Показатели, характеризующие отрасль промышленности

Основные показатели, характеризующие отрасль промышленности:

· - размер рынка;

· - масштаб конкуренции (региональная, национальная, международная или глобальная);

· - стадия роста рынка и развития отрасли;

· - число конкурентов в отрасли и их относительная величина;

· - количество покупателей;

· - степень интеграции производителей;

· - барьеры на входе-выходе;

· - темп изменений продукции и технологии;

· - возможность использования эффекта масштаба в ресурсном обеспечении, производстве, маркетинге;

· - степень загрузки производственных мощностей;

· - эффективность производства и продаж;

· - средняя норма прибыли в отрасли;

· - капиталоемкость, требуемая для эффективной работы в отрасли.

24. Стратегия бизнеса и её основные элементы. Этапы

разработки, их содержание

Стратегия отдельного бизнеса является управленческим планом одного вида бизнеса диверсифицированного предприятия или монопродуктовой и монорыночной компании и направлена на создание или укрепление долгосрочной конкурентной позиции на конкретном рынке (стратегической зоне хозяйствования – СЗХ).

Концептуальное содержание стратегии бизнеса:

· - Разработка действий и подходов, обеспечивающих конкурентоспособность и предоставляющих конкурентные преимущества;

· - Определение ответных действий при изменении условий окружающей среды;

· - Объединение стратегических разработок функциональных служб, направленное на поддержку стратегии бизнеса;

· - Выработка мер по повышению эффективности внутренних процессов.

Основные элементы стратегии бизнеса:

1) Основные функциональные стратегии:

· - Производство и ведение хозяйственной деятельности;

· - Маркетинг, стимулирование спроса и распределение;

· - Научные исследования, опытно-конструкторские разработки и технология;

· - Трудовые ресурсы и трудовые отношения;

· - Финансовые подходы.

2) Основные подходы к конкуренции:

· - Низкие затраты или низкие цены?

· - Дифференциация (какого типа?)

· - Концентрация внимания к конкретной рыночной нише?

3) Действия, которые следует предпринять в случае изменения условий в отрасли или любых других изменений во внешней окружающей среде.

4) Действия, направленные на обеспечение стабильной конкурентоспособности.

Этап 1 - Выделение отрасли промышленности, стратегической зоны хозяйствования, закрепление за ними СБЕ:

· - позиционирование предприятия (СБЕ) по схеме: вид бизнеса – отрасль промышленности – покупатели (СЗХ);

· - анализ и оценка по стратегически значимым характеристикам;

· - определение СБЕ, их отраслевой принадлежности и стратегической зоны хозяйствования.

Этап 2 - Анализ и оценка факторов, определяющих стратегию бизнеса (бизнес-диагностика):

· - социально-политические, правовые и гражданские факторы;

· - привлекательность отрасли и условия конкуренции;

· - рыночные возможности и угрозы;

· - внутренние сильные и слабые стороны предприятия;

· - внешние благоприятные возможности и угрозы;

· - оценка конкурентоспособности;

· - осознание стратегических проблем, с которыми сталкивается предприятие.

Этап 3 - Выбор и разработка стратегии:

· - выделение отрасли и стратегических зон хозяйствования (рынков);

· - выделение СБЕ;

· - анализ и оценка факторов, определяющих стратегию;

· - разработка и выбор вариантов стратегических решений.

Этап 4 - Реализация стратегии:

· - разработка плана действий;

· - мониторинг, внесение изменений.

Конкурентные силы в отрасли и их влияние на

Конкурентную среду. Позиционирование предприятия

В отрасли

Показатели, характеризующие отрасль промышленности - student2.ru

Первая конкурентная сила – соперничество между конкурирующими предприятиями отрасли.(определяет интенсивность конкуренции).

