Понятие системы налогов и сборов

1. Любая система - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Система налогов и сборов РФ - это совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.

2. Структура системы налогов и сборов РФ напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством. Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Бюджетная система России включает три уровня:

федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ и • местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Система налогов и сборов РФ также состоит из трех уровней трех подсистем более низкого порядка: подсистемы федеральных налогов и сборов; подсистемы региональных налогов и сборов;• подсистемы местных налогов и сборов.По критерию принадлежности к одной из этих подсистем налоги и сборы РФ делятся но три вида: федеральные налоги и сборы;региональные налоги и сборы;местные налоги и сборы.

3. Основное отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на кокой территории эти налоговые платежи вводятся и взимаются.Федеральные налоги и сборы должны устанавливаться НК РФ (установленные до его введения в действие, то есть до 1 января 1999 года - продолжают взиматься, поскольку это не противоречит части первой НК РФ) и обязательны к уплате на территории всей страны.Региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ) вводятся представительными (законодательными) органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог или сбор.Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.

4. Перечень федеральных, региональных и местных налогов со­держится в статьях 13, 14 и 15 части первой НК РФ. Однако указанные статьи еще не вступили в силу. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой НК РФ" от 31.07.99 № 155-ФЗ указанные статьи вступят в действие после полной отмены Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". До этого момента действует перечень налогов и сборов, установленный в статьях

9 Принципы построения системы налогов и сборов.Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

Принципы построения налоговой системы:1) непосредственно закрепленные законодательством о налогах и сборах:- принцип единства системы налогов и сборов;

- принцип трехуровневого построения налоговой системы России;- принцип определенности системы налогов и сборов;- принцип стабильности системы налогов и сборов;- принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов;

2) не имеющие непосредственного закрепления в законодательстве о налогах и сборах:

- принцип эффективности (нейтралитета) системы налогов и сборов;- принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов;- принцип оптимальности построения системы налогов и сборов;- принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков.В ст. 3 НК РФ дан исчерпывающий перечень строго определенных принципов и направлений налоговой политики государства.

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в за­висимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Законодательная конкретизация принципов налогообложения в форме основных начал законодательства о налогах и сборах призвана способствовать их активному применению на практике, в том числе судебными органами.

Наши рекомендации