Привлечение финансовых средств частным сектором, в том числе через инструменты финансового рынка
Источники финансирования инвестиционных проектов представляют собой денежные средства, используемые в качестве инвестиционных ресурсов.
Привлечение финансовых средств частным сектором для реализации
проектов ГЧП может быть связано с использованием как внешних, так и внутренних источников.
Внутренним источником ресурсов является собственный капитал компании. Преимущества его использования связаны с возможностью быстрой мобилизации необходимых средств, однако к минусам такого способа привлечения средств относится обычная ограниченность временно свободных финансов. Именно поэтому привлечение внутренних финансовых ресурсов обычно связано с решением задач, не требующих значительных денежных вложений.
Если же речь идет о необходимости использовать значительные средства, приходится прибегать к внешним ресурсам.
Проекты государственно частного партнерства зачастую носят инвестиционный характер, при финансировании которых используются различные методы финансирования.
Под методом финансирования инвестиционного проекта понимают способ привлечения инвестиционных ресурсов в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта. Основными методами финансирования инвестиционных проектов являются:
- самофинансирование, т.е. осуществление инвестирования только за счет собственных средств;
- акционирование, а также иные формы долевого финансирования;
- кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций);
- лизинг;
- бюджетное софинансирование;
- смешанное финансирование (на основе различных комбинаций этих способов);
- проектное финансирование (метод финансирования, характеризующийся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат исключительно или в основном денежные доходы, генерируемые инвестиционным проектом, а также оптимальным распределением всех связанных с проектом рисков между сторонами, участвующими в его реализации).
Самофинансирование
Полное внутреннее самофинансирование предусматривает финансирование капитальных вложений предприятия исключительно за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников (чистой прибыли, амортизационных отчислений, внутрихозяйственных резервов).
Самофинансирование — наиболее надежный метод финансирования инвестиций, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Такая схема финансирования, характеризуемая в зарубежной практике термином «финансирование без левериджа», присуща лишь к первому этапу жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен, или для осуществления небольших реальных инвестиционных проектов. Любое стратегическое расширение бизнеса с неизбежностью предполагает привлечение дополнительных источников финансирования.
Преимущества | Недостатки |
простота привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов; | ограниченность объема привлечения, а следовательно, и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах его жизненного цикла; |
более высокая способность генерирования прибыли во всех сферах деятельности, поскольку при его использовании не требуется уплата ссудного процента в различных его формах; | высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала; |
обеспечение финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства. | неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической. |
Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивает темпы своего развития (поскольку не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовых возможностей прироста прибыли на вложенный капитал.
Собственные средства компании состоят из:
1. Уставного капитала;
2. Амортизационных отчислений;
3. Чистой прибыли;
4. Резервного фонда.
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Акционерное общество вправе размещать обыкновенные акции, а также один или несколько типов привилегированных акций.
Назначение амортизационных отчислений - обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов.
Амортизационные отчисления являются устойчивым источником финансовых ресурсов. Амортизационные отчисления производятся только до полного переноса балансовой стоимости фондов на себестоимость продукции (работ, услуг) и издержки обращения.
Прибыль — главная форма чистого дохода предприятия, выражающая форму стоимости прибавочного продукта. Ее величина определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятий остается чистая прибыль, которая по решению общего собрания акционеров (или собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью) может быть распределена на выплату дивидендов, формирование резервного и других фондов, покрытие убытков прошлых лет и др.
Чистая прибыль, направляемая на инвестиционные цели, может либо аккумулироваться в фонде накопления или других фондах аналогичного назначения, создаваемых на предприятии (например, фонд развития), либо реинвестироваться в активы предприятия как нераспределенный остаток прибыли.
Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности[48]. Проекты государственно-частного партнерства зачастую предусматривают строительство новых объектов, либо нацелены на модернизацию действующих объектов инфраструктуры и носят масштабный характер, с вложением большого объема финансовых средств. Частный партнер отбирается посредствам конкурса по выбору концессионера под конкретный проект. Соответственно, применение механизма самофинансирования (без дополнительного привлечения средств), за счет средств чистой прибыли и амортизационных накоплений инвестора, учитывая слабые стороны данного метода финансирования, и принцип справедливого распределения рисков проекта между государством и частным партнером является не целесообразным.
В тоже время законодательством РК в области концессии не имеются ограничения по использованию самофинансирования при привлечении концессионеров на проект ГЧП.
