Государственные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления

Государственные и муниципальные финансы- денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и часть национального богатства, связанного с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использовании государственных средств на затраты по расширению производства, удостоверяющие социально-культурные потребностей общества, нужды обороны и управления.

Государственные и муниципальные финансы включают в себя:

1) бюджет;

2) внебюджетные фонды: источники формирования (специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно-вещевых лотерей; субсидии из бюджета; дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы; добровольные взносы и пожертвования);

3) государственный кредит: формы государственного кредита (государственные займы; казначейские ссуды);

4) финансы предприятий и организаций различных отраслей: формируются за счет источников (собственные и приравненные к ним средства; заемные средства - кредиты банков, кредиторская задолженность, средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результатеопераций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения).

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория появляются в вы-

полняемых ими функциях:

1) значение распределительной функции государственных и муниципальных финансов заключается в том, что, через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики. Распределительные функции заключаются в том, что вновь созданная стоимость валового общественного продукта подлежит распределению в целях выполнения финансовых обязательств предприятия перед бюджетом, банками.

Ее результатами являются формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание общественного сектора экономики;

2) контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в их способности следить за реальным денежным оборотом, участником которого являются государство, население и предприятие, формирование централизованных фондов денежных средств.

Основой функционирования государственных и муниципальных финансов в России является бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм основывается на нескольких основных принципах:

1)законодательном разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированиюдоходов и расходов бюджетов;

2)обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3)обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему. Этот принцип предполагает самостоятельность бюджетного процесса, в том числе в определении использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти;

5) организации межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы РФ.

Внебюджетные фонды.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с Фи-нансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирова-ние внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюдже-тов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсион-ный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного меди-цинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюд-жетных фондов за последние годы превышали 60% доходов госу-дарственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго це-левое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходова-ние средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контро-лю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возмож-ность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом рас-ходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.

ПФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республи-ках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих пра-ва на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызван-ные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда -- солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определен-ный прожиточный уровень в будущем.

Фонд государственного социального страхования (ФСС) -- централизо-ванный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Основные задачи Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий.

·Обязательное медицинское страхование -- составная часть государствен-ного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ рав-ные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования созда-ются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхова-ния как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреж-дения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

- выравнивания условий деятельности территориальных фондов обяза-тельного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

- финансирования целевых программ в рамках обязательного медицин-ского страхования;

- осуществления контроля за рациональным использованием финансо-вых средств обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые пред-ставительной властью субъектов федерации, осуществляют:

-финансирование обязательного медицинского страхования, проводи-мого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответ-ствующие лицензии и заключившими договоры обязательного меди-цинского страхования по дифференцированным по душевым нормати-вам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

-финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязатель-ного медицинского страхования;

-выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

-предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

-накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости систе-мы обязательного медицинского страхования;

-контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Всем гражданам выдается страховой полис.

Наши рекомендации