законом РФ от 29.11.2014 № 378-ФЗ;

- Федеральным законом РФ от 28.06.2014 № 188-ФЗ;

другими законами.

Положения вышеперечисленных законов вступают в силу с 1 января 2015 года. В рамках данной главы рассмотрим основные новшества, которые бюджетному учреждению следовало учесть в работе в этом году при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФФОМС).

Определение базы для исчисления страховых взносов

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о страховых взносах база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 2 ст. 7 данного закона, за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением выплат, приведенных в ст. 9 Закона о страховых взносах.

В 2015 году для определения базы в целях исчисления страховых взносов нужно учитывать следующие поправки, внесенные в ст. 9 Закона о страховых взносах:

1) в соответствии с пп. «д» п. 2 ч. 1 данной статьи все компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, независимо от основания, освобождаются от обложения страховыми взносами только в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (Письмо Минтруда РФ от 29.04.2015 № 17-4/В-226);

2) на суммы возмещения работодателем расходов на наем жилого помещения в командировке, которые работник документально не подтвердил, нужно начислять страховые взносы (ч. 2);

3) в пункт 7 ч. 1 указанной статьи была внесена уточняющая поправка, согласно которой положения о членах семьи работников исключены из данного пункта. Данная корректировка была связана с тем, что выплаты в их пользу не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах, независимо от положений ст. 9 данного закона (Письмо Минтруда РФ от 20.05.2015 № 17-3/10/В-3536).

Далее законодатель внес поправку, касающуюся провоза багажа до 30 кг при следовании в отпуск. Теперь с 1 января страховые взносы не начисляются на стоимость провоза багажа в случае проведения отпуска в России. Ранее данная норма применялась только при выезде за границу.

Кроме того, в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах приведено определение пункта пропуска через государственную границу РФ. При вылете работника за рубеж таким пунктом признается международный аэропорт, в котором осуществляется пограничный контроль (Письмо Минтруда РФ от 20.05.2015 № 17-3/10/В-3536).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов

С 1 января 2015 года установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды (Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316):

- в части выплат в ФСС в отношении каждого физического лица - сумма, не превышающая 670 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года;

- в части выплат в ПФР в отношении каждого физического лица - сумма, не превышающая 711 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года.

Страховые взносы в ФФОМС начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений в пользу физических лиц без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов (ч. 4 и 5 ст. 8, ч. 1.1 ст. 58.2 Закона о страховых взносах).

Тарифы страховых взносов

Федеральным законом от 01.12.2014 № 406-ФЗ внесены изменения в ст. 58.2 «Тарифы страховых взносов в 2012-2017 годах» Закона о страховых взносах. В частности, в ней появилась ч. 1.1, в которой приведены тарифы страховых взносов для организаций, не применяющих пониженные тарифы. С учетом внесенных поправок в 2015 году такие плательщики применяют следующие тарифы страховых взносов:

База для начисления страховых взносов Тариф страховых взносов, %
в ПФР в ФСС в ФФОМС
В рамках установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 2,9 5,1
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 5,1

Нельзя не отметить изменения в части применения пониженных тарифов страховых взносов. С 1 января 2015 прекратили действовать пониженные тарифы (и соответствующие коды категорий застрахованных лиц), установленные для применения в 2012-2014 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1-3, 7 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах. К ним, в частности, относились плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Отметим, что с 01.01.2015 право на применение пониженных тарифов установлено только для следующих категорий (ст. 58.4 и 58.5 Закона о страховых взносах):

- для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника свободной экономической зоны в Крыму;

- для плательщиков, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

Порядок перечисления страховых взносов

С учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ в ст. 15 Закона о страховых взносах, с 1 января 2015 года сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФСС, ФФОМС, на соответствующие счета Федерального казначейства.

Обращаем внимание, что в 2015 году переплату по одному виду страховых взносов можно зачесть в счет будущих платежей по другому виду взносов, если контроль за уплатой обоих видов взносов осуществляет один и тот же орган (ч. 21 ст. 26 Закона о страховых взносах).