Акционирование (а также паевые и иные взносы в уставный капитал) предусматривает долевое финансирование инвестиционных проектов. Долевое финансирование инвестиционных проектов может осуществляться в следующих основных формах:
- проведение дополнительной эмиссии акций действующей компании (может осуществляться посредством дополнительной эмиссии обыкновенных и привилегированных акций), являющейся по организационно-правовой форме акционерным обществом, в целях финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта;
Дополнительная эмиссия акций используется для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, инвестиционных программ развития, отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности. Применение этого метода в основном для финансирования крупных инвестиционных проектов объясняется тем, что расходы, связанные с проведением эмиссии, перекрываются лишь значительными объемами привлеченных ресурсов.
Но, инвестиционные ресурсы акционерное общество получает по завершении размещения выпуска акций, а это требует времени, дополнительных расходов, доказательств финансовой устойчивости предприятия, информационной прозрачности и др. Процедура дополнительной эмиссии акций сопряжена с регистрацией, прохождением листинга, значительными операционными издержками. При прохождении процедуры эмиссии компании-эмитенты несут затраты на оплату услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют функции андеррайтера и
инвестиционного консультанта, а также на регистрацию выпуска.
- для компаний иных организационно-правовых форм привлечение дополнительных средств, предназначенных для реализации инвестиционного проекта, осуществляется путем инвестиционных взносов, вкладов, паев учредителей или приглашаемых сторонних соучредителей в уставный капитал. Этот способ финансирования характеризуется меньшими операционными издержками, чем дополнительная эмиссия акций, однако в то же время более ограниченными объемами финансирования.
- создание нового предприятия, предназначенного специально для реализации инвестиционного проекта, выступает как один из способов целевого долевого финансирования. Такой способ финансирования может применяться:
частными предпринимателями, учреждающими предприятие для реализации своих инвестиционных проектов и нуждающимися в привлечении партнерского капитала;
крупными диверсифицированными компаниями, организующими новое предприятие, в том числе на базе своих структурных подразделений,
для реализации проектов расширения производства продукции,
Финансовое обеспечение инвестиционного проекта в этих случаях осуществляется путем взносов сторонних соучредителей в формирование уставного капитала нового предприятия, выделения или учреждения материнской компанией специализированных проектных компаний — дочерних фирм, создания новых предприятий путем передачи им части активов действующих предприятий [51].
Проведение Акционерным обществом дополнительной эмиссии в Республике Казахстан, регулируется Законом РК «Об акционерных обществах» и Законом РК «О рынке ценных бумаг».
В соответствии с Законом РК «Об акционерных обществах» акционерные общества вправе выпускать простые акции либо простые и привилегированные акции. Акции выпускаются в бездокументарной форме. Дополнительной эмиссией акционерного общества является увеличение уставного капитала, который в соответствии с Законом РК «Об акционерных обществах» должен составлять не менее 50 000 - кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Кроме того, Законом РК «Об акционерных обществах» предусмотрена возможность выпуска акционерным обществом конвертируемых ценных бумаг в случае, если возможность такого выпуска предусмотрена уставом общества и не запрещена нормативным правовым актом государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг. Конвертируемой ценной бумагой, в соответствии с пунктом 2) статьи 1 Закона РК «О рынке ценных бумаг» - является ценная бумага акционерного общества, подлежащая замене на его ценную бумагу другого вида на условиях и в порядке, определяемых проспектом выпуска.
Кредитное финансирование
Основными формами кредитного финансирования выступают инвестиционные кредиты банков и целевые облигационные займы.
Инвестиционные кредиты банков выступают как одна из наиболее эффективных форм внешнего финансирования инвестиционных проектов в тех случаях, когда компании не могут обеспечить их реализацию за счет собственных средств и эмиссии ценных бумаг. Привлекательность данной формы объясняется, прежде всего:
- возможностью разработки гибкой схемы финансирования;
- отсутствием затрат, связанных с регистрацией и размещением ценных бумаг;
- использованием эффекта финансового рычага, позволяющего увеличить рентабельность собственного капитала в зависимости от соотношения собственного и заемного капитала в структуре инвестируемых средств и стоимости заемных средств;
- уменьшения налогооблагаемой прибыли за счет отнесения процентных выплат на затраты, включаемые в себестоимость
Инвестиционные кредиты являются, как правило, средне- и долгосрочными. Срок привлечения инвестиционного кредита сопоставим со сроками реализации инвестиционного проекта. При этом инвестиционный кредит может предусматривать наличие льготного периода, т.е. периода отсрочки погашения основного долга. Такое условие облегчает обслуживание кредита, но увеличивает его стоимость, так как процентные платежи исчисляются с непогашенной суммы долга.
