Показатели, характеризующие отрасль промышленности
Основные показатели, характеризующие отрасль промышленности:
· - размер рынка;
· - масштаб конкуренции (региональная, национальная, международная или глобальная);
· - стадия роста рынка и развития отрасли;
· - число конкурентов в отрасли и их относительная величина;
· - количество покупателей;
· - степень интеграции производителей;
· - барьеры на входе-выходе;
· - темп изменений продукции и технологии;
· - возможность использования эффекта масштаба в ресурсном обеспечении, производстве, маркетинге;
· - степень загрузки производственных мощностей;
· - эффективность производства и продаж;
· - средняя норма прибыли в отрасли;
· - капиталоемкость, требуемая для эффективной работы в отрасли.
24. Стратегия бизнеса и её основные элементы. Этапы
разработки, их содержание
Стратегия отдельного бизнеса является управленческим планом одного вида бизнеса диверсифицированного предприятия или монопродуктовой и монорыночной компании и направлена на создание или укрепление долгосрочной конкурентной позиции на конкретном рынке (стратегической зоне хозяйствования – СЗХ).
Концептуальное содержание стратегии бизнеса:
· - Разработка действий и подходов, обеспечивающих конкурентоспособность и предоставляющих конкурентные преимущества;
· - Определение ответных действий при изменении условий окружающей среды;
· - Объединение стратегических разработок функциональных служб, направленное на поддержку стратегии бизнеса;
· - Выработка мер по повышению эффективности внутренних процессов.
Основные элементы стратегии бизнеса:
1) Основные функциональные стратегии:
· - Производство и ведение хозяйственной деятельности;
· - Маркетинг, стимулирование спроса и распределение;
· - Научные исследования, опытно-конструкторские разработки и технология;
· - Трудовые ресурсы и трудовые отношения;
· - Финансовые подходы.
2) Основные подходы к конкуренции:
· - Низкие затраты или низкие цены?
· - Дифференциация (какого типа?)
· - Концентрация внимания к конкретной рыночной нише?
3) Действия, которые следует предпринять в случае изменения условий в отрасли или любых других изменений во внешней окружающей среде.
4) Действия, направленные на обеспечение стабильной конкурентоспособности.
Этап 1 - Выделение отрасли промышленности, стратегической зоны хозяйствования, закрепление за ними СБЕ:
· - позиционирование предприятия (СБЕ) по схеме: вид бизнеса – отрасль промышленности – покупатели (СЗХ);
· - анализ и оценка по стратегически значимым характеристикам;
· - определение СБЕ, их отраслевой принадлежности и стратегической зоны хозяйствования.
Этап 2 - Анализ и оценка факторов, определяющих стратегию бизнеса (бизнес-диагностика):
· - социально-политические, правовые и гражданские факторы;
· - привлекательность отрасли и условия конкуренции;
· - рыночные возможности и угрозы;
· - внутренние сильные и слабые стороны предприятия;
· - внешние благоприятные возможности и угрозы;
· - оценка конкурентоспособности;
· - осознание стратегических проблем, с которыми сталкивается предприятие.
Этап 3 - Выбор и разработка стратегии:
· - выделение отрасли и стратегических зон хозяйствования (рынков);
· - выделение СБЕ;
· - анализ и оценка факторов, определяющих стратегию;
· - разработка и выбор вариантов стратегических решений.
Этап 4 - Реализация стратегии:
· - разработка плана действий;
· - мониторинг, внесение изменений.
Конкурентные силы в отрасли и их влияние на
Конкурентную среду. Позиционирование предприятия
В отрасли
Первая конкурентная сила – соперничество между конкурирующими предприятиями отрасли.(определяет интенсивность конкуренции).