Отчетность по формам 4-ФСС и РСВ-1 ПФР в 2015 году

Статьей 15 Закона о страховых взносах установлена обязанность плательщиков страховых взносов представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов расчеты по утвержденным формам. При этом работодатели, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превысила 25 человек, обязаны представлять расчеты в форме электронных документов.

В территориальный орган ФСС плательщики страховых взносов обязаны представить отчет по форме 4-ФСС за 2015 год:

- на бумажном носителе - не позднее 20.01.2016;

- в форме электронного документа - не позднее 25.01.2016.

Форма расчета и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59 (далее - Порядок № 59). Расчет по новой форме бюджетные учреждения представляют с I квартала 2015 года. Напомним, что ранее они должны были представлять отчетность по страховым взносам в ФСС по форме, установленной Приказом Минтруда РФ от 19.03.2013 № 107н.

Далее выделим основные моменты, которые необходимо учесть при заполнении формы.

Состав отчетной формы определен п. 2 Порядка № 59. Обязательными для представления всеми плательщиками страховых взносов являются титульный лист, таблицы 1, 3, 6, 7, 10 формы.

В случае отсутствия показателей для заполнения таблицы 2, 3.1, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 8, 9 не заполняются и не представляются.

Титульный лист формы расчета 4-ФСС, кроме подразд. "Заполняется работником территориального органа Фонда", заполняется плательщиком страховых взносов (страхователем). Согласно внесенным в форму расчета изменениям регистрационный номер страхователя указывается без дополнительного кода, предусмотренного для обособленного подразделения организации-страхователя. Соответствующих ячеек в новой форме нет.

При заполнении титульного листа необходимо обратить внимание на вносимую информацию в поле «Численность работников». В соответствии с п. 5.14 Порядка № 59 в данном поле указывается численность застрахованных лиц, определяемая как сумма среднесписочной численности работников и численности женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, и работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на отчетную дату.

При расчете численности работников следует руководствоваться Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденными Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.

Дополнительно к сказанному отметим, что в силу внесенных Приказом ФСС от 20.07.2015 № 304 поправок в п. 5.16 Порядка № 59 печать на титульном листе проставляется только при ее наличии.

Таблица 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" отражает состояние расчетов с ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Состав таблицы и порядок ее заполнения не изменились по сравнению с предыдущей формой. Однако следует обратить внимание на строку 7 «Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов». С 1 января 2015 стал возможен зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по другому виду страхования, администрируемых тем же органом (ч. 21 ст. 26 Закона о страховых взносах). Зачет производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа. Информация по данному взаимозачету отражается по указанной строке.

Таблица 2 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации». Как и ранее, учреждение-работодатель отражает в данной таблице информацию о расходах, произведенных за счет средств ФСС по выплате социальных пособий с начала расчетного периода.

В соответствии с п. 9 Порядка № 59 при заполнении таблицы указываются следующие сведения:

в графе 3 по строкам 1-6, 12 указывается количество оплаченных дней; по строкам 9-11 - количество произведенных выплат; по строкам 7, 8, 14 - количество пособий;

в графе 4 отражаются расходы нарастающим итогом с начала расчетного периода, зачтенные в счет страховых взносов, начисляемых в ФСС, в том числе в графе 5 отражаются расходы, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета.

Отметим, что по строке 1, помимо расходов на выплату пособий, произведенных физическим лицам - гражданам РФ на основании листков нетрудоспособности, теперь нужно отражать расходы на выплату пособий, в пользу работающих застрахованных лиц, являющихся гражданами государств - членов ЕАЭС.

Необходимо отметить, что таблица 2 дополнена новыми строками:

строка 13 «Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, начисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами»;

строка 16 «Справочно: начисленные и невыплаченные пособия», в которой отражается сумма начисленных и невыплаченных пособий, за исключением сумм пособий, начисленных за последний месяц отчетного периода, в отношении которых не пропущен установленный законодательством РФ срок выплаты.