Для получения инвестиционного кредита необходимо соблюдение следующих наиболее распространенных условий:
- подготовка для банка-кредитора бизнес-плана инвестиционного проекта, который служит инструментом принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита;
- имущественное обеспечение возврата кредита;
- предоставление банку-кредитору исчерпывающей информации, подтверждающей устойчивое финансовое состояние и инвестиционную кредитоспособность заемщика;
- выполнение гарантийных обязательств — ограничений, накладываемых на заемщика кредитором;
- обеспечение контроля кредитора за целевым расходованием средств по кредиту, предназначенного для финансирования конкретного инвестиционного проекта.
Целевые облигационные займы представляют собой выпуск
предприятием — инициатором проекта корпоративных облигаций, средства от размещения которых предназначены для финансирования определенного инвестиционного проекта. Выпуск и размещение корпоративных облигаций дает возможность привлечь средства для финансирования инвестиционных проектов на более выгодных по сравнению с банковским кредитом условиях:
- не требуется необходимое банкам залоговое обеспечение;
- предприятие-эмитент имеет возможность привлечь значительный объем денежных средств на долгосрочной основе при меньшей стоимости заимствования, при этом оно получает прямой доступ к ресурсам мелких инвесторов;
- погашение основного долга по облигациям, в отличие от традиционного банковского кредита, происходит, как правило, по окончании срока обращения займа, что делает возможным обслуживание долга за счет доходов, генерируемых проектом;
- проспект эмиссии облигаций содержит лишь общее описание инвестиционного проекта, что исключает необходимость представления кредиторам детального бизнес-плана инвестиционного проекта;
- предприятие-эмитент не обязано предоставлять каждому из потенциальных покупателей облигаций внутреннюю финансовую информацию помимо той, которая содержится в проспекте эмиссии, а также отчет о ходе реализации инвестиционного проекта;
- в случае возможных осложнений, связанных с реализацией инвестиционного проекта предприятие-эмитент может осуществить выкуп собственных облигаций, причем цена выкупа может быть меньше сумм, полученных при первичном размещении облигаций;
- в силу раздробленности держателей облигаций минимизируется вероятность вмешательства кредиторов во внутреннюю деятельность предприятия;
- предприятие-эмитент получает возможность оперативного управления задолженностью.
Вместе с тем привлечение средств путем выпуска целевого облигационного займа предъявляет ряд требований к компании-эмитенту. Прежде всего, компания-эмитент должна иметь устойчивое финансовое состояние, обоснованный и рациональный внутренний бизнес-план инвестиционного проекта, нести издержки, связанные с эмиссией и размещением облигаций [51].
Концессионное законодательство Республики Казахстан предусматривает возможность привлечения частным партнером финансовых средств путем привлечения негосударственных займов и выпуска инфраструктурных облигаций.
Закон о «Рынке ценных бумаг» предусматривает возможность привлечение средств путем выпуска следующих видов ценных бумаг:
- инфраструктурная облигация - облигация, по которой исполнение обязательств эмитента обеспечено поручительством государства в рамках концессионного соглашения по реализации инфраструктурного проекта, заключенного между государством и эмитентом, в сумме, соответствующей стоимости передаваемого государству объекта;
- обеспеченная облигация - облигация, по которой исполнение обязательств эмитента обеспечено залогом имущества эмитента, гарантией банка;
- негосударственные эмиссионные ценные бумаги - акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, не являющиеся государственными эмиссионными ценными бумагами;
- исламские ценные бумаги - эмиссионные ценные бумаги, условия выпуска которых соответствуют принципам исламского финансирования, удостоверяющие право на владение неделимой долей на материальные активы и (или) право на распоряжение активами и (или) доходами от их использования, услугами или активами конкретных проектов, для финансирования которых были выпущены данные ценные бумаги.