Интенсивность конкуренции усиливается:
· - по мере роста числа конкурентов и выравнивания их размеров и возможностей;
· - в случае замедления роста или снижения спроса на продукцию;
· - когда конкуренты снижают цены, находят эффективные пути снижения себестоимости, или вводят специальные скидки, иные стимулирующие сбыт меры;
· - когда затраты потребителя на переключение с одного поставщика на другого минимальны;
· - когда конкуренты предпринимают меры по увеличению своей рыночной доли;
· - когда затраты на выход из отрасли (уход с рынка) высоки и выше затрат на то, чтобы остаться и конкурировать;
· - когда в конкурентную борьбу в отрасли вмешиваются предприятия других отраслей, имеющие высокие инвестиционные возможности по приобретению работающих в отрасли предприятий и превращению их в основных конкурентов.
Вторая конкурентная сила – конкурентное давление, создаваемое угрозой появления новых конкурентов.
Рост интенсивности конкуренции в связи с появлением новых конкурентов зависит от барьеров на входе в рынок и реакции присутствующих на рынке предприятий.
Типы барьеров на входе:
· - эффект масштаба (необходимость входа на рынок с большими объемами производства);
· - требования к технологическим возможностям, потребность в специализированных ноу-хау для равноправной игры на рыночном поле;
· - необходимость накопления производственного опыта, позволяющего снижать затраты и себестоимость (эффекты «кривой освоения и обучения»);
· - потребность в капитале для успешного вхождения в отрасль;
· - сформированные на рынке потребительские предпочтения и приверженность к торговой марке;
· - доступ к каналам распределения (создание собственной распределительной сети);
· - политические и административные барьеры (через процедуры выдачи разрешений и лицензирования, стандарты загрязнения окружающей среды и правила безопасности);
· - тарифы и ограничения в международной торговле (таможенные пошлины, торговые ограничения – квоты и др.).
Угроза появления на рынке новых конкурентов высока, если барьеры для входа низкие, а работающие в отрасли предприятия не намерены вести жесткую борьбу против них и готовы к уменьшению своей рыночной доли.
Появление потенциальных конкурентов тем вероятнее, чем привлекательнее перспективы роста и получения прибыли в отрасли.
Третья конкурентная сила – конкурентное давление со стороны предприятий других отраслей, предлагающих товары-заменители:
· - установление «потолка» цен, формируемого доступным и имеющим конкурентоспособную цену товаром-заменителем;
· - простота и относительная дешевизна переключения потребителя на замещающую продукцию.
Чем ниже стоимость товара-заменителя, выше его качество и потребительские свойства, а также ниже стоимость переключения, тем сильнее конкурентное давление со стороны предприятий, входящих в рынок с замещающим товаром.
Четвертая конкурентная сила – покупатели.
Влияние покупателей (потребителей) на конкуренцию зависит от объемов закупок потребителем продукции отрасли и стоимости переключения на продукцию конкурентов или замещающую продукцию.
Пятая конкурентная сила – рыночная власть поставщиков.
Влияние поставщиков на конкуренцию:
Сильное:
· - изделия поставщиков составляют значительную часть стоимости продукции, являются важнейшей частью производственного процесса, определяют качество продукции;
· - предприятию сложно переключиться на другого поставщика;
· - изделия поставщиков имеют более низкую цену, чем при организации их производства на предприятии-покупателе (эффект масштаба).
Слабое:
· - поставка стандартизированной продукции;
· - наличие товаров-заменителей, переключение на которые несложно и дешево;
· - потребитель (отрасль) является главным покупателем продукции поставщика.
Поставщики оказывают сильное влияние на конкуренцию, когда имеют возможность создавать для отдельных предприятий отрасли невыгодные условия с помощью цен, качества, характеристики продукции и надежности поставки.
Совместное влияние пяти конкурентных сил определяет характер конкуренции в отрасли и ее привлекательность для предприятия.
Непривлекательная отрасль:
· - высокая интенсивность конкуренции;
· - низкие барьеры для входа конкурентов;
· - рост конкуренции со стороны товаров-заменителей;
· - мощная рыночная власть поставщиков и потребителей.
Конкурентная стратегия должна содержать в себе:
· - уменьшение негативного воздействия пяти конкурентных сил на прибыльность предприятия;
· - возможность влияния на общую конкурентную среду в отрасли сохранение или достижение прочных конкурентных позиций в существующей конкурентной среде.