Напомним, что согласно нормам ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и в порядке, который устанавливается федеральными законами.

С 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС.

Таблица 3 «Расчет базы для начисления страховых взносов». При заполнении данной таблицы следует обратить внимание, что в силу п. 10.1 Порядка № 59 по строке 1, помимо сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц согласно ст. 7 Закона о страховых взносах, отражаются выплаты и вознаграждения, начисленные по международным договорам. Также по данной строке отражаются суммы, начисленные в пользу физических лиц, являющихся гражданами государств - членов ЕАЭС в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (договор ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ). Напомним, что государствами членами ЕАЭС являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, а с 01.05.2015 - Киргизская Республика.

По строке 2 в соответствующих графах отражаются суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами согласно ст. 9 Закона о страховых взносах и на основании международных договоров.

По строке 3 в соответствующих графах отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, которая в 2015 году составляет 670 тыс. руб.

По строке 4 отражается итоговая сумма базы для начисления страховых взносов (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3).

Следует учесть, что в 2015 году в данной таблице не отражается информация о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы.

В строках 5, 6, 7, 8 детализируется информация о выплатах физическим лицам, в отношении которых учреждение вправе принять пониженные тарифы. Так, по строке 8 в соответствующих графах указывается сумма выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), кроме лиц, являющихся гражданами государств - членов ЕАЭС. Напомним, что с таких выплат плательщик страховых взносов (страхователь) уплачивает страховые взносы по тарифу 1,8%.

Таблица 3.1 «Сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации". Если бюджетное учреждение отразило информацию по строке 8 таблицы 3, то оно обязано заполнить таблицу 3.1.

В графах 3-5 таблицы 3.1 отражается информация о физическом лице - иностранном гражданине или лице без гражданства: ИНН, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС) в системе персонифицированного учета ПФР, гражданство (при наличии).

Таблица 6 «База для начисления страховых взносов» является одной из таблиц разд. II расчета 4-ФСС. Напомним, что в данном разделе сконцентрирована информация о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения. Как и ранее, по строкам 3, 4, 5 отражается сумма выплат и иных вознаграждений, осуществляемых в пользу работников организации с детализаций выплат, на которые страховые взносы не начисляются (строка 5), и выплат, которые производятся в пользу работающих инвалидов (строка 4).

По строке 6 указывается размер страхового тарифа, устанавливаемый в зависимости от класса профессионального риска, к которому относится плательщик страховых взносов (страхователь) (подразделение).

По строке 7 указывается скидка к страховому тарифу, по строкам 8 и 9 - надбавка к страховому тарифу. В строке 10 - размер страхового тарифа с учетом скидки (надбавки) в процентах.

Таблица 7 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Информация таблицы 7 повторяет информацию из таблицы 1. По аналогии с заполнением строки 7 таблицы 1 в строке 7 таблицы 7 отражается зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам, подлежащим взысканию, а также зачет, произведенный в соответствии с ч. 21 ст. 26 Закона о страховых взносах (п. 26.7 Порядка № 59).

Строки 10 и 11 таблицы 7 детализируют информацию по задолженности за территориальным органом ФСС. Так, по строке 10 отображаются суммы задолженности, образовавшейся за счет превышения произведенных расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний над суммой страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС. По строке 11 - суммы задолженности, образовавшейся за счет излишне уплаченных страхователем сумм страховых взносов.

Таблица 8 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не претерпела значительных изменений. В нее лишь добавлена новая строка 11, где справочно указывается сумма начисленных и невыплаченных пособий, за исключением пособий, начисленных за последний месяц отчетного периода, в отношении которых не пропущен установленный законодательством РФ срок выплаты.

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года».

По строке 1 в графе 3 данной таблицы указываются уточненные сведения об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих специальной оценке условий труда, вне зависимости от того, проводилась она или нет. Если она не проводилась совсем, то в графах 4-6 ставится 0.

В случае если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда не истек, то по строке 1 в графах 3-6 в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» указываются сведения на основании аттестации.