В то же время, действующим Законом Республики Казахстан «О концессиях» предусмотрена обязательная передача объекта строительства в государственную собственность, с передачей концессионеру прав владения и пользования на объект концессии с запретом на его залог. Соответственно, выпуск обеспеченных облигаций (в случаях когда по концессионному проекту не предусмотрена государственная поддержка концессионера, как компенсация инвестиционных затрат) и исламских ценных бумаг (предусматривающих право на распоряжение активами) не представляется возможным.
Эмитенты-нерезиденты Республики Казахстан или международные финансовые организации вправе выпускать на территории Республики Казахстан облигации, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Условия и порядок выпуска, обращения и погашения, а также представления отчета об итогах размещения и погашения облигаций, номинал которых выражен в иностранной валюте, устанавливаются нормативным правовым актом государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг.
В целях стимулирования привлечения инвестиций в сферу государственной ответственности Законом РК «О концессиях» предусмотрены виды государственной поддержки концессионеров, при привлечении средств на рынке капитала:
- поручительство государства по инфраструктурным облигациям;
- гарантия государства по негосударственным займам.
Поручительством государства является обязательство Правительства Республики Казахстан перед заимодателем погасить полностью или частично долг заемщика по займу (инфраструктурным облигациям), привлеченному в рамках договора концессии в соответствии с договором поручительства.
Государственной (правительственной, суверенной) гарантией Республики Казахстан (государственная гарантия) является обязательство Правительства Республики Казахстан перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок.
Учитывая, что инфраструктурные облигации в обязательном порядке обеспечиваются поручительством государства Законом РК «О рынке ценных бумаг» предусмотрен ряд ограничений:
1) запрещается конвертация инфраструктурных облигаций в акции эмитента;
2) в течение срока обращения инфраструктурных облигаций не допускается изменение условий концессионного соглашения, которое может повлечь за собой ущемление прав и интересов держателей облигаций либо допускается с согласия всех держателей инфраструктурных облигаций или их представителей.
Выдача гарантий и поручительства государства осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса РК.
Согласно Бюджетному Кодексу РК государственные гарантии предоставляются заимодателям в качестве обеспечения исполнения резидентами Республики Казахстан обязательств по полученным ими негосударственным займам.
Обязательными условиями предоставления данных видов государственной поддержки, помимо платежеспособности и устойчивого финансового состояния концессионера в соответствии с Бюджетным Кодексом РК являются:
1) Целевое использование средств, а именно строительство объекта концессии;
2) Передача объекта концессии в государственную собственность;
3) Наличие собственного капитала концессионера, составляющего для получения поручительства государства по инфраструктурным облигациям не менее 20% по отношению к стоимости объекта концессии, для получения гарантии государства не менее 30% процентов по отношению к стоимости предлагаемого инвестиционного проекта;
4) Наличие обеспечения поручительства государства в виде договора страхования, и гарантии государства в виде гарантии банка либо договора страхования;
5) Наличие средств для оплаты единовременная плата (сбор) в размере 0,2 процента от суммы государственной гарантии и в размере 2 процентов от суммы поручительства государства.
Использование поручительства государства по инфраструктурным
облигациям в рамках договоров концессии и государственных гарантий по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов в Республике Казахстан не имеет возможности широкого применения в виду того, что обязательным условием их предоставления, является наличие договора страхования, удовлетворяющего требованиям обеспечения возвратности средств республиканского бюджета. В то же время, страховые компании не берут на себя риск по удовлетворению требований обеспечения возвратности средств республиканского бюджета.
В то же время учитывая, наличия риска добросовестного исполнения обязательств концессионером по привлеченному заемному финансированию, требование по встречному обеспечению по государственным гарантиям является обоснованным, так как если иное не предусмотрено условиями договора займа, государственная гарантия подлежит исполнению сразу после наступления даты платежа по требованию заимодателя в случае, если обеспеченный государственной гарантией заем не будет погашен заемщиком полностью или частично на день наступления срока платежа и в пределах средств, предусмотренных законом о республиканском бюджете.
Поручительство государства подлежит исполнению после принятия заимодателем всех разумных мер по взысканию задолженности с заемщика и (или) в случае признания заемщика банкротом либо его ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В связи с чем, в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новых форм государственного - частного партнерства и расширения сфер их применения» было предусмотрено внесение изменений в Бюджетный Кодекс РК, позволяющих предоставлять поручительство государства по инфраструктурным облигациям без договора страхования.