Интенсивность конкуренции усиливается:

· - по мере роста числа конкурентов и выравнивания их размеров и возможностей;

· - в случае замедления роста или снижения спроса на продукцию;

· - когда конкуренты снижают цены, находят эффективные пути снижения себестоимости, или вводят специальные скидки, иные стимулирующие сбыт меры;

· - когда затраты потребителя на переключение с одного поставщика на другого минимальны;

· - когда конкуренты предпринимают меры по увеличению своей рыночной доли;

· - когда затраты на выход из отрасли (уход с рынка) высоки и выше затрат на то, чтобы остаться и конкурировать;

· - когда в конкурентную борьбу в отрасли вмешиваются предприятия других отраслей, имеющие высокие инвестиционные возможности по приобретению работающих в отрасли предприятий и превращению их в основных конкурентов.

Вторая конкурентная сила – конкурентное давление, создаваемое угрозой появления новых конкурентов.

Рост интенсивности конкуренции в связи с появлением новых конкурентов зависит от барьеров на входе в рынок и реакции присутствующих на рынке предприятий.

Типы барьеров на входе:

· - эффект масштаба (необходимость входа на рынок с большими объемами производства);

· - требования к технологическим возможностям, потребность в специализированных ноу-хау для равноправной игры на рыночном поле;

· - необходимость накопления производственного опыта, позволяющего снижать затраты и себестоимость (эффекты «кривой освоения и обучения»);

· - потребность в капитале для успешного вхождения в отрасль;

· - сформированные на рынке потребительские предпочтения и приверженность к торговой марке;

· - доступ к каналам распределения (создание собственной распределительной сети);

· - политические и административные барьеры (через процедуры выдачи разрешений и лицензирования, стандарты загрязнения окружающей среды и правила безопасности);

· - тарифы и ограничения в международной торговле (таможенные пошлины, торговые ограничения – квоты и др.).

Угроза появления на рынке новых конкурентов высока, если барьеры для входа низкие, а работающие в отрасли предприятия не намерены вести жесткую борьбу против них и готовы к уменьшению своей рыночной доли.

Появление потенциальных конкурентов тем вероятнее, чем привлекательнее перспективы роста и получения прибыли в отрасли.

Третья конкурентная сила – конкурентное давление со стороны предприятий других отраслей, предлагающих товары-заменители:

· - установление «потолка» цен, формируемого доступным и имеющим конкурентоспособную цену товаром-заменителем;

· - простота и относительная дешевизна переключения потребителя на замещающую продукцию.

Чем ниже стоимость товара-заменителя, выше его качество и потребительские свойства, а также ниже стоимость переключения, тем сильнее конкурентное давление со стороны предприятий, входящих в рынок с замещающим товаром.

Четвертая конкурентная сила – покупатели.

Влияние покупателей (потребителей) на конкуренцию зависит от объемов закупок потребителем продукции отрасли и стоимости переключения на продукцию конкурентов или замещающую продукцию.

Пятая конкурентная сила – рыночная власть поставщиков.

Влияние поставщиков на конкуренцию:

Сильное:

· - изделия поставщиков составляют значительную часть стоимости продукции, являются важнейшей частью производственного процесса, определяют качество продукции;

· - предприятию сложно переключиться на другого поставщика;

· - изделия поставщиков имеют более низкую цену, чем при организации их производства на предприятии-покупателе (эффект масштаба).

Слабое:

· - поставка стандартизированной продукции;

· - наличие товаров-заменителей, переключение на которые несложно и дешево;

· - потребитель (отрасль) является главным покупателем продукции поставщика.

Поставщики оказывают сильное влияние на конкуренцию, когда имеют возможность создавать для отдельных предприятий отрасли невыгодные условия с помощью цен, качества, характеристики продукции и надежности поставки.

Совместное влияние пяти конкурентных сил определяет характер конкуренции в отрасли и ее привлекательность для предприятия.

Непривлекательная отрасль:

· - высокая интенсивность конкуренции;

· - низкие барьеры для входа конкурентов;

· - рост конкуренции со стороны товаров-заменителей;

· - мощная рыночная власть поставщиков и потребителей.

Конкурентная стратегия должна содержать в себе:

· - уменьшение негативного воздействия пяти конкурентных сил на прибыльность предприятия;

· - возможность влияния на общую конкурентную среду в отрасли сохранение или достижение прочных конкурентных позиций в существующей конкурентной среде.

Наши рекомендации