По строке 2 в графах 7-8 указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры.

В заключение отметим, что появление новой формы 4-ФСС обусловлено изменениями, которые были внесены в законодательство о страховых взносах в конце 2014 года.

В территориальный орган ПФР плательщики страховых взносов обязаны представить отчет по форме РСВ-1 ПФР за 2015 год:

- на бумажном носителе - не позднее 15.02.2016;

- в форме электронного документа - не позднее 20.02.2016. Поскольку 20 февраля 2016 года приходится на субботу, то крайний срок сдачи переносится на понедельник 22.02.2016.

Форма расчета РСВ-1 ПФР и Порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п (далее - Порядок № 2п). Постановлением Правления ПФР от 04.06.2015 № 194п в данную форму были внесены изменения, и страхователи были обязаны представлять расчет по обновленной форме начиная с первого полугодия 2015 года (Информационное Письмо ПФР от 30.07.2015).

Акцентируем внимание на заполнении основных разделов отчетной формы с учетом внесенных изменений.

Состав отчетной формы определен п. 2 Порядка № 2п. Титульный лист, разд. 1, подразд. 2.1 разд. 2 расчета заполняются и представляются всеми плательщиками, состоящими на регистрационном учете в территориальном органе ПФР. Если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, то в расчет РСВ-1 ПФР включается столько страниц разд. 2, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода.

Раздел 3 заполняется и представляется плательщиками, применяющими пониженные тарифы в соответствии со ст. 58 Закона о страховых взносах.

Раздел 4 заполняется с учетом особенностей, которые были внесены в Порядок № 2п. В частности, в силу новых норм данный раздел заполняется и представляется плательщиками:

- если территориальным органом ПФР были доначислены страховые взносы по актам проверок (камеральных и (или) выездных), по которым в отчетном (расчетном) периоде вступили в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах;

- если территориальным органом ПФР были выявлены излишне начисленные плательщиком суммы страховых взносов.

Также плательщик отражает в разд. 4 суммы перерасчета страховых взносов, начисленные в отчетном (расчетном) периоде, в следующих случаях:

- при самостоятельном выявлении факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные (расчетные) периоды;

- при корректировке базы для начисления страховых взносов предшествующих отчетных (расчетных) периодов (на основании данных бухгалтерского учета).

Помимо этого, сделано уточнение, что в случае приобретения или утраты права на применение пониженного тарифа по итогам текущего отчетного (расчетного) периода в составе формы РСВ-1 ПФР за отчетный (расчетный) период представляются также сведения о застрахованных лицах, корректирующие данные за предыдущие отчетные периоды, текущий расчетный период.

Раздел 5 оформляют плательщики страховых взносов, производившие в течение 2015 года выплаты в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за их деятельность в студенческом отряде по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг. Соответствующий студенческий отряд должен быть включен в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

Раздел 6 представляет собой данные индивидуального (персонифицированного) учета. Этот раздел бюджетные учреждения заполняют на каждое застрахованное лицо, в пользу которого в течение 2015 года начислялись выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Таким образом, количество страниц данного раздела будет определяться по количеству застрахованных лиц во всей организации.

Титульный лист. Основные изменения, внесенные в порядок заполнения титульного листа, коснулись заполнения полей «Номер уточнения» и «Причина уточнения».

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 2п в поле «Номер уточнения» указывается:

- при представлении первичного расчета РСВ-1 ПФР - код 000;

- при представлении уточненного расчета РСВ-1 ПФР - номер, указывающий, какой по счету расчет представляется страхователем в территориальный орган ПФР (например: 001, 002, 003,... 010 и т.д.).

В поле «Причина уточнения» указываются код и причина представления уточненного расчета РСВ-1 ПФР:

Код Причина уточнения
"1" Уточнение Расчета РСВ-1 в части показателей, касающихся уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам)
"2" Уточнение Расчета РСВ-1 в части изменения сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам)
"3" Уточнение Расчета РСВ-1 в части страховых взносов на обязательное медицинское страхование или других показателей, не затрагивающих сведения индивидуального учета по застрахованным лицам

В пункте 5.1 Порядка № 2п приведены пояснения относительно представления уточненного расчета.