Лизинг
Лизинг — это комплекс имущественных отношений, возникающих при передаче объекта лизинга (движимого и недвижимого имущества) во временное пользование на основе его приобретения и сдачу в долгосрочную аренду. Лизинг является видом инвестиционной деятельности, при котором арендодатель (лизингодатель) по договору финансовой аренды (лизинга) обязуется приобрести в собственность имущество у определенного продавца и предоставить его арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование.
Особенности лизинговых операций по сравнению с традиционной арендой заключаются в следующем:
- объект сделки выбирается лизингополучателем, а не лизингодателем, который приобретает оборудование за свой счет;
- срок лизинга, как правило, меньше срока физического износа оборудования;
- по окончании действия контракта лизингополучатель может продолжить аренду по льготной ставке или приобрести арендуемое имущество по остаточной стоимости;
- в роли лизингодателя обычно выступает кредитно-финансовый институт — лизинговая компания, банк.
Лизинг имеет признаки и производственного инвестирования, и кредита. Его двойственная природа заключается в том, что, с одной стороны, он является своеобразной инвестицией капитала, поскольку предполагает вложение средств в материальное имущество в целях получения дохода, а с другой стороны — сохраняет черты кредита (предоставляется на началах платности, срочности, возвратности).
Выступая как разновидность кредита в основной капитал, лизинг вместе с тем отличается от традиционного кредитования. Обычно лизинг рассматривают как форму кредитования приобретения (пользования) движимого и недвижимого имущества, альтернативную банковскому кредиту. Преимущества лизинга перед кредитованием состоят в следующем:
- компания-лизингополучатель может получить имущество в лизинг для реализации инвестиционного проекта без предварительного накопления определенной суммы собственных средств и привлечения иных внешних источников;
- лизинг может быть единственным методом финансирования инвестиционных проектов, реализуемых компаниями, еще не имеющими кредитной истории и достаточных активов для обеспечения залога, а также компаний, находящихся в трудном финансовом положении;
- оформление лизинга не требует таких гарантий, как получение банковского кредита, поскольку обеспечением лизинговой сделки является имущество, взятое в лизинг;
- использование лизинга повышает коммерческую эффективность инвестиционного проекта, в частности, за счет льгот по налогообложению и применения ускоренной амортизации, а также удешевления некоторых работ, связанных с приобретением имущества (например, участие в предпродажной подготовке оборудования, контроль качества, монтаж оборудования, консультационные, координирующие и информационные услуги и др.);
- лизинговые платежи отличаются значительной гибкостью, они обычно устанавливаются с учетом реальных возможностей и особенностей конкретного лизингополучателя;
- если банковский кредит на приобретение оборудования выдается обычно в размере 50–80% его стоимости, то лизинг обеспечивает полное финансирование капитальных затрат, причем не требующее немедленного начала выплат лизинговых платежей [51].
Бюджетное софинансирование
Бюджетное софинансирование инвестиционных проектов проводится, как правило, посредством финансирования в рамках целевых программ и финансовой поддержки. Оно предусматривает использование бюджетных средств в следующих основных формах: инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий, бюджетных кредитов (в том числе инвестиционного налогового кредита), предоставления гарантий и субсидий [51].
Софинансирование концессионных проектов является вспомогательным механизмом и видом государственной поддержки концессионеров для привлечения финансирования частным партнером на рынке капитала, предоставление которого регулируется Бюджетным Кодексом Республики Казахстан.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РК критериями определения концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета являются:
1) критерий по виду собственности, определяющий концессионный проект на условии софинансирования из бюджета как республиканский или местный в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета;
2) критерий по получателям выгод, концессионный проект на условии софинансирования из бюджета как республиканский, если получателями экономических выгод от реализации концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета являются субъекты двух и более областей, города республиканского значения, столицы, и как местный, если субъекты одной области, города республиканского значения, столицы.
Кроме того, софинансирование концессионных проектов предусматривает обязательство Концессионера по выпуску инфраструктурных облигаций (обеспеченных поручительством государства) в объеме не менее 20% по отношению к стоимости предлагаемого к реализации объекта концессии. Существующие проблемы с получением поручительства государства ограничивают использование данного вида господдержки.
В связи с чем, в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новых форм государственного - частного партнерства и расширения сфер их применения» было предусмотрено внесение изменений по исключению требования по обязательному выпуску инфраструктурных облигаций в Законе Республики Казахстан «О концессиях».