При представлении уточненного расчета в случае изменения показателей, касающихся уплаты страховых взносов или изменения сумм начисленных страховых взносов в разд. 6, индивидуальные сведения с типом "исходные" представляются до наступления срока представления расчета за отчетный период, следующий после отчетного периода, за который представляется уточненный расчет. Иными словами, исправленные сведения подаются в составе уточненного расчета за период, в котором допущена ошибка.

При представлении уточненного расчета после окончания указанного срока в случае изменения плательщиком страховых взносов показателей, связанных с изменением сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, индивидуальные сведения с типом «исходные» не представляются. Уточненный расчет подается по форме, которая действовала в том периоде, за который выявлены ошибки. При этом индивидуальные сведения с типом «корректирующие» или «отменяющие» в отношении застрахованных лиц, данные по которым корректируются, представляются вместе с расчетом за отчетный период, срок подачи которого наступил.

Раздел 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам» в целом глобальных изменений не претерпел. Как и ранее, он содержит сведения о страховых взносах, начисленных и уплаченных в течение расчетного периода, а также об остатках на начало и конец года. Уточнение касается информации, отражаемой по строке 120. А именно в соответствии с п. 7.3 Порядка № 2п по данной строке отражаются:

- либо суммы страховых взносов, доначисленные по актам проверок (камеральной и (или) выездной);

- либо суммы страховых взносов, которые были излишне начислены плательщиком страховых взносов;

- либо суммы перерасчета, начисленные в отчетном (расчетном) периоде плательщиком самостоятельно.

Раздел 2 «Расчет страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу» заполняется плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В поле «Код тарифа» подразд. 2.1 указывается код тарифа, применяемого плательщиком. В случае если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, в расчет включается столько страниц подразд. 2.1, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода.

Отметим, что из подразд. 2.1 формы РСВ-1 ПФР удалена строка, которая предназначалась для указания сумм выплат и вознаграждений, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов на ОМС. Напомним, что в настоящее время предельная величина базы для начисления страховых взносов предусмотрена только для страховых взносов в ПФР и ФСС.

Раздел 3 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов» заполняется плательщиками страховых взносов, применяющими пониженные тарифы. Изменения, внесенные в данный подраздел, связаны с тем, что с 01.01.2015 прекратили действовать пониженные тарифы (и соответствующие коды категорий застрахованных лиц), установленные для применения в 2012-2014 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1-3, 7 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах. К таким категориям плательщиков ранее относились плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Как отмечается в Информационном письме ПФР «Прием отчетности с первого полугодия 2015 года», с 01.01.2015 ст. 58.4 и 58.5 Закона о страховых взносах установлено право на применение пониженных тарифов только для следующих категорий:

- для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника свободной экономической зоны в Крыму;

- для плательщиков, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

В связи с этим из данного раздела были исключены подразделы, относившиеся к плательщикам страховых взносов, которые имели право до этого применять пониженные тарифы страховых взносов.

Раздел 6 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица» заполняется и представляется плательщиками на всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Выделим основные изменения.

В подраздел 6.1 добавлено поле «Сведения об увольнении застрахованного лица», которое заполняется в отношении застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и уволенных в последние три месяца отчетного периода.

При заполнении подразд. 6.4 следует учитывать дополнения, которые были внесены в п. 32 Порядка № 2п. В нем, в частности, отмечается, что при представлении сведений, корректировка которых не связана с изменением тарифа страховых взносов (кода категории застрахованного лица), в форме с типом "корректирующая" заполняются все показатели формы, как корректируемые, так и не требующие корректировки.

При представлении сведений, корректировка которых связана с изменением тарифа страховых взносов (кода категории застрахованного лица), в форме с типом «корректирующая» заполняются все показатели формы, как корректируемые, так и не требующие корректировки. При этом в форме с типом «корректирующая» указываются два (или более) кода категории застрахованного лица: отменяемый и тот, в соответствии с которым вновь начислены страховые взносы («новый» код).

При представлении сведений, корректировка которых связана с отменой данных по одному тарифу страховых взносов и изменением данных по другому тарифу страховых взносов (то есть исходная форма сведений содержит более одного кода категории застрахованного лица), в форме с типом «корректирующая» заполняются все показатели формы, как корректируемые, так и не требующие корректировки. При этом в форме с типом «корректирующая» указываются два (или более) кода категории застрахованного лица: отменяемый и тот, в соответствии с которым вновь начислены страховые взносы («новый» код).

В случае представления корректирующих сведений на застрахованное лицо, уволенное ранее отчетного периода, разд. 6 с типом «исходная» за текущий отчетный период на данное застрахованное лицо не заполняется, представляется только форма, корректирующая сведения за предшествующие отчетные (расчетные) периоды.

Подраздел 6.6 заполняется в формах с типом сведений "исходная" в случае, если в последние три месяца отчетного периода плательщиком страховых взносов корректируются данные, представленные в предыдущие отчетные периоды. В соответствии с п. 35.1 и 35.2 Порядка № 2п (пункты добавлены вновь):

- при корректировке сведений за отчетные периоды начиная с I квартала 2014 года сведения о суммах перерасчета страховых взносов указываются в графе 3;

- при корректировке сведений за отчетные периоды 2010-2013 годов сведения о суммах перерасчета страховых взносов указываются в графах 4 и 5.

При заполнении подразд. 6.8 следует учитывать положения, изложенные в п. 37.19 Порядка № 2п. В частности, в соответствии с ними:

- код «ДЕТИ» проставляется в случае предоставления одному из родителей отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет;

- код «ДЛДЕТИ» заполняется при предоставлении одному из родителей отпуска по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет;

- код «ДЕТИПРТ» проставляется в случае предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет бабушке, дедушке,

другим родственникам или опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Кроме того, в приложения к Порядку № 2п также внесены изменения. В частности, введены коды тарифов и коды категорий застрахованных лиц. Это связано с тем, что для указанных категорий плательщиков предусмотрено право на применение пониженных тарифов страховых взносов (ст. 58.4, 58.5 Закона о страховых взносах).

В заключение приведем рекомендации чиновников Пенсионного фонда, изложенные в Информации от 05.01.2015 и Информационном письме от 30.07.2015.

Они отметили, что программы для подготовки и проверки отчетности, которые в значительной степени облегчают процесс подготовки и сдачи отчетности для плательщиков страховых взносов, размещены в свободном доступе в разделе "Электронные сервисы" на официальном сайте ПФР (www.pfrf.ru).

Также страхователям рекомендовано воспользоваться электронным сервисом ПФР «Кабинет плательщика страховых взносов». Здесь размещены все формы документов, форматы данных, правила проверки отчетности. В кабинете можно посмотреть реестр платежей, получить справку о состоянии расчетов, оформить платежное поручение, рассчитать страховые взносы, выписать квитанции, проверить отчетность и многое другое в режиме реального времени.

Кроме того, чиновники ПФР напомнили, что отчетность, представляемая в электронном виде, принимается только по новым форматам, которые утверждены Постановлением Правления ПФР от 02.07.2015 № 243п. За нарушение установленного порядка предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере 200 руб. (ст. 46 Закона о страховых взносах).

Задача. Учреждение заключило контракт на поставку дорогостоящего оборудования стоимостью 2 000 000 руб. Оплата контракта производится за счет средств целевой субсидии. Контракт был заключен по итогам проведения аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении - 2 200 000 руб. Условиями контракта предусмотрена уплата аванса в размере 30% от его стоимости (600 000 руб.). Обязанности сторон были исполнены полностью и своевременно.

Отразить операции в бухгалтерском учёте.