Проектное финансирование
Под проектным финансированием понимается финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые получит создаваемое или реструктурируемое предприятие в будущем. Специфический механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, а базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек.
Особенностью этой формы финансирования является также возможность совмещения различных видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного. В отличие от традиционной кредитной сделки может быть осуществлено рассредоточение риска между участниками инвестиционного проекта.
Проектное финансирование характеризуется широким составом кредиторов, что обусловливает возможность организации консорциумов, интересы которых представляют, как правило, наиболее крупные финансовые институты — банки-агенты. Финансирование капиталоемких проектов связано с повышенными рисками. Как правило, возможности отдельных банков в кредитовании таких проектов ограниченны, и они редко принимают на себя риски их финансирования. Действуя в рамках системы управления рисками, банки стремятся диверсифицировать риски своих инвестиционных портфелей, используя различные организационные схемы, в рамках которых снижение рисков достигается путем их распределения между банками.
В зависимости от способа построения таких схем проектного финансирования выделяют параллельное и последовательное финансирование.
Параллельное (совместное) финансирование включает две основные формы:
независимое параллельное финансирование, когда каждый банк заключает с заемщиком кредитное соглашение и финансирует свою часть инвестиционного проекта;
софинансирование, когда создается банковский консорциум. Участие каждого банка лимитировано определенным объемом кредита и консорциума. В дальнейшем контроль за осуществлением кредитного соглашения (а нередко и реализацией инвестиционного проекта), необходимые расчетные операции осуществляет специальный банк-агент из состава консорциума, получая за это комиссионное вознаграждение.
При последовательном финансировании в схеме участвует крупный банк — инициатор кредитного соглашения и банки-партнеры. Крупный банк, имеющий значительный кредитный потенциал, высокую репутацию, опытных экспертов в области инвестиционного проектирования, получает кредитную заявку, оценивает проект, разрабатывает кредитный договор и предоставляет
кредит.
Но даже крупный банк не всегда может профинансировать масштабный проект без ухудшения состояния своего баланса. Поэтому после выдачи займа предприятию банк-инициатор передает свои требования по задолженности другому кредитору или кредиторам, получая комиссионное вознаграждение, и снимает дебиторскую задолженность со своего баланса. Другой способ передачи требований банками-организаторами предполагает размещение кредита среди инвесторов — секьюритизацию. Банк-организатор осуществляет продажу дебиторской задолженности по выданному кредиту трастовым компаниям, которые выпускают под нее ценные бумаги и с помощью инвестиционных банков размещают ценные бумаги среди инвесторов. Средства, поступающие от заемщика в счет погашения задолженности, зачисляются в фонд выкупа ценных бумаг. При наступлении срока инвесторы предъявляют к выкупу ценные бумаги. Зачастую банк-организатор продолжает обслуживать кредитную сделку, осуществляя инкассацию платежей, поступающих от заемщика.
Существует три степени кредитного риска, принимаемого на себя банком при финансировании инвестиционного проекта:
1. с полным регрессом на заемщика. Регресс означает обратное требование о возмещении предоставленной суммы денежных средств, предъявляемое одним лицом другому. При проектном финансировании с полным регрессом на заемщика банк не принимает на себя риски, связанные с проектом, ограничивая свое участие предоставлением средств против определенных гарантий;
2. с ограниченным регрессом на заемщика. При проектном финансировании с ограниченным регрессом кредитор частично берет на себя проектные риски;
3. без регресса на заемщика. При проектном финансировании с ограниченным регрессом кредитор полностью берет на себя проектные риски.
В настоящее время наиболее широкое распространение в мировой практике получило проектное финансирование с полным регрессом на заемщика. Это вызвано тем, что данная форма финансирования отличается быстротой получения необходимых инвестору средств, а также более низкой стоимостью кредита.
Достаточно распространенной формой является проектное финансирование с ограниченным регрессом на заемщика. При этой форме финансирования все риски, связанные с реализацией проекта, распределяются между участниками таким образом, чтобы последние могли принимать на себя зависящие от них риски. Например, заемщик несет на себе все риски, связанные с эксплуатацией объекта; подрядчик берет риск за завершение строительства и т.п.
Проектное финансирование без регресса на заемщика на практике
используется весьма редко [51].
12 января 2012 года был принят Закон Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации», устанавливающий правовые основы и условия проектного финансирования и секьюритизации в Республике Казахстан, и определяющий особенности осуществления уступки прав требования и правовой режим имущества при проектном финансировании и секьюритизации, а также правовое положение специальной финансовой компании.
Данный закон позволяет привлекать финансирование по проектам ГЧП по схеме проектного финансирования. Схема проектного финансирования предусмотренная законом выглядит следующим образом:
Участники | Роль в проекте |
Исполнитель (Концессионер) | Юридические лица, непосредственно заинтересованные в результатах проекта, ответственные за реализацию проекта. |
Инвесторы | Коммерческие структуры, берущие на себя часть затрат по организации проектного финансирования на подготовительной стадии проекта и участвующие в капитале специальной финансовой компании на договорных условиях. |
Финансовые организации | Осуществляют предоставление кредитных ресурсов. |
Правительство (Концедент) | Государственные органы, являющиеся стороной договора концессии, а также оказывающие содействие в выдаче различной разрешительной документации, предоставляющие земельные участки, налоговые льготы и т.д. |
Проектная компания (SPV) | Специальная финансовая компания, создаваемая для реализации проекта. |
Управляющие проектом (Управляющая компания) | Ключевое звено сделки по проектному финансированию, осуществляющее эксплуатацию объекта. |
Поставщики и подрядчики | Компании, имеющие договорные обязательства поставлять технологии, оборудование, услуги, сырье и материалы. |
Потребители конечной продукции, услуг | Физические и юридические лица, потребляющие товары и услуги, произведенные в результате реализации проекта. |
Страховые организации | Осуществляют страхование различных видов рисков: строительные, отраслевые, финансовые, неисполнения договорных обязательств и т.д. |
Оценочные и консалтинговые компании | Осуществляют предоставление комплекса услуг по сопровождению проекта, включая разработку бизнес-плана, проведение оценки рыночной стоимости объектов залога, осуществление маркетинговой, экономической, организационной и других экспертиз проекта. |
Аудиторские компании | Осуществляют ежегодный аудит финансовой отчетности на предмет соответствия международным стандартам финансовой отчетности. |
Юридический консультант | Независимый эксперт, международная юридическая компания, осуществляющая юридическое сопровождение (Due Diligence) проекта. |
Технический эксперт | Эксперт, лицо или компания, ответственная за техническую экспертизу и сопровождение проекта на инвестиционной стадии, также осуществляет наблюдение за ходом выполнения работ в соответствии с планом, контролирует технические параметры проекта. |
Проектное финансирование – способ организации финансирования проектов, при котором:
- уступка прав требований по будущим денежным потокам поступающие от реализации проекта (выделенные активы), являются основным обеспечением для обслуживания и возврата привлеченных средств;
- для привлечения и обслуживания проектного долга создается новая, юридически обособленная специальная финансовая компания.
Проектное финансирование предусматривает особый статус специальной финансовой компании:
- деятельность ограничена исключительно одним проектом;
- привлекает заемные средства, распределяет средства, поступающие от реализации проекта между кредиторами и исполнителем
- никто не имеет права после уступки прав требований обратить взыскание на выделенные активы, до погашения задолженности кредиторов;
- раздельный учет выделенных активов в СФК и на счетах в банках;
- возможность замены исполнителя при проектном финансировании, но с сохранением СФК и продолжением реализации проекта.
Наличие СФК в финансировании проекта направлено на защиту средств кредиторов от возможных неправомерных действий исполнителя.
Ожидаемый социально-экономический эффект от применения схемы проектного финансирования:
- предоставление услуг инфраструктуры и социальных услуг без госгарантий и сопутствующего роста госдолга и финансирование проектов исключительно под будущие денежные потоки от самого проекта;
- влияние на развитие финансового сектора и предоставления новых возможностей для финансовых институтов по инвестированию в инфраструктурные и иные капиталоемкие проекты за счет снижения риска;
- привлечение прямых и портфельных иностранных инвестиций за счет минимизации рисков казахстанской стороны, что улучшит инвестиционный климат и перспективы внешнего заимствования для казахстанских заемщиков в целом.
Ниже приведены преимущества и недостатки проектного финансирования.