Решение:

Положениями Инструкции № 157н предусмотрено отражение в учете принимаемых обязательств, отражаемых на счете 502 07. Данный счет используется для отражения следующей информации:

- суммы начальной (максимальной) цены контракта (лота), объявленной в извещении об осуществлении закупок при проведении конкурсных процедур заключения контракта;

- размера принятых обязательств по контракту (договору), заключенному с использованием конкурсных процедур;

- корректировки принимаемых обязательств на сумму экономии, полученной при осуществлении закупки (разница между начальной (максимальной) ценой, указанной в извещении, и суммой, на которую был заключен контракт (договор)).

Разъяснения по отражению в бухгалтерском учете операций по счету 502 07 приведены в Письме Минфина РФ от 07.04.2015 № 02-07-07/19450. Детализация счета производится учреждением в рамках формирования его учетной политики.

Пример детализации плана счета приведен в приложении 1 к Письму Минфина РФ от 07.04.2015 № 02-07-07/19450.

В приложение 2 к данному письму приведены бухгалтерские записи по отражению в учете отдельных операций с обязательствами.

В бухгалтерском учете операции по принятию обязательств отразятся следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Приняты обязательства текущего финансового года, определенные планом финансово-хозяйственной деятельности, при размещении информации о закупке на официальном сайте (операция совершатся на дату размещения извещения на официальном сайте) 5 506 10 310 5 502 17 310 2 200 000
Принято обязательство по оплате контракта (операция совершается на дату подписания контракта) 5 502 17 310 5 502 11 310 2 000 000
Скорректирован размер принимаемых обязательств после заключения контракта методом "красное сторно" 5 502 17 310 5 506 10 310 200 000
Произведена уплата аванса 5 206 31 560 5 201 11 610 600 000
Принято к учету поступившее оборудование 5 106 21 310 5 304 06 830 4 106 21 310 4 101 24 310 5 302 31 730 5 106 21 310 4 304 06 730 4 106 21 310 2 000 000 2 000 000 2 000 000 2 000 000
Произведен зачет аванса 5 302 31 830 5 206 31 660 600 000
Приняты денежные обязательства по оплате контракта 5 502 11 310 5 502 12 310 1 400 000
Произведена окончательная оплата оборудования 5 302 31 830 5 201 11 610 1 400 000

Следует отметить, что показатели по кредиту счета 502 07 корректируются по-разному. Если корректировка осуществляется по причине снижения начальной (максимальной) цены контракта, первоначально заявленной в извещении о проведении конкурса, торгов, запроса котировок (экономии), корректировка принимаемых обязательств совершается путем обратной записи: Дебет 0 502 17 000 / Кредит 0 506 00 000. В случае если размер принимаемых обязательств корректируется по причине признания конкурса несостоявшимся, применяется метод «красное сторно» и ранее совершенная операция сторнируется.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

3. Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 406-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования».

5. Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».

6. Федеральный закон от 06.04.2015 № 85-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

7. Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений № 157н.

8. Методические рекомендации по переходу на план счетов бюджетного учета, применяемый с 1 января 2011 г., доведенные письмом Федерального казначейства от 17 мая 2011 г. № 42-7.4-05/8.1-333.

9. Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета№ 162н.

10. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений № 174н.

11. Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316.

12. Постановление Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п.

13. Постановление Правления ПФР от 04.06.2015 № 194п.

14. Постановление Правления ПФР от 02.07.2015 № 243п.

15. Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н
«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

16. Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников».

17. Приказ ФСС РФ от 26.02.2015 № 59.

18. Приказ ФСС от 20.07.2015 № 304.

19. Письмо Минфина РФ от 07.04.2015 № 02-07-07/19450.

20. Письмо Минфина РФ от 27.05.2015 № 02-06-10/30485.

21. Письмо Минтруда РФ от 29.04.2015 № 17-4/В-226.

22. Письмо Минтруда РФ от 20.05.2015 № 17-3/10/В-3536.

23. Годовой отчёт бюджетных учреждений-2015. (Система «Гарант»).

Наши рекомендации