Преимущества | Недостатки |
Проектное финансирование не отражается на балансе инвесторов в акционерный капитал, не ограничивая возможности по привлечению заимствований. | Первоначальные затраты на организацию проекта, использующего проектное финансирование могут быть значительными (вознаграждения юристам, андеррайтинг, маркетинг акций долговых обязательств проекта) |
Риски инвестора ограничены взносом в акционерный капитал проектной компании («долг без права регресса») | Стоимость долгового финансирования по кредитам без права регресса как правило несколько выше из-за дополнительного фактора риска, по сравнению с обычным корпоративным финансированием (в промышленных проектах) |
Риск по проекту не оказывает влияния на стоимость капитала для инвестора в акционерный капитал, даже если этот риск выше среднего риска для фирмы-инвестора | Организация проекта, использующего проектное финансирование требует времени, что может привести к задержкам с началом реализации проекта |
Возможность оптимального использования проектных налоговых льгот | |
Для инвесторов проектное финансирование сокращает агентские издержки свободных денежных потоков | |
В отличие от обычного корпоративного финансирования при проектном финансировании кредиторы и инвесторы имеют возможность отслеживать достижение целевых показателей по проекту |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования по компоненту 1 был проанализирован международный опыт внедрения контрактов государственно-частного партнерства в различных отраслях, в условиях законодательной среды присущей различным правовым системам, в том числе Англо-Саксонской, Романо-германской и Азиатской.
В процессе исследования анализировался опыт таких стран как Великобритания, Ирландия, Корея, Сингапур, Россия, Индия и ряд других. Кроме того, изучался опыт и рекомендации международных финансовых институтов таких как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и другие.
Проведенный анализ показал, что несмотря на имеющиеся страновые отличия, в различных регионах применяются сходные механизмы контактного государственно-частного партнерства, охватывающие широкий круг сфер ответственности государства (в том числе жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование).
Широко применяются смешанные (комбинированные) контракты, контракты на управление и аренду. Отбор потенциальных концессионеров осуществляется на конкурсной основе, в том числе с применением процедуры предквалификации и многоступечатого отбора.
Анализ действующих подзаконных нормативных правовых актов показал, что указанные документы требуют существенной доработки и совершенствования с учетом следующих факторов:
внедрение новых видов договоров концессии, в том числе предусматривающих частную собственность на объект концессии в течение срока действия договора концессии потребует изменения правил приема объекта концессии в государственную собственность, разработку новых форм типовых контрактов, изменения подходов к применению мер государственной поддержки концессионера и принятия государственных концессионных обязательств;
применение конкурса с использованием двухэтапных процедур и внедрением предквалификации без разработки технико-экономического обоснования требует существенной корректировки подзаконных нормативных правовых актов регулирующих процесс подготовки концессионного предложения, на нормативном уровне урегулировать внедрение «усиленного» концессионного предложения, пересмотреть подходы к определению государственных концессионных обязательств на этапе подготовки концессионного проекта, качественная подготовка концессионных предложений требует соответствующей институциональной поддержки, внедрения проектных групп, на этапе конкурса необходимо урегулировать вопрос оценки технических решений потенциальных концессионеров, проведения соответствующих экспертиз;
внедрение новых финансовых механизмов в сфере концессии, таких как «плата за доступность», вознаграждение за управление объектом концессии требует внесения изменений в правила исполнения бюджета и его кассового обслуживания;
в сфере естественных монополий необходимо изменение установленного порядка формирования тарифа субъекта естественной монополии осуществляющего свою деятельность по договорам концессии в целях увязки данной методики с положениями договора концессии и обеспечения возврата собственных средств концессионера вложенных в проект;
установление единых правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду) и доверительное управление требует принятия отдельного нормативного правового акта действующего как в отношении коммунального так и республиканского имущества.
Все вышеуказанные рекомендации нашли свое отражение в проектах нормативных правовых актов, прилагаемых к исследованию с соответствующими обоснованиями и выводами в аналитическом отчете.
Кроме того, в аналитической части исследования были проанализированы и даны рекомендации по отраслевым особенностям внедрения новых форм контрактного государственно-частного партнерства в отраслях Республики Казахстан, финансовые и юридические схемы с учетом отраслевых особенностей и типа контракта, механизмы привлечения финансовых средств в проекты государственно-частного партнерства. Данные рекомендации не требуют изменений в законодательство, но могут быть учтены при подготовке концессионных проектов и структурировании контрактов.
В целом, по итогам исследования был подготовлен пакет рекомендации по совершенствованию подзаконных нормативных правовых актов направленных на внедрение новых видов договоров государственного частного партнерства с приложением соответствующих проектов, нормативных правовых актов оформленных с соблюдением установленных